Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Tihon Hrennikov / Tihon Hrennikov (1913-2007)

Tihonu Hrennikovu was fourteen years when from the city of Eltsa on orlovshchine it has arrived to Moscow "яюърчр=іё " to somebody from capital musicians and to deal with the basic vital question: whether there is at it data to become the professional musician.

Listened to its M.F.Gnesin. As always: attentively, thoughtfully. Talent of the young man was so obvious that doubts could not be. So, approximately, Michael Fabianovich also has expressed. But has there and then advised not to hurry up to Moscow and to arrive only upon termination of school.

Tihon Hrennikov / Tihon Hrennikov In native Eltse Tihon Hrennikov led an intensive musical life. At capital coevals it could raise a smile, this typically provincial "шэ=хэёштэюё=і" where there was also a participation in an orchestra "эхряюыш=рэёъюую" structure - mandolines and guitars, and solo performances on a guitar, and even game on the glasses which have been set up by water, and singing in chorus. And along with it there were more academic employment on a grand piano. To years to ten - eleven the first tests of the composition of music and its recording concern.

... The School is ended, summer months behind. By treasured September, month of painful excitements, examinations - Hrennikov in Moscow. It is accepted in technical school of a name of Gnesinyh on piano and composer branches. To it sixteen years.

How Hrennikov studied? It is possible to answer dry, but the impressive formula: "юяхЁхцр  уЁр¶шъ". Otherwise it would not estimate so highly at examinations in conservatory in 1932, having accepted at once on the second year. So it appears in V.J.Shebalina's class, the composer with a wide range of tastes and the knowledge stretched from doglinkinskoj of a time to most "ыхт№§" those years composers - Hindemita, Ksheneka, Stravinsky and French "°хё=хЁъш".

Hrennikov develops promptly. Probably in it which have recently entered into new music world, creative courage, a young fuse much more advance a real estimation of the possibilities. But that could become fatal for the young man of average talent and lead "эюцэшчрь" postponing performance from a plan, for it - only one more additional impulse, I think, the most indicative in creativity - rate.

Property, this, happy property, at the heart of the is connected with special line of the creating person, with trust to the first thought. In it Hrennikov - an antipode of Taneeva which Tchaikovsky often scolded for infinite complications, alterations, transformations in which result a theme, a melodic image lost the most valuable property - a spontaneity. Even in the earliest years intellectual equipment of Hrennikova, its developing freedom of possession of craft secrets, joined it when pervorozhdennyj, still warm, heart the warmed musical image already "ё=ю ы on эюур§" when it was possible to wait for the first flowering, the first runaway.

Then the First concert for a piano with an orchestra is born. In it - traditions of Russian classics, reflexions "ёъЁ сшэшрэ№" boyish, and consequently especially captivating angularity and, first of all and over everything, the most precious property - a youth. It affects in quick temper, with which young author "тю¦х=" with shestidolnoj a clock cage of the first theme, loosening it not two as it is necessary at a step in six eighth, and three blows.

In skertsoobraznoj I parts of the Concert the author, trying to seem to more solid, as though brings to reason: "-рь not to °ѕ=юъ". Bewitching "ёэхуѕЁюёі " music replaces the first theme. The author does not give it wide development. She only declares herself, and it is enough of it for creation of the contrast figurative environment.

II part of the Concert sustained in severe atmosphere of Russian skaza, somewhere causing associations with Russian opera classics Is related to this theme. Also it is already more certain, directly "яю-сюЁюфшэёъш" III part reminding certain "сюур=№Ёёъюх шуЁшЁх".

sounds

In such, three-private variant the Concert has sounded for the first time in June, 1933, (IV part has been composed in half a year and in such kind the Concert was executed further.) Tihon Hrennikov reaped this evening laurels of double success - as the author and as the executor. Should add that the same as in technical school Gnesinyh, in conservatory Hrennikov studies, except composer, also at piano faculty. Here it arrives in G.G.Nejgauza's class. It is strange, as it is not enough in the rich literature on Hrennikove it is given attention to this fact, one of the most important, in my opinion, in the biography of the musician (not only the pianist!) Hrennikova. Henry Gustavovich Nejgauz was not simply outstanding teacher. Even if to name its outstanding musician, and then very many remains in a shade. Amazing knowledge of philosophy, the literature, history, theatre, painting, psychology, ability to read in many languages which he owned freely, - did each meeting, conversation with it by for a long time remembered event. The expert on the musical literature of many centuries and many people, the most thin expert on styles, it was the actor in the most refined sense. If to speak about its artistic outlook, it was the romanticist. Therefore so it is inspired in its concerts Chopin, Schuman, Skryabin's poetry, Shimanovsky revealed. It is impossible to imagine, that the pupil allocated with such degree of keenness and impulsiveness, has not given in to charms of the romantic music so with inspiration interpreted by the teacher.

Echoes of a romantic aesthetics are heard in many products of Hrennikova, since the Piano concert. And in "¤хёэх about ¦юёътх" and in the maiden figured chastooshka "Ї I will put on a dress схыю" and in "-юы№схыіэющ" Lenki, and in music to a film "- six o'clock in the evening after тющэ№" and in "+ѕёрЁёъющ срыырфх" and, at last, in music to Shakespeare's comedy "¦эюую noise from эшёхую" - palpation romanticheski uneasy heart, unruly, suffering, exulting, waiting happy changes in a life everywhere is heard.

... We know many cases when purely professional development advances development of the person as a whole. The young artist, the actor, the musician is already perfectly learnt, but he still has nothing to tell.

Absolutely differently there is a biography of Hrennikova. About years of the doctrine always with interest, with admiration its companions tell. "+ютюЁ  about conservatoire years Tihona Hrennikova, - known musicologist I.I.Martynov writes, - all of us time mention products which are difficult for considering from purely academic point of view, - they obviously fell outside the limits professorial tasks, and it was the important feature of development of the composer actively searching for the way to wide ranges of listeners … Already in a student time it aspired to become the participant of building of new musical culture, has been involved in its current and embodied in a life plans new large яЁюшчтхфхэшщ".

The First I.I.Martynov names the Symphony written by T.Hrennikovym as degree work in 1935.

it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Tihon Hrennikov / Тихон Хренников (1913 -2007)

Тихону Хренникову было четырнадцать лет, когда из города Ельца на орловщине он приехал в Москву "показаться" кому-нибудь из столичных музыкантов и решить основной жизненный вопрос: есть ли у него данные, чтобы стать профессиональным музыкантом.

Слушал его М. Ф. Гнесин. Как всегда: внимательно, вдумчиво. Дарование юноши было столь очевидным, что сомнений быть не могло. Так, примерно, и высказался Михаил Фабианович. Но тут же посоветовал не торопиться в Москву и приехать только по окончании школы.

Тихон Хренников / Tihon HrennikovВ родном Ельце Тихон Хренников жил интенсивной музыкальной жизнью. У столичных ровесников она могла вызвать улыбку, эта типично провинциальная "интенсивность", где было и участие в оркестре "неаполитанского" состава - мандолины и гитары, и сольные выступления на гитаре, и даже игра на стаканах, настроенных водой, и пение в хоре. А наряду с этим шли более академические занятия по роялю. Годам к десяти - одиннадцати относятся первые пробы сочинения музыки и записывания ее.

... Школа окончена, летние месяцы позади. К заветному сентябрю, месяцу мучительных волнений, экзаменов - Хренников в Москве. Он принят в техникум имени Гнесиных на фортепианное и композиторское отделения. Ему шестнадцать лет.

Как учился Хренников? Можно ответить сухой, но внушительной формулой: "опережая график". Иначе его бы не оценили так высоко на экзаменах в консерваторию в 1932 году, приняв сразу на второй курс. Так он оказывается в классе В. Я. Шебалина, композитора с широким диапазоном вкусов и знаний, простирающихся от доглинкинской поры до самых "левых" в те годы композиторов - Хиндемита, Кшенека, Стравинского и французской "шестерки".

Хренников развивается стремительно. Возможно в нем, недавно вошедшем в новый музыкальный мир, творческая отвага, молодой запал намного опережают реальную оценку своих возможностей. Но то, что могло стать пагубным для юноши среднего дарования и привести к "ножницам", отдаляющим выполнение от замысла, для него - только еще один дополнительный импульс, думаю, самый показательный в творчестве - темп.

Свойство, это, счастливое свойство, в основе своей связано с особой чертой творящего человека, с доверием к первой мысли. В этом Хренников - антипод Танеева, которого Чайковский часто бранил за бесконечные усложнения, переделки, трансформации, в результате которых тема, мелодический образ теряли самое ценное свойство - непосредственность. Даже в самые ранние годы интеллектуальная оснащенность Хренникова, его развивающаяся свобода владения секретами ремесла, включалась им тогда, когда перворожденный, еще теплый, сердцем согретый музыкальный образ уже "стоял на ногах", когда можно было ждать первого цветения, первого побега.

Тогда рождается Первый концерт для фортепиано с оркестром. В нем - традиции русских классиков, отблески "скрябинианы", мальчишеская, и потому особенно пленительная угловатость и, прежде всего и над всем, драгоценнейшее свойство - юность. Она сказывается в запальчивости, с которой молодой автор "воюет" с шестидольной тактовой клеткой первой темы, расшатывая ее не двумя, как положено при такте в шесть восьмых, а тремя ударами.

В скерцообразной I части Концерта автор, стараясь казаться более солидным, как бы урезонивает: "Нам не до шуток". Завораживающая "снегурочья" музыка сменяет первую тему. Автор не дает ей широкого развития. Она только заявляет о себе, и этого достаточно для создания контрастной образной среды.

Родственна этой теме II часть Концерта, выдержанная в суровой атмосфере русского сказа, где-то вызывающего ассоциации с русской оперной классикой. И уже более определенно, прямо "по-бородински" звучит III часть, напоминающая некое "богатырское игрище".

В таком, трехчастном варианте Концерт прозвучал в первый раз в июне 1933 года, (IV часть сочинена была через полгода и в таком виде Концерт исполнялся в дальнейшем.) Тихон Хренников пожинал в этот вечер лавры двойного успеха - как автор и как исполнитель. Должен добавить, что так же, как в техникуме Гнесиных, в консерватории Хренников учится, кроме композиторского, еще и на фортепианном факультете. Здесь он поступает в класс Г. Г. Нейгауза. Странно, как мало в богатой литературе о Хренникове уделено внимания этому факту, одному из самых важных, на мой взгляд, в биографии музыканта (не только пианиста!) Хренникова. Генрих Густавович Нейгауз был не просто выдающимся педагогом. Даже если назвать его выдающимся музыкантом, то и тогда очень многое останется в тени. Поразительные познания в философии, литературе, истории, театре, живописи, психологии, умение читать на многих языках, которыми он владел свободно,- делали каждую встречу, беседу с ним надолго запоминающимся событием. Знаток музыкальной литературы многих веков и многих народов, тончайший знаток стилей, он был артистом в самом рафинированном смысле. Если говорить об его артистическом мировоззрении, он был романтиком. Потому так вдохновенно в его концертах раскрывалась поэзия Шопена, Шумана, Скрябина, Шимановского. Невозможно представить себе, чтобы ученик, наделенный такой степенью чуткости и импульсивности, не поддался чарам романтической музыки, столь вдохновенно интерпретируемой учителем.

Отзвуки романтической эстетики слышатся во многих произведениях Хренникова, начиная с Фортепианного концерта. И в "Песне о Москве", и в девичьей узорчатой частушке "Я надену платье бело", и в "Колыбельной" Леньки, и в музыке к фильму "В шесть часов вечера после войны", и в "Гусарской балладе", и, наконец, в музыке к комедии Шекспира "Много шума из ничего", - везде слышится биение романтически взволнованного сердца, неугомонного, страждущего, ликующего, ждущего счастливых перемен в жизни.

...Мы знаем немало случаев, когда чисто профессиональное развитие опережает развитие личности в целом. Молодой художник, актер, музыкант уже отлично научен, но ему еще нечего сказать.

Совсем иначе складывается биография Хренникова. О годах учения всегда с интересом, с восхищением рассказывают его товарищи. "Говоря о консерваторских годах Тихона Хренникова, - пишет известный музыковед И. И. Мартынов, - мы все время упоминаем произведения, которые трудно рассматривать с чисто академической точки зрения, - они явно выходили за пределы профессорских заданий, а это явилось важной особенностью развития композитора, активно искавшего свой путь к широким кругам слушателей… Уже в студенческую пору он стремился стать участником строительства новой музыкальной культуры, был вовлечен в ее течение и воплощал в жизнь замыслы новых крупных произведений".

Первым И. И. Мартынов называет Симфонию, написанную Т. Хренниковым в качестве дипломной работы в 1935 году.

читаем дальше >