Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Tihon Hrennikov / Tihon Hrennikov (a part IV)

Throughout one week in the autumn of 1957, in commemoration of 40th anniversary of October, "¦р=і" has been put in the Bolshoi theatre of the USSR and at Theatre of With. M.Kirova. Both statements have unanimously been approved by the press as the outstanding phenomena of the Soviet musical theatre.

If in two operas - "- сѕЁ¦" and "¦р=і" - Tihon Nikolaevich, addressing to serious, socially significant plots, has achieved considerable creative victories, an opera "ИЁюы Ръюсххт" or (in the second edition) "…хчЁюфэ№щ ч =і" has brought to the author of less pleasure.

"Ртр=юь" it there was V.I.Nemirovich-Danchenko who has seen in the hero of the Russian story of a XVII-th century of Frole Skobeeve a certain similarity "Ёѕёёъюую ИшурЁю". Neither modification, nor reconsideration of some the characters of the story with reference to requirements of an opera genre, effort of skilled librettist S.Tsenina to give to negative characters at least "эхщ=Ёрыіэ№х" lines, - have not rescued position. Even presence of witty, often carrying away music in an end result has not led to a victory.

From theatrical works of Hrennikova in more "ыхуъюь" a genre are allocated an operetta "Р=ю devils both one фхтѕ°ър" and the musical chronicle (rare genre definition!) "…хыр  эюёі". In the first it is a question of exposure of religious prejudices, about struggle against sectarians today; in the second - it is possible to receive a fair idea about a plot, an epoch, the social environment, being guided only by the list of characters. Here some of them: officer Feodor Lanskoj, sailor Illarion the Storm, Nikolay II, the empress, Grigory Rasputin, minister Frederike, general Guy-Gaevich etc., up to Felix Jusupova and Purishkevicha.

Here that the director "…хыющ эюёш" writes about this unusual theatrical opus of Hrennikova; G.Ansimov: "-ш in one product for theatre of light opera there was no such quantity of the episodes developed in various places - the Neva prospectus, a court building, river bank, a palace, the Peter and Paul Fortress, cafe, the gambling house... There was no such quantity of characters (more than forty) and such concentration of events - murders, transformations, imperial receptions, Peter and Paul Fortress storm, disguise and flight Kerensky... To transform such play into product for musical theatre, it was necessary to find any special is musical-dramaturgic receptions.

Here again T.Hrennikov has shown all the тючьюцэюё=ш". From myself I will add: only the composer with such acute sense of theatricality could venture so radical updating of a genre of an operetta, a pas creation of thin characteristics unusual "ухЁюхт" on carrying out of a through satirical line and, in a counterbalance to it, - lines of original heroes of a true story.

Participants of work on many performances with music of Tihona Hrennikova often tell, how it was difficult to start learning of a song, arias, ballads after it showed, i.e. The composer sang. The author of these lines witnessed how glorified actor N.K.Pechkovsky, having listened to the end "¤хёэ¦ -хэіъш" from an opera "- сѕЁ¦" performed by Hrennikova, has departed from a grand piano, has looked in our party and with disappointment has told: "¤ѕё=і itself also sings! Who so can ёях=і!".

Talent of the Hrennikova-actor is not limited professional pianizmom a high rank, amazing vocal "яюърчюь" an impersonation of the sailor in a film "¤юхчф goes on -юё=юъ" - it affects and in how its products for tools which he does not own are written: the Concert for a violin (1959) and the Concert for a violoncello (1964). Both in one, and in other concert Hrennikov shows not only knowledge of the tool, its expressive possibilities, - that any professional composer is obliged to know, - it really gets in "фѕ°ѕ" the tool, opening sometimes such hiding places about what violinists or violoncellists did not suspect. This remarkable property - one of many displays of its virtuosity.

Violin, and the Second piano concerts are written Violonchelnyj in to a major. It is curious that the Second concert for a piano begins a theme dodekafonicheskoj structures (!). But, as though derisively, and it is entered in pure, classical to a major. Three these masterly products develop lines of emotionally charged music inherent in Hrennikovu, the music which are not afraid neither open recognitions, nor the sparkled teardrop, ingenuous pljasa. This property "эх сю =іё " differently affects at Hrennikova. Very few people would venture in Pushkin "Гшьэхщ фюЁюух" after words of the first couplet: "-юыюъюыіёшъ monotonous it is tiresome уЁхьш=" - suddenly to start singing whether with Gipsy, whether it is simple with a valiant manner: "=Ёр-ы  - lja, lja, ы !" Here it, risky, and as impressing courage reminding hussar spirit.

It is remembered, during far times of rehearsals "- сѕЁ¦" at Theatre of With. M.Kirova, the old hornist, M.Neustroyev, clever, a sharp-sighted eye the person, has told about Hrennikove: "-¦фёъющ ёхыютхъ!". And in many years librettist S.Tsenin only has differently expressed the same, saying that Tihon Nikolaevich "ёю§Ёрэшы precious gift =ютрЁшЁхё=тр". Precious this gift directly responds in music of any genres. But before all in a genre most "ы¦фёъюь" the most democratic - in a song. And in songs from "¦эюую °ѕьр" "-ртэ№ь-фртэю" and in a new variant - "¦эюую noise... Because of ы¦стш"; and in the songs sung by all country: "¤хёэх about ¦юёътх" from a film "РтшэрЁър and ярё=ѕ§" "‡ё=і in the north good уюЁюфюъ" "ЛЁрыіч№ fight чфюЁютю" in "¤хёэх about Moscow фхтѕ°ъх" - this gift necessary to people, as handshake of a friendly hand is felt, heard.

Even on siluetnomu to a sketch it is possible to make to itself representation about talent, character of talent of the wonderful musician - our contemporary.

... In 1948 the First congress of composers has assigned on tridtsatipjatiletnego Tihona Hrennikova a post of the Secretary general of the Union of the Soviet composers. It is more than 25 years it adequately supervises over work, activity of the most advanced, most numerous, most active group of composers and musicologists of the Earth. Tihon Nikolaevich finds any absolutely inexplicable ways time for creativity, is conclusive testifying to its forward movement.

It is surrounded by respect of a society. It was the delegate XXII, XXIII and XXIV party congresses. Three times it selected a member of the Central revision committee.

Several state awards note its best products. The second piano concert is awarded the Lenin award. The government has awarded with its several awards.

The Highest award, a rank of the Hero of Socialist Work, it is awarded to the sixtieth anniversary. It is necessary to trust documents: Tihon Nikolaevich Hrennikov has stepped for sixty. But it is necessary to trust music, temperament, cheerfulness which we observe with amazement and with amazement we define: yes, it is not leaving youth.

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Tihon Hrennikov / Тихон Хренников (часть IV)

На протяжении одной недели осенью 1957 года, в ознаменование 40-й годовщины Октября, "Мать" была поставлена в Большом театре СССР и в Театре им. С. М. Кирова. Обе постановки единодушно были одобрены печатью как выдающиеся явления советского музыкального театра.

Если в двух операх - "В бурю" и "Мать" - Тихон Николаевич, обращаясь к серьезным, общественно-значимым сюжетам, добился значительных творческих побед, то опера "Фрол Скобеев" или (во второй редакции) "Безродный зять" принесла автору меньше радости.

"Сватом" ее оказался В. И. Немирович-Данченко, увидевший в герое русской повести XVII века Фроле Скобееве некое подобие "русского Фигаро". Ни видоизменение, ни переосмысление ряда героев повести применительно к требованиям оперного жанра, ни усилия опытного либреттиста С. Ценина придать отрицательным персонажам хотя бы "нейтральные" черты, - не спасли положения. Даже наличие остроумной, часто увлекающей музыки в конечном результате не привело к победе.

Из театральных работ Хренникова в более "легком" жанре выделяются оперетта "Сто чертей и одна девушка" и музыкальная хроника (редкое жанровое определение!) "Белая ночь". В первой речь идет о разоблачении религиозных предрассудков, о борьбе с сектантами в наши дни; во второй - можно получить ясное представление о сюжете, эпохе, социальной среде, ориентируясь только на список действующих лиц. Вот некоторые из них: офицер Федор Ланской, матрос Илларион Буря, Николай II, императрица, Григорий Распутин, министр Фредерике, генерал Гай-Гаевич и т. д., вплоть до Феликса Юсупова и Пуришкевича.

Вот что пишет об этом необычном театральном опусе Хренникова постановщик "Белой ночи" Г. Ансимов: "Ни в одном произведении для театра оперетты не было такого количества эпизодов, развертывающихся в различных местах - Невский проспект, здание суда, берег реки, дворец, Петропавловская крепость, кафе, игорный дом... Не было такого количества действующих лиц (более сорока) и такой концентрации событий - убийства, превращения, императорские приемы, штурм Петропавловской крепости, переодевание и бегство Керенского... Чтобы превратить такую пьесу в произведение для музыкального театра, нужно было найти какие-то особые музыкально-драматургические приемы.

И здесь Т. Хренников показал все свои возможности". От себя добавлю: только композитор с таким острым чувством театральности мог отважиться на столь радикальное обновление жанра оперетты, па создание тонких характеристик необычных "героев", на проведение сквозной сатирической линии и, в противовес ей, - линии подлинных героев подлинной истории.

Участники работы над многими спектаклями с музыкой Тихона Хренникова часто рассказывают, как трудно было приступить к разучиванию песни, арии, баллады после того, как ее показывал, т. е. пел сам композитор. Автор этих строк был свидетелем того, как прославленный артист Н. К. Печковский, дослушав "Песню Леньки" из оперы "В бурю" в исполнении Хренникова, отошел от рояля, посмотрел в нашу сторону и с досадой сказал: "Пусть сам и поет! Кто ж так может спеть!".

Дарование Хренникова-артиста не ограничивается профессиональным пианизмом высокого ранга, поразительным вокальным "показом", исполнением роли матроса в фильме "Поезд идет на Восток",- оно сказывается и в том, как написаны его произведения для инструментов, которыми сам он не владеет: Концерт для скрипки (1959) и Концерт для виолончели (1964). И в одном, и в другом концерте Хренников показывает не только знание инструмента, его выразительных возможностей, - что обязан знать любой профессиональный композитор,- он действительно проникает в "душу" инструмента, раскрывая иной раз такие тайники, о каких сами скрипачи или виолончелисты не подозревали. Это замечательное свойство - одно из многих проявлений его артистизма.

Скрипичный, Виолончельный и Второй фортепианный концерты написаны в до мажоре. Любопытно, что Второй концерт для фортепиано начинается темой додекафонической структуры (!). Но, как бы в насмешку, и она вписывается в чистый, классический до мажор. Три эти виртуозные произведения развивают присущие Хренникову черты эмоционально заряженной музыки, музыки, не боящейся ни открытых признаний, ни сверкнувшей слезинки, ни простодушного пляса. Это свойство "не бояться" по-разному сказывается у Хренникова. Мало кто бы отважился в пушкинской "Зимней дороге", после слов первого куплета: "Колокольчик однозвучный утомительно гремит", - вдруг запеть то ли с цыганским, то ли просто с молодецким пошибом: "тра-ля - ля, ля, ля!" Вот она, рискованная, а как впечатляющая, напоминающая гусарский дух отвага.

Помнится, в далекие времена репетиций "В бурю" в Театре им. С. М. Кирова, старый валторнист, М. Неустроев, умный, зоркого глаза человек, сказал о Хренникове: "Людской человек!". А через много лет либреттист С. Ценин только по-иному выразил то же самое, говоря, что Тихон Николаевич "сохранил драгоценный дар товарищества". Драгоценный этот дар прямо откликается в музыке любых жанров. Но раньше всего в жанре самом "людском", самом демократичном - в песне. И в песнях из "Много шума", "Давным-давно", и в новом варианте - "Много шума... из-за любви"; и в песнях, распеваемых всей страной: "Песне о Москве" из фильма "Свинарка и пастух", "Есть на севере хороший городок", "Уральцы бьются здорово" в "Песне о московской девушке",- чувствуется, слышится этот дар, нужный людям, как пожатие дружеской руки.

Даже по силуэтному наброску можно составить себе представление о даровании, характере дарования чудесного музыканта - нашего современника.

... В 1948 году Первый съезд композиторов возложил на тридцатипятилетнего Тихона Хренникова должность Генерального секретаря Союза Советских композиторов. Больше 25 лет он достойно руководит работой, деятельностью самого передового, самого многочисленного, самого активного отряда композиторов и музыковедов Земли. Тихон Николаевич какими-то совершенно необъяснимыми путями находит время для творчества, неоспоримо свидетельствующего о его поступательное движении.

Он окружен уважением общества. Он был делегатом XXII, XXIII и XXIV партийных съездов. Трижды его избирали членом Центральной ревизионной комиссии.

Несколькими государственными наградами отмечены лучшие его произведения. Второй фортепианный концерт удостоен Ленинской премии. Правительство наградило его несколькими орденами.

Наивысшей награды, звания Героя Социалистического Труда, он удостоен к шестидесятилетию. Нельзя не верить документам: Тихон Николаевич Хренников перешагнул за шестьдесят. Но нельзя не верить музыке, темпераменту, жизнелюбию, которые мы наблюдаем с изумлением и с изумлением определяем: да, это неуходящая юность.

< возвращаемся