Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Sergey Rahmaninov / Sergey Rakhmaninov (a part II)

the Representative of an old sort of noble family, Rakhmaninov has spent early years in the house with decreasing year from a year a prosperity, in a family which atmosphere became more and more strained. The musical abilities inherited, apparently, from the grandfather and the father, have defined its way to the Petersburg conservatory. There talent of the boy has not been solved. The help of the cousin, Alexander Ziloti, the favourite pupil of Sheet, has come in due time: it has estimated abilities of the twelve years musician and has defined it in the Moscow conservatory in N.S.Zvereva's who has incurred all cares and expenses on its further education class. The years spent in the house and a class of Zvereva, are filled by the incessant precisely regulated employment which have developed in Rakhmaninov the strict discipline, a high standard of work. Here, in a class of Zvereva, bases rahmaninovskogo pianizma, received on a conservatory older year artistic "°ыш¶ютъѕ" have been put; at Alexander Ziloti. Over employment on a composition supervised Taneev and Arensky. Tchaikovsky cult reigned everywhere in the Moscow conservatory, and in classes of Taneeva and Zvereva - especially.

At the age of 14-15 years Rakhmaninov writes some piano plays, including "¦хыюфш¦" kept poetic appeal up to now. From the beginning of 90th years there are mature products in different genres: the First piano concert, an opera "+ыхъю" "¦ыхушёхёъюх =Ёшю" Tchaikovsky memories, a symphonic poem "Л=хё" the first romancing opuses including such masterpieces as "-х sing, ъЁрёртшчр" "- molchani nights =рщэющ" "¤юы¦сшыр I on grief ётю¦".

Twenty years' Rakhmaninov is hotly accepted by public of the Bolshoi theatre in evening of the first execution "+ыхъю". This evening two prime ministers have taken place: Rakhmaninov's first opera and "Ђюырэ=№" - Tchaikovsky last opera, as though symbolising relay race of generations...

Unexpected accident has burst in spring of 1897 in connection with a premiere of the First symphony. Movable by the best feelings, in every possible way sympathising with the young composer, A.K.Glazunov undertook to acquaint Petersburg with its symphony. Avoiding unnecessary "§Ёхё=юьр=шщэюё=ш" it is necessary to tell that conducting at all was not the strongest aspect of activity of the well-known composer.

The Symphony has failed. Critics, especially T.Kjui, have shown ruthlessness. But the author has appeared the most severe critic. Understanding that languid, amorphous conducting without dynamic shades, in the slowed down rates has deformed sense, character of music, Rakhmaninov nevertheless brings down on itself monstrously unfair reproaches. This failure has led to the most terrible: the composer has lost a self-confidence. Here a fragment from his letter. V.Asafevu: "¤юёых this Symphony did not compose anything about three years. It was similar to the person who has sufficed blow and from which for long time were took away both a head, and hands... The Symphony I will not show and in the will I will impose a ban for shows. ."

From a condition of extreme apathy of Rakhmaninov deduces S.Mamontova's offer, the patron of art, the owner of opera theatre, to take a place of the conductor. So in 1898 conductor's activity, one more display of universal musical endowments of Rakhmaninov begins.

The Exit from sincere crisis was marked by creation of the Second piano concert devoted to doctor-hypnotist N.N.Dalju in gratitude for unusual keenness, shown by it during the difficult period of a life of Rakhmaninov. As though making up for years of creative apathy, the composer enters a time of intensive creation of music, since first years of a new century. A cantata "-хёэр" violonchelnaja a sonata, Ten piano preludes, two operas ("Ръѕяющ Ё№чрЁі" and "ИЁрэёхёър yes ршьшэш"), 27 romances are composed by the composer between 1900 and 1905.

And further, within twelve years, the creativity stream does not weaken. During the same time the tours bringing a triumphal recognition of its pianistic talent are developed. In 1904 Rakhmaninov becomes the conductor of the Bolshoi theatre, gaining at once unshakable authority. Already at that time he is disturbed by the thoughts formulated in many years: "Ї never could solve, what my original calling - the composer, the pianist or the conductor. There are moments, when it seems to me that followed to be only the composer, sometimes I think that I only the pianist. Now, when the life most part is lived, I am am tormented constantly by thought that, being scattered on different areas, I have not found original яЁшчтрэш ".

So unfairly great musician estimates happy property of the talent, its amazing many-sided nature. We repeat: Rakhmaninov - difficult nature. Already in the earliest his compositions it is possible to hear that manner of direct, open expression of feeling which is inherent in Glinka, Schubert, Tchaikovsky. Everything close knowing it, are unanimous in an appreciation of its sincere qualities among which cleanliness, truthfulness, adherence to principles are marked especially. But Rakhmaninov for all life has let in the sincere world schitannyh people.

The Romanticist on spirit, it in a life avoids a romantic pose, does not search for sympathy, empathy. But in music it it is uneasy, always sincerely speaks about the world surrounding it. Even in the most impulsive dynamics it does not lose the control over itself(himself), it is not overflowed by temperament though both in its music and in game the flame quite often storms. Also there is it from requirement for the sake of music to rule over itself, just as an orchestra and a scene.

Unsociable in a life, revealing only in the narrowest circle, Rakhmaninov felt burning requirement for dialogue with people, with weight of people and it carried out it only in the performances behind a grand piano or a conductor's stand.

To the concerts Rakhmaninov concerned as festivals. In it was not only clear in a life of each actor requirement of success, and something bolshee and deeper: "+=эшьш=х at me concerts and then to me will come ъюэхч" - he spoke to the close friends.

The Ingenious pianist, the successor of traditions of Sheet, Rubinshtejna Rakhmaninov grasped an audience passion of a confession and the sermon, following of properties and features of its person. Its piano concerts - "ьѕч№ърыіэ№х Ёюьрэ№" depth, charm, typically Russian spiritual atmosphere Tolstoy, Chekhov's reminding pages, Levitan's cloths, verses of Nadsona, Bunin, Tyutchev...

In the memoirs of Marietta Shaginjan concerns one of the most important problems, speaking about Rakhmaninov, as the spokesman of the epoch: "+ыѕсюъю modern understanding of that such disclosing in music of the society, inquiries and character of the person of the epoch. The story in sounds about historical crossroads, about the Chekhovian weak-willed intellectual who grieves for action, on definiteness and is not able to find an outcome internal ёшырь". And further Shaginjan sensitively notices that the exit has been found "т great warm humanity, in that love to fine in the person which moves struggle for the best life for эхую".

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Sergey Rahmaninov / Сергей Рахманинов (часть II)

Представитель старого дворянского рода, Рахманинов провел ранние годы в доме с убывающим год от года достатком, в семье, атмосфера которой делалась все более напряженной. Музыкальные способности, унаследованные, по-видимому, от деда и отца, определили его путь в Петербургскую консерваторию. Там дарование мальчика не было разгадано. Помощь двоюродного брата, Александра Зилоти, любимого ученика Листа, пришла своевременно: он оценил способности двенадцатилетнего музыканта и определил его в Московскую консерваторию в класс Н. С. Зверева, взявшего на себя все заботы и расходы по его дальнейшему воспитанию. Годы, проведенные в доме и классе Зверева, наполнены непрестанными точно регламентированными занятиями, выработавшими в Рахманинове строжайшую дисциплину, высокую культуру труда. Здесь, в классе Зверева, заложены были основы рахманиновского пианизма, получившего на старшем курсе консерватории артистическую "шлифовку" у Александра Зилоти. Занятиями по композиции руководили Танеев и Аренский. Культ Чайковского царил повсеместно в Московской консерватории, а в классах Танеева и Зверева - особенно.

В возрасте 14-15 лет Рахманинов пишет несколько фортепианных пьес, в том числе "Мелодию", сохранившую свою поэтическую привлекательность до наших дней. С начала 90-х годов появляются зрелые произведения в разных жанрах: Первый фортепианный концерт, опера "Алеко", "Элегическое трио" памяти Чайковского, симфоническая поэма "Утес", первые романсные опусы, включающие такие шедевры, как "Не пой, красавица", "В молчаньи ночи тайной", "Полюбила я на печаль свою".

Двадцатилетний Рахманинов горячо принят публикой Большого театра в вечер первого исполнения "Алеко". В этот вечер состоялись две премьеры: первой оперы Рахманинова и "Иоланты"- последней оперы Чайковского, как бы символизируя эстафету поколений...

Нежданная катастрофа разразилась весной 1897 года в связи с премьерой Первой симфонии. Движимый лучшими чувствами, всемерно симпатизируя молодому композитору, А. К. Глазунов взялся познакомить Петербург с его симфонией. Избегая ненужной "хрестоматийности", следует сказать, что дирижирование отнюдь не было сильнейшей стороной деятельности знаменитого композитора.

Симфония провалилась. Критики, особенно Ц. Кюи, проявили беспощадность. Но самым жестоким критиком оказался автор. Понимая, что вялое, аморфное дирижирование без динамических оттенков, в замедленных темпах исказило смысл, характер музыки, Рахманинов тем не менее обрушивает на самого себя чудовищно несправедливые упреки. Неудача эта привела к самому страшному: композитор утратил веру в себя. Вот отрывок из его письма Б. В. Асафьеву: "После этой Симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки... Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины.. ."

Из состояния крайней апатии Рахманинова выводит предложение С. Мамонтова, мецената, владельца оперного театра, занять место дирижера. Так в 1898 году начинается дирижерская деятельность, еще одно проявление универсальной музыкальной одаренности Рахманинова.

Выход из душевного кризиса ознаменовался созданием Второго фортепианного концерта, посвященного врачу-гипнотизеру Н. Н. Далю в благодарность за необыкновенную чуткость, проявленную им в трудный период жизни Рахманинова. Как бы наверстывая годы творческой апатии, композитор вступает в пору интенсивного созидания музыки, начиная с первых лет нового века. Кантата "Весна", виолончельная соната, Десять фортепианных прелюдий, две оперы ("Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини"), 27 романсов сочинены композитором между 1900 и 1905 годом.

И дальше, в течение двенадцати лет, не ослабевает поток творчества. В это же время развертываются гастрольные поездки, приносящие триумфальное признание его пианистического таланта. В 1904 году Рахманинов становится дирижером Большого театра, завоевывая сразу же непоколебимый авторитет. Уже в то время его тревожат мысли, сформулированные через много лет: "Я никогда не мог решить, каково мое подлинное призвание - композитор, пианист или дирижер. Бывают моменты, когда мне кажется, что следовало бы быть только композитором, иногда я думаю, что я только пианист. Теперь, когда прожита большая часть жизни, меня постоянно мучает мысль, что, разбрасываясь по разным областям, я не нашел своего подлинного призвания".

Так несправедливо великий музыкант оценивает счастливое свойство своего дарования, его поразительную многогранность. Повторяем: Рахманинов - сложная натура. Уже в самых ранних его сочинениях можно услышать ту манеру непосредственного, открытого выражения чувства, которая присуща Глинке, Шуберту, Чайковскому. Все, близко знавшие его, единодушны в высокой оценке его душевных качеств, среди которых чистота, правдивость, принципиальность отмечаются особо. Но в свой душевный мир Рахманинов за всю жизнь впустил считанных людей.

Романтик по духу, он в жизни избегает романтической позы, не ищет сочувствия, сопереживания. Но в музыке он взволнованно, всегда искренне говорит об окружающем его мире. Даже в самой импульсивной динамике он не теряет контроля над собой, его не захлестывает темперамент, хотя и в музыке его и в игре нередко бушует пламя. И происходит это от потребности во имя музыки повелевать собой, так же как оркестром и сценой.

Необщительный в быту, раскрывающийся только в самом узком кругу, Рахманинов испытывал жгучую потребность в общении с людьми, с массой людей и осуществлял он это только в своих выступлениях за роялем или дирижерским пультом.

К своим концертам Рахманинов относился как к празднествам. В этом была не только понятная в жизни каждого артиста потребность успеха, а нечто большее и более глубокое: "Отнимите у меня концерты, и тогда мне придет конец",- говорил он своим близким друзьям.

Гениальный пианист, наследник традиций Листа, Рубинштейна Рахманинов захватывал аудиторию страстностью исповеди и проповеди, вытекающих из свойств и особенностей его личности. Его фортепианные концерты - "музыкальные романы", глубиной, обаянием, типично русской духовной атмосферой напоминающие страницы Толстого, Чехова, полотна Левитана, стихи Надсона, Бунина, Тютчева...

В своих воспоминаниях Мариэтта Шагинян касается одной из самых важных проблем, говоря о Рахманинове, как выразителе своей эпохи: "Глубоко современное понимание того, что такое раскрытие в музыке своего общества, запросов и характера человека своей эпохи. Повесть в звуках об историческом перепутье, о чеховском безвольном интеллигенте, который тоскует по действию, по определенности и не умеет найти исхода внутренним силам". И дальше Шагинян чутко отмечает, что выход был найден "в великой сердечной человечности, в той любви к прекрасному в человеке, которая и движет борьбой за лучшую жизнь для него".

< возвращаемся - читаем дальше >