Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Sergey Prokofiev / Sergey Prokofiev (a part V)

Sergey Prokofiev was the magnificent pianist glorified by the executor of the music. But also other pianists, such as Sofronitsky, Nejgauz, Gilels, Yudin, Richter, and behind them and younger have entered into the repertoire prokofevskie sonatas, finding out in this richest world of images, ideas, states of mind all new and new depths.

In Prokofiev's sonatas it is easier to establish laws of the maintenance and to arrange them in a consecutive number, than in its symphonies, in a considerable part connected with theatrical music or with the thematic material intending for other genres and forms. The second symphony carried, to a certain extent, experimental character and has been written, on expression of the composer, for "яюъюЁхэш  ¤рЁшцр" or fastenings "яюъюЁхэш ". As a material for the Third symphony has served, as it was specified opera music "+уэхээ№щ рэухы" in the Fourth, the same as "Ршь¶юэш  яёрыьют" Stravinsky, ordered to the 50 anniversary of the Boston orchestra, all tematizm is directly connected with ballet "…ыѕфэ№щ ё№э". And only last three symphonies - the Fifth, the Sixth and the Seventh - are written, like Classical, as products with in advance thought over concept. About the Fifth symphony (1944) author wrote: "Ї has conceived it as the symphony of greatness human фѕ§р". In it really there is a stateliness and will, width and brightness "сюЁюфшэёъюую" epic skazyvanija about the hero, the lines which are making related the symphony with the most monumental creations of Prokofiev, music to "+ыхъёрэфЁѕ -хтёъюьѕ" "Ђтрэѕ +Ёючэюьѕ" an opera "-ющэр and ьшЁ".

The Sixth symphony Written in the late forties, according to the author, should associate with the recent past, with echoes of military years. Its condensed, gloomy atmosphere forces to recollect the Second symphony, oversaturated ekspressionistskimi complexities. As perfect contrast, an antipode of these symphonies the Seventh acts radiant and young on spirit, composed in 1952, one of Sergey Sergeevicha's last products. All in it is simple, wise and is light. Lyrical agitation of I part, a charming waltz of school ball - II, meditation - III and solar, youthful, ringing, as a beach in Arteke, the ending. After Haydn it is not much written such in a wonderful way cheerful symphonies in all history of this genre.

Prokofiev loved children and willingly addressed to music for young listeners. In cheerful "…юы=ѕэіх" on verses of Agnii Barto (1939), about "¤х=х and тюыъх" - a fascinating history about the fearless pioneer (1936), in fascinating clear even the smallest, a suite "Гшьэшщ ъюё=хЁ" (1949), everywhere, where Prokofiev addresses to children, the love to new young growth - to the future of the Earth is heard, felt.

The Great musician, Prokofiev was also the great worker who has given to the composition of music fifty years from lived sixty two. Its huge talent after rough flowering in young years, has undergone to difficult tests for another's soil. After fifteen-year absence, having returned home, Prokofiev felt invincible requirement to comprehend that has occurred for these years in our country. Clever, it is attentive "тёш=№тр¦Ёшщё " in the life book, he has comprehended greatness of the revolutionary changes which have captured all aspects of activity of the Soviet society and the Soviet person. In 1937, to the twentieth anniversary of October, he has created the Cantata, taking for it texts from "-юььѕэшё=шёхёъюую ьрэш¶хё=р" "Кхчшёют about ИхщхЁср§х" from V.I.Lenin's book "О=ю фхыр=і?" from the Constitution of Soviet Union. There was an unusual product of huge art and publicistic force.

And in the end of 1950 the solemn and strict oratorio "-р to the guard ьшЁр" has sounded; on S.Marshak's verses. "Ї wished to express in this thing the thoughts on the world and war, confidence that war will not be that people of the Earth will uphold the peace, will rescue a civilisation, children, ours сѕфѕЁхх" - the author wrote.

It is possible to tell About Prokofiev: the great musician has found the place and among great converters of a life.

The Rights there was Ilja Erenburg when wrote: "¦=ю there was a big person, and descendants cannot understand difficult and nice time which we have still the right to name to ours, without listening attentively to Sergey Prokofiev's products and without thinking its extraordinary ёѕфісющ".

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Sergey Prokofiev / Сергей Прокофьев (часть V)

Сергей Прокофьев был великолепным пианистом, прославленным исполнителем своей музыки. Но и другие пианисты, такие, как Софроницкий, Нейгауз, Гилельс, Юдина, Рихтер, а за ними и более молодые ввели в свой репертуар прокофьевские сонаты, обнаруживая в этом богатейшем мире образов, идей, душевных состояний все новые и новые глубины.

В сонатах Прокофьева легче установить закономерности содержания и расположить их в последовательный ряд, чем в его симфониях, в значительной своей части связанные с театральной музыкой или с тематическим материалом, предназначавшимся для других жанров и форм. Вторая симфония носила, в известной мере, экспериментальный характер и была написана, по выражению композитора, для "покорения Парижа" или закрепления "покорения". Материалом для Третьей симфонии послужила, как указывалось музыка оперы "Огненный ангел", в Четвертой, так же, как "Симфония псалмов" Стравинского, заказанной к 50-летию Бостонского оркестра, весь тематизм непосредственно связан с балетом "Блудный сын". И только последние три симфонии - Пятая, Шестая и Седьмая - написаны, подобно Классической, как произведения с заранее продуманной концепцией. О Пятой симфонии (1944) автор писал: "Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа". В ней действительно есть величавость и воля, широта и яркость "бородинского" эпического сказывания о герое, черты, роднящие симфонию с наиболее монументальными творениями Прокофьева, музыкой к "Александру Невскому", "Ивану Грозному", оперой "Война и мир".

Написанная в конце 40-х годов Шестая симфония, по мысли автора, должна ассоциироваться с недавним прошлым, с отзвуками военных лет. Ее сгущенная, мрачная атмосфера заставляет вспомнить о Второй симфонии, перенасыщенной экспрессионистскими сложностями. Совершенным контрастом, антиподом этих симфоний выступает лучезарная и юная по духу Седьмая, сочиненная в 1952 году, одно из последних произведений Сергея Сергеевича. Все в ней просто, мудро и светло. Лирическая взволнованность I части, обаятельный вальс школьного бала - II, раздумье - III и солнечный, юношеский, звенящий, как пляж в Артеке, финал. После Гайдна не много написано таких по-чудесному жизнерадостных симфоний во всей истории этого жанра.

Прокофьев любил детей и охотно обращался к музыке для юных слушателей. В веселой "Болтунье" на стихи Агнии Барто (1939), о "Пете и волке" - увлекательной истории о бесстрашном пионере (1936), в захватывающей понятной даже самым маленьким, сюите "Зимний костер" (1949), всюду, где Прокофьев обращается к детям, слышится, чувствуется любовь к новой поросли - будущему Земли.

Великий музыкант, Прокофьев был и великим тружеником, отдавшим сочинению музыки пятьдесят лет из прожитых шестидесяти двух. Его огромный талант после бурного цветения в молодые годы, подвергся трудным испытаниям на чужой почве. После пятнадцатилетнего отсутствия, вернувшись на родину, Прокофьев испытывал неодолимую потребность постичь, что произошло за эти годы в нашей стране. Умный, внимательно "вчитывающийся" в книгу жизни, он постиг величие революционных преобразований, охвативших все стороны деятельности советского общества и советского человека. В 1937 году, к двадцатилетию Октября, он создал Кантату, взяв для нее тексты из "Коммунистического манифеста", "Тезисов о Фейербахе", из книги В. И. Ленина "Что делать?", из Конституции Советского Союза. Возникло необычное произведение огромной художественной и публицистической силы.

А в конце 1950 года прозвучала торжественная и строгая оратория "На страже мира" на стихи С. Маршака. "Я хотел выразить в этой вещи свои мысли о мире и войне, уверенность, что войны не будет, что народы земли отстоят мир, спасут цивилизацию, детей, наше будущее", - писал автор.

О Прокофьеве можно сказать: великий музыкант нашел свое место и среди великих преобразователей жизни.

Прав был Илья Эренбург, когда писал: "Это был большой человек, и потомки не смогут понять трудного и славного времени, которое мы еще вправе назвать нашим, не вслушиваясь в произведения Сергея Прокофьева и не задумываясь над его необычайной судьбой".

< возвращаемся