Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Sergey Prokofiev / Sergey Prokofiev (a part IV)

With "Гюыѕ°ъющ" one of the most poetical performances about a sad life of the stepdaughter humiliated, the mocked malicious stepmother and its daughters the Ill-natured person and the Poseur was born. Those far years when romances of a pas verses of Balmonga, Apuhtin and Ahmatovoj, full of charm "Рърчъш old срсѕ°ъш" were written; posejany there were the grains which have ascended in the score "Гюыѕ°ъш" the music radiating waves of humanity and cheerfulness. In each episode where there is a Cinderella or where about it only "ѕяюьшэрх=ё " music is filled with fragrant heat and caress. From everything written by Prokofiev, "Гюыѕ°ър" most close to Tchaikovsky too not once thinking of ballet on this plot ballet dramatic art...

Prokofiev's Last ballet - "Рърч about stone чтх=ъх". "¦рыр§ш=ютр  °ър=ѕыър" Bazhov it was filled with the wonderful Russian music generated in the fantastic and real images age-old skazov of the Ural stone-cutters and brightest of them in the image of Copper mountain of the mistress, beautiful woman, the spiteful malachite lizard storing secret of a stone flower.

Near to ballets the important place in Prokofiev's creative biography is occupied with its operas. In this genre the composer went a difficult way. Having begun with one-act "¦рффрыхэ№" krovavavoj a drama played against a magnificent life of Venice of XV century, he addresses to the following opera – to "ЂуЁюъѕ" Dostoevsky, from it to already mentioned fairy tale of Karlo Gotstsi "-¦сюті to three ряхыіёшэрь" the first opera which has won strong success. After ironical, easy and cheerful music "+яхыіёшэют" the composer plunges suddenly into Middle Ages gloom in an opera on a plot to lead V.Bryusov "+уэхээ№щ рэухы" where the sensuality, horrors of inquisition alternate with frenzied predictions and kabalistikoj. The music written under influence at all unusual Prokofiev ekspressionistskoj of an aesthetics, is used by it in the Third symphony later.

Many years Prokofiev did not address to an opera genre. And only in 1939 has taken a great interest in V.Kataeva's story "Ї - the son labour эрЁюфр". On its basis he has written an opera "Рхьхэ -ю=ъю". Absolutely a modern language Prokofiev in many episodes of this opera has started talking, having restored, obviously, in memory children's impressions about Ukraine, about the songs ringing in Sontsovke, about the atmosphere sated with fertile Ukrainian heat. Whether from here there were lyrical intonations in Simeon Kotko's dialogues-duets and its loved Sofia Tkachenko, or characteristics of Frosi pleasing with the touching naivety and Mikolki? At the integral advantages "Рхьхэр -ю=ъю" Prokofiev's predilection to prozaizmam, to a colloquial manner of intonations, have first prevented Prokofiev's first opera on modern plot to take a place in repertoire of our theatres. This manner will affect in even bolshej degrees in last opera "¤ютхё=і about the present ёхыютхъх" (1948) under B.Polevogo's book.

Absolutely there was differently a destiny of two polarly various operas: a lyrical comedy "+сЁѕёхэшх in ьюэрё=№Ёх" (1940) and a monumental epopee "-ющэр and ьшЁ" (1941-1952), the First of them - lacy stylisation of a comic opera XV ІІ I centuries, with typical characters of the Italian comedy theatre: the grumbling father of the very young beauty who have been married off to the rich dealer, but loving the beautiful poor young man; with ugly, crafty duenej, the set as purpose to marry to itself of the dealer rejected by the beauty; with in parallel developing intrigue of the second pair enamoured and with the ending in which all three steams exceedingly successfully go under a wreath. Speaking about stylisation, we did not mean "яюфЁрцрэшх" but only trend, a touch of genre features of opera music of Mozart, Rossini, giving prokofevskoj to music new charm.

Whether It is necessary to prove, how the creative feat of creation of an opera on a novel-epopee plot "-ющэр and ьшЁ" is unusual and improbably difficult;. The first difficulty - a parity of scales of the literary original and a possible maximum in an opera of scenic time. Even the first edition created by Prokofiev, lasting two evenings, could not capture an epopee of Tolstoi in all details though 73 characters (!) participate in an opera, not including visitors on ball, the soldier, peasants, the guerrilla.

In "-ющэх and ьшЁх" Prokofiev there are the scenes leaving impression, really the unforgettable: Natasha's first ball; a scene in Pleasant: Natasha's conversation and Sleepyheads at a window and reflexion of prince Andrey about spring; Natasha's unfortunate flight from the house Ahrosimovoj; visit of Rostovyh to the old man Bolkonsky. One of the most tremendous episodes of an opera - a scene of delirium and Andrey Bolkonskogo's death. And, though in an opera many excellent episodes in III certificate: before the Borodino battle, the Shevardinsky redoubt, and a final, very impressing scene - Smolensk road and a celebration of the Russian weapon, - the greatest impression is left by the music telling about the sincere world of heroes of personal tragedy: Natashas, Andrey, Pierre Bezuhova, Anatole etc.

Prokofiev some times came back to "-ющэх and ьшЁѕ" introduced corrective amendments in dramatic art, finishing one, changing or even withdrawing other episodes, probably, without being satisfied with the reached. An opera "-ющэр and ьшЁ" it has brought in history of Russian classical opera product grandiose, sated with patriotic idea.

"-ющэѕ and ьшЁ" Prokofiev wrote to a hard time, being in evacuation on caucasus: in Nalchik and Tbilisi. Conceived even before war, an opera "т№ышырёі" a uniform stream, undoubtedly, as the response of the composer-patriot to terrible events of military years.

In the same years there was a three-private symphonic suite "1941 уюф" ("- to fight, "-юёі¦" and "Гр a brotherhood эрЁюфют") and a cantata for soloists, chorus and an orchestra "…рыырфр about the boy who has remained эхшчтхё=э№ь" on Pavel Antokolskogo's verses. In these products, equally, as well as in songs "-ы =тр =рэъшё=р" "-¦сюті тюшэр" "Р№э -рсрЁф№" the composer aspires to a wide range of genres in which can be expressed exciting it, as well as each Soviet person, a theme. If in these products the war theme is given directly, in "ЁрёъЁ№=юь тшфх" in others - it is concluded in the heart of a plan and perceived through a prism of difficult associations.

Such is its Seventh sonata for a piano, grasping power of a figurative system, in which basis collision and furious struggle of two hostile elements. It was created during the most intense time of war when the destiny of the country when so a way of life and death was tragically weaved dared. That light world, in a name and for which rescue there is a fight, reveals in amazingly melodic music of II part. This music of deep nobleness, geniality and cleanliness. The ending is prompt and naporist. Ustremlenno, leaning against steel elasticity of a rhythm, the avalanche of sounds storming, uncontrollable, simultaneously severe and exulting is developed, rushes.

Any of nine piano sonatas has no literary program. And nevertheless the figurative system of everyone is clear enough. In the Sixth sonata (1940) the will and clearness, and nearby - humour and lyrics triumph, in the ending they are resisted by a severe and angry theme; in the Eighth (1944) the lyrics only underlined by themes contrasting with it dominates; in last, Ninth sonata (1947) all are light, transparent, podernuto dymkoj whether pensiveness, whether grief, as in serene autumn day.

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Sergey Prokofiev / Сергей Прокофьев (часть IV)

С "Золушкой" родился один из самых поэтичных спектаклей о горестной жизни падчерицы, униженной, осмеянной злой мачехой и ее дочерьми Злюкой и Кривлякой. В те далекие годы, когда писались романсы па стихи Бальмонга, Апухтина и Ахматовой, полные очарования "Сказки старой бабушки", посеяны были зерна, взошедшие в партитуре "Золушки" музыкой, излучающей волны человечности и жизнелюбия. В каждом эпизоде, где появляется Золушка или где о ней только "упоминается", музыка наполняется душистым теплом и лаской. Из всего, написанного Прокофьевым, "Золушка" ближе всего к балетной драматургии Чайковского, тоже не один раз помышлявшего о балете на этот сюжет...

Последний балет Прокофьева - "Сказ о каменном цветке". "Малахитовая шкатулка" Бажова наполнилась чудесной русской музыкой, порожденной фантастическими и реальными образами стародавних сказов уральских камнерезов и ярчайшим из них образом Медной горы хозяйки, то красивой женщины, то злобной малахитовой ящерицы, хранящей тайну каменного цветка.

Рядом с балетами важное место в творческой биографии Прокофьева занимают его оперы. В этом жанре композитор шел сложным путем. Начав с одноактной "Маддалены", кровававой драмы, разыгрывающейся на фоне пышной жизни Венеции XV века, он обращается к следующей своей опере – к "Игроку" Достоевского, от него к уже упоминавшейся сказке Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам", первой опере, завоевавшей прочный успех. После иронической, легкой и веселой музыки "Апельсинов", композитор погружается внезапно в мрак средневековья в опере на сюжет повести В. Брюсова "Огненный ангел", где эротика, ужасы инквизиции чередуются с исступленными прорицаниями и кабалистикой. Музыка, написанная под влиянием вовсе несвойственной Прокофьеву экспрессионистской эстетики, позже использована им в Третьей симфонии.

Многие годы Прокофьев не обращался к оперному жанру. И только в 1939 году увлекся повестью В. Катаева "Я - сын трудового народа". На ее основе он написал оперу "Семен Котко". Совсем новым языком заговорил Прокофьев во многих эпизодах этой оперы, восстановив, очевидно, в памяти детские впечатления об Украине, о песнях, звеневших в Сонцовке, о самой атмосфере, насыщенной благодатным украинским теплом. Не отсюда ли возникли лирические интонации в диалогах-дуэтах Семена Котко и возлюбленной его Софьи Ткаченко, или радующие своей трогательной наивностью характеристики Фроси и Миколки? При неотъемлемых достоинствах "Семена Котко" пристрастие Прокофьева к прозаизмам, к разговорной манере интонаций, поначалу помешали первой опере Прокофьева на современный сюжет занять место в репертуаре наших театров. Манера эта скажется в еще большей степени в последней опере "Повесть о настоящем человеке" (1948) по книге Б. Полевого.

Совсем по-иному сложилась судьба двух полярно различных опер: лирической комедии "Обручение в монастыре" (1940) и монументальной эпопеи "Война и мир" (1941-1952), Первая из них - кружевная стилизация комической оперы XVІІI века, с типичными персонажами итальянского комедийного театра: ворчливым отцом молоденькой красавицы, сосватанной за богатого торговца, но любящей красивого бедного юношу; с уродливой, пронырливой дуэньей, поставившей целью своей женить на себе отвергнутого красавицей торговца; с параллельно развивающейся интригой второй пары влюбленных и с финалом, в котором все три пары преблагополучно отправляются под венец. Говоря о стилизации, мы не имели в виду "подражание", а только веяние, налет жанровых особенностей оперной музыки Моцарта, Россини, придающих прокофьевской музыке новое очарование.

Нужно ли доказывать, как необычен и невероятно труден творческий подвиг создания оперы на сюжет романа-эпопеи "Война и мир". Первая трудность - соотношение масштабов литературного подлинника и возможного в опере максимума сценического времени. Даже созданная Прокофьевым первая редакция, длящаяся два вечера, не могла охватить толстовской эпопеи во всех подробностях, хотя в опере участвуют 73 персонажа (!), не считая гостей на балу, солдат, крестьян, партизан.

В "Войне и мире" Прокофьева есть сцены, оставляющие впечатление, поистине незабываемое: первый бал Наташи; сцена в Отрадном: разговор Наташи и Сони у окна и размышления князя Андрея о весне; неудавшееся бегство Наташи из дома Ахросимовой; визит Ростовых к старику Болконскому. Один из самых потрясающих эпизодов оперы - сцена бреда и смерти Андрея Болконского. И, хотя в опере много превосходных эпизодов в III акте: перед Бородинским сражением, Шевардинский редут, и финальная, очень впечатляющая сцена - Смоленская дорога и торжество русского оружия,- наибольшее впечатление оставляет музыка, рассказывающая о душевном мире героев личной драмы: Наташи, Андрея, Пьера Безухова, Анатоля и т. д.

Прокофьев несколько раз возвращался к "Войне и миру", вносил коррективы в драматургию, дописывая одни, изменяя или даже изымая другие эпизоды, видимо, не удовлетворяясь достигнутым. Оперой "Война и мир" он внес в историю русской классической оперы произведение грандиозное, насыщенное патриотической идеей.

"Войну и мир" Прокофьев писал в трудное время, находясь в эвакуации на Кавказе: в Нальчике и Тбилиси. Задуманная еще перед войной, опера "вылилась" единым потоком, несомненно, как отклик композитора-патриота на грозные события военных лет.

В те же годы возникла трехчастная симфоническая сюита "1941 год" ("В бою, "Ночью" и "За братство народов") и кантата для солистов, хора и оркестра "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным" на стихи Павла Антокольского. В этих произведениях, равно, как и в песнях "Клятва танкиста", "Любовь воина", "Сын Кабарды", композитор стремится к широкому кругу жанров, в которых могут быть выражены волновавшие его, как и каждого советского человека, темы. Если в этих произведениях тема войны дана прямо, в "раскрытом виде", то в других - она заключена в глубине замысла и воспринимается сквозь призму сложных ассоциаций.

Такова его Седьмая соната для фортепиано, захватывающая могуществом образного строя, в основе которого столкновение и яростная борьба двух враждебных стихий. Она создавалась в самое напряженное время войны, когда решалась судьба страны, когда так трагически сплетались образы жизни и смерти. Тот светлый мир, во имя и для спасения которого и идет битва, раскрывается в поразительно напевной музыке II части. Эта музыка глубокого благородства, сердечности и чистоты. Финал стремителен и напорист. Устремленно, опираясь на стальную упругость ритма, развертывается, несется лавина звуков, бушующая, неудержимая, одновременно суровая и ликующая.

Ни одна из девяти фортепианных сонат не имеет литературной программы. И тем не менее образный строй каждой достаточно ясен. В Шестой сонате (1940) торжествуют воля и четкость, а рядом - юмор и лирика, в финале же им противостоит суровая и гневная тема; в Восьмой (1944) господствует лирика, только подчеркиваемая контрастирующими с ней темами; в последней, Девятой сонате (1947) все светло, прозрачно, подернуто дымкой то ли мечтательности, то ли печали, как в погожий осенний день.

< возвращаемся - читаем дальше >