Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Sergey Prokofiev / Sergey Prokofiev (a part II)

After returning to Russia Prokofiev is accepted to work. As it quite often happened in the history of ballet theatre, the weak dramaturgic basis even in the presence of excellent music does not lead to success. So was and with prokofevskim a ballet plan "+ыр and -юыышщ" the libretto to which was composed by poet Sergey Gorodetsky. In music Stravinsky's influences are obviously felt. It and is clear if to consider that atmosphere Scythian "трЁтрЁё=тр" "+ы№ and -юыыш " the same, as in "-хёэх ёт Ёхээющ" and even some subject courses are very similar. But also, music of such huge impressing force as "-хёэр ёт Ёхээр " could not; not to grasp young Prokofiev. A bit later - between 1915 and 1920 - there is a ballet "Рърчър about the clown, seven clowns яхЁх°ѕ=шт°хую". This time Prokofiev itself writes the libretto, borrowing a plot in Russian fairy tales from A.Afanaseva's collection. Naughty music of Russian character has gone right to the composer. Ballet has turned out live, abounding with witty episodes and reminding "ёъюьюЁю°іш шуЁшЁр". In it Prokofiev "тфютюыі эр=х°шыё " irony, grotesque, sarcasm, - so for pego typical.

Young Prokofiev's Many contemporaries and even researchers of its creativity have looked through in its music "ышЁшёхёъѕ¦ ё=Ёѕ¦" making the way through ostrosatiricheskie, grotesque, sarcastic images, through deliberately rude, heavy rhythms. And it is a lot of them, these lyrical, timid intonations in piano cycles "¦шьюых=эюё=ш" and "РрЁърчь№" in a collateral theme of the first part of the Second sonata, in romances on Balmont, Apuhtin's verses, Ahmatovoj.

From here threads to "Рърчърь old срсѕ°ъш" will be stretched; "рюьхю and -цѕыіх==х" to Natasha Rostovoj's music, to "Гюыѕ°ъх" to Pushkin waltzes. We will notice that in these products feelings strong, but timid, "сю Ёшхё " dominate; external expression. Prokofiev ironically concerns exaggerations romantic "ьшЁр excited ёѕтё=т". For such antiromantic scepticism - among many other compositions - the romance "-ѕфхёэшъ" is very indicative; on verses of Agnivtseva.

Prokofiev's Antiromantic tendencies affect and in its liking to prose, prosaic texts. Here it is possible to speak about Musorgsky's influences as Prokofiev quite often chooses that type of a melody which is close to speech intonations. It is in this respect very indicative it "+рфъшщ ѕ=хэюъ" for a voice and a piano which it is difficult to name a romance. Andersen's installing belief in good and light the wise and kind fairy tale, has involved Prokofiev with the humanism.

One of the first executions "+рфъюую ѕ=хэър" listened And. M.Gorky in a concert in which he read chapter 1 of the "-х=ё=тр". Admired "Л=хэъюь" Bitter has stated a guess: "...р after all he about itself(himself) has written it, about ёхс !"

In January, 1916 Prokofiev had to pass through the test, forcing to recollect evening of a premiere "-хёэ№ ёт Ёхээющ" Stravinsky. It was the first execution "Ръш¶ёъющ ё¦ш=№" which he conducted. Public loudly expressed the indignation "фшъшь яЁюшчтхфхэшхь". The reviewer "Кхр=Ёрыіэюую ышё=ър" wrote: "¤Ё ью it is improbable, that such play deprived everyone sense could be executed at a serious concert.... These are any impudent, impudent sounds, nothing expressing, except infinite ср§трыіё=тр".

Prokofiev stoically maintains such critical estimations and such reactions of a hall. Being present on D.Burljuka, V.Kamenskogo, V.Mayakovsky's public statements, he gets used to thought that innovative tendencies in any art should cause rough reactions of the public having the, settled tastes and considering their any infringement by an encroachment on the person, advantage, decencies.

In prerevolutionary years Prokofiev is occupied by work on an opera "ЂуЁюъ" under Dostoevsky's story. Here it approaches to Musorgsky even more close. "ЂуЁюъ" for many reasons it will be postponed by Prokofiev almost for ten years, its premiere will take place in Bruxelles only in 1929.

In an operating time over "ЂуЁюъюь" probably, in a counterbalance to innovations generously scattered in the score, Prokofiev conceives the symphony constructed on a strict canon of classical samples of this genre. So there is one of young Prokofiev's the most fascinating compositions, its Classical symphony. Cheerful, light, without uniform "ьюЁЁшэъш on ёхых" the music, only touches with one theme other emotional sphere, to the pensive lyrics, it is a melody of violins in extremely high register sounding in the beginning of the second part. The first execution of the Classical symphony devoted. V.Asafevu, has taken place under control of the author already after revolution, in 1918. At a concert was present And. V.Lunacharsky.

In conversation with it Prokofiev has expressed desire to go in long concert to a train abroad. Lunacharsky did not begin to object. So, in 1918 Prokofiev has gone abroad.

In the beginning it gave concerts in Japan, and therefrom has gone to the USA. In the memoirs Prokofiev writes: "Ђч Iokagamy, with a wonderful stop in Honolulu, I have got over in San Francisco. There me not at once have started up on coast, knowing that in Russia correct "ьръёшьрышё=№" (so at that time in America named Bolsheviks) - the people not absolutely clear and, possibly, dangerous. Having kept day three on island and in detail having interrogated ("-№ sat in =¦Ёіьх?" - "Ршфхы". "¦=ю it is bad. Where цх?" - "Л you, on юё=Ёютх". "+§, it is necessary for you °ѕ=ш=і!"), me have let in in Connected П=р=№".

Three and a half a year, lived in the USA, have added to the list of compositions of Prokofiev an opera "-¦сюті to three ряхыіёшэрь" and some chamber products.

Leaving Russia, Prokofiev has grasped with itself theatrical magazine "-¦сюті to three ряхыіёшэрь" where the scenario of the fairy tale of the Italian playwright Karlo Gotstsi with the same name, the processed V.Mejerholdom has been printed. On it Prokofiev has written the libretto and opera music.

"-¦сюті to three ряхыіёшэрь" can be named by an ironical fairy tale in which a reality, the fantasy, theatrical convention are weaved into the fascinating representation allocated with the bright scenic form, related Italian "ъюьхфшр del рЁ=х". In time - almost half a century, - separating us premieres "-¦стш to three ряхыіёшэрь" this opera has entered repertoire of many theatres.

For the first time, after long drudgeries, it has been put in Chicago in the end of 1921. For two weeks to a premiere "+яхыіёшэют" in the same place, in Chicago, the first execution of the Third Piano concert has taken place. The solo part was played by the author. In, this concert reigns "Ёѕёёъшщ фѕ§" in language, in images, on-svirelnomu heart-felt (introduction), on-koshcheevski ominously-fantastic, wide, as generous force of Russian molodechestva. From five piano concerts (the Fourth and the Fifth are written in the early thirties) the Third uses to this day the greatest popularity, maybe, also therefore who in it is heard a voice piano "тёхьюуѕЁхё=тр" forcing to recollect pathos of concerts of Tchaikovsky and Rakhmaninov. This feature of a concert was figuratively and brightly expressed by poet Konstantin Balmont: "Ђ in a sun tambourine beats invincible ёъш¶".

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Диски R17 высококачественные Диски.
Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Sergey Prokofiev / Сергей Прокофьев (часть II)

По возвращении в Россию Прокофьев принимается за работу. Как это нередко бывало в истории балетного театра, слабая драматургическая основа даже при наличии отличной музыки не приводит к успеху. Так было и с прокофьевским замыслом балета "Ала и Лоллий", либретто к которому сочинил поэт Сергей Городецкий. В музыке явно ощущаются влияния Стравинского. Это и понятно, если учесть, что атмосфера скифского "варварства" "Алы и Лоллия" та же, что и в "Весне священной" и даже некоторые сюжетные ходы очень похожи. А кроме того, не могла музыка такой гигантской впечатляющей силы как "Весна священная" не захватить молодого Прокофьева. Несколько позже - между 1915 и 1920 гг.- возникает балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего". На этот раз Прокофьев сам пишет либретто, заимствуя сюжет в русских сказках из сборника А. Афанасьева. Озорная музыка русского характера удалась композитору. Балет получился живой, изобилующий остроумными эпизодами и напоминающий "скоморошьи игрища". В нем Прокофьев "вдоволь натешился" иронией, гротеском, сарказмом,- столь для пего типичными.

Многие современники молодого Прокофьева и даже исследователи его творчества проглядели в его музыке "лирическую струю", пробивавшуюся сквозь остросатирические, гротесковые, саркастические образы, сквозь нарочито грубоватые, тяжеловесные ритмы. А их много, этих лирических, застенчивых интонаций в фортепианных циклах "Мимолетности" и "Сарказмы", в побочной теме первой части Второй сонаты, в романсах на стихи Бальмонта, Апухтина, Ахматовой.

Отсюда протянутся нити к "Сказкам старой бабушки", "Ромео и Джульетте", к музыке Наташи Ростовой, к "Золушке", к пушкинским вальсам. Заметим, что в этих произведениях господствуют чувства сильные, но застенчивые, "боящиеся" внешнего своего выражения. Прокофьев иронически относится к преувеличениям романтического "мира взволнованных чувств". Для такого антиромантического скептицизма - среди многих других сочинений - очень показателен романс "Кудесник" на стихи Агнивцева.

Антиромантические тенденции Прокофьева сказываются и в его симпатиях к прозе, прозаическим текстам. Здесь можно говорить о влияниях Мусоргского, тем более что Прокофьев нередко облюбовывает тот тип мелодии, который близок речевым интонациям. В этом отношении очень показателен его "Гадкий утенок" для голоса и фортепиано, который трудно назвать романсом. Мудрая и добрая сказка Андерсена, вселяющая веру в добро и свет, привлекла Прокофьева своим гуманизмом.

Одно из первых исполнений "Гадкого утенка" слушал А. М. Горький в концерте, в котором он читал первую главу своего "Детства". Восхищенный "Утенком" Горький высказал догадку: "...а ведь это он про себя написал, про себя!"

В январе 1916 года Прокофьеву пришлось пройти через испытание, заставляющее вспоминать о вечере премьеры "Весны священной" Стравинского. Это было первое исполнение "Скифской сюиты", которой он сам дирижировал. Публика громко выражала свое возмущение "диким произведением". Рецензент "Театрального листка" писал: "Прямо невероятно, чтобы такая, лишенная всякого смысла пьеса могла исполняться на серьезном концерте.... Это какие-то дерзкие, нахальные звуки, ничего не выражающие, кроме бесконечного бахвальства".

Прокофьев стоически выдерживает такого рода критические оценки и такого рода реакции зала. Присутствуя на публичных выступлениях Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Маяковского, он привыкает к мысли, что новаторские тенденции в любом искусстве не могут не вызывать бурных реакций публики, имеющей свои, устоявшиеся вкусы и считающей всякое их нарушение посягательством на личность, достоинство, приличия.

В предреволюционные годы Прокофьев занят работой над оперой "Игрок" по повести Достоевского. Здесь он еще ближе подходит к Мусоргскому. "Игрок" по многим причинам будет отложен Прокофьевым чуть ли не на десять лет, премьера его состоится в Брюсселе только в 1929 году.

Во время работы над "Игроком", возможно, в противовес щедро рассыпанным в партитуре новшествам, Прокофьев задумывает симфонию, построенную по строгому канону классических образцов этого жанра. Так возникает одно из обаятельнейших сочинений молодого Прокофьева, его Классическая симфония. Жизнерадостная, светлая, без единой "морщинки на челе" музыка, только одной своей темой прикасается к иной эмоциональной сфере, к мечтательной лирике, это мелодия скрипок в предельно высоком регистре звучащая в начале второй части. Первое исполнение Классической симфонии, посвященной Б. В. Асафьеву, состоялось под управлением автора уже после революции, в 1918 году. На концерте присутствовал А. В. Луначарский.

В беседе с ним Прокофьев выразил желание отправиться в длительную концертную поезду за рубеж. Луначарский не стал возражать. Так, в 1918 году Прокофьев уехал за границу.

В начале он концертировал в Японии, а оттуда направился в США. В своих воспоминаниях Прокофьев пишет: "Из Иокагамы, с чудесной остановкой в Гонолулу, я перебрался в Сан-Франциско. Там меня не сразу пустили на берег, зная, что в России правят "максималисты" (так в то время в Америке называли большевиков) - народ не совсем понятный и, вероятно, опасный. Продержав дня три на острове и подробно опросив ("Вы сидели в тюрьме?"- "Сидел".- "Это плохо. Где же?" - "У вас, на острове".- "Ах, вам угодно шутить!"), меня впустили в Соединенные Штаты".

Три с половиной года, прожитых в США, прибавили к списку сочинений Прокофьева оперу "Любовь к трем апельсинам" и несколько камерных произведений.

Уезжая из России, Прокофьев захватил с собой театральный журнал "Любовь к трем апельсинам", где напечатан был сценарий одноименной сказки итальянского драматурга Карло Гоцци, переработанный В. Мейерхольдом. По ней Прокофьев написал либретто и музыку оперы.

"Любовь к трем апельсинам" может быть названа иронической сказкой, в которой реальность, фантастика, театральная условность сплетаются в увлекательное представление, наделенное яркой сценической формой, родственной итальянской "комедиа дель арте". За время - почти полвека,- отделяющее нас премьеры "Любви к трем апельсинам", опера эта вошла репертуар многих театров.

Впервые, после долгих мытарств, она была поставлена в Чикаго в конце 1921 года. За две недели до премьеры "Апельсинов" там же, в Чикаго, состоялось первое исполнение Третьего Фортепианного концерта. Сольную партию играл автор. В, этом концерте царит "русский дух" в языке, в образах, то по-свирельному задушевных (вступление), то по-кощеевски зловеще-сказочных, то размашистых, как щедрая сила русского молодечества. Из пяти фортепианных концертов (Четвертый и Пятый написаны в начале 30-х годов) именно Третий пользуется по сей день наибольшей популярностью, может быть, еще и потому, кто в нем слышится голос фортепианного "всемогущества", заставляющий вспомнить о пафосе концертов Чайковского и Рахманинова. Эту особенность концерта образно и ярко выразил поэт Константин Бальмонт: "И в бубен солнца бьет непобедимый скиф".

< возвращаемся - читаем дальше >