Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Rihard Strauss / Rihard Strauss (a part III)

the Following opera, "¦ыхъ=Ёющ" Strauss approaches to an expressionism even more close, specifying a way on which Alban Berg in work on an opera "-юччхъ" will go;. The playwright G.Gofmanstal, long-term creative colleague Strauss, has processed tragedy of Sofokla "¦ыхъ=Ёр" for modern theatre. Almost without changes this play is set to music and forms an one-act opera. And again the hall is excited by a plot, music, ethical idea of product though action concerns a far epoch of Trojan war and occurs in far Mycenae. The rights there was one of the critics, written that "Ррыюьх " and "¦ыхъ=Ёр" can be named by symphonic poems with singing - so the orchestra role in these operas is great.

After so gloomy operas, as "Ррыюьх " and "¦ыхъ=Ёр" for Rihardom Strauss the glory of the composer especially inclined to especially tragical plots is established. A premiere of an opera "-ртрыхЁ Ёюч№" has denied this opinion and has led to thought on extraordinary many-sided nature of talent of Strauss. A scene of action "-ртрыхЁр Ёюч№" - Vienna, time - 40 - 80th years of a XVIII-th century. G.Gofmanstalja's charming libretto has something in common with dramatic art motsartovskih operas "Ртрфіср ИшурЁю" and "-юэ-гѕрэ". And in music "-ртрыхЁр Ёюч№" charm, ease, the fun, captivating us in Mozart's operas reign.

... The Countess a background of Vendenberg with grief notices that time imposes on it ruthless traces of withering. It is still charming, but near to Oktavianom Rofrano, the young beloved, it does not maintain comparison. Unexpected occurrence of the distant relative, baron Oksa, forces the countess to change clothes instantly Oktaviana for a dress and to give out for the lady's maid. A baron is going to marry, and on custom somebody from worthy young men should hand over to the bride a silver rose. The countess agrees to help a baron and offers for a role of the messenger "эхъюхую" Oktaviana, the medallion with which portrait shows to a baron. That is amazed by its similarity to the lady's maid, but... Suspects nothing. The meeting of Oktaviana and Sofia, the daughter of a rich nobleman, is not limited to rose delivery. Having passed many cheerful peripetias and tests, "ъртрыхЁ Ёюч№" Oktaviai becomes the husband of Sofia; the old lady's man and the hunter behind a rich dowry of Oks is exposed; The countess, fighting back tears, reconciles, understanding that the best is time to a life already behind, connects young pair hands.

Lyrics "-ртрыхЁр Ёюч№" it is easy and melodious, in it Strauss as though comes back to elements of singing and immerses characters in the captivating sound atmosphere reminding waltzes of its great Viennese namesake.

For many years G the background of Gofmanstal becomes Strauss's constant librettist. The presented stylist, it skilfully combines in the libretto the lines inherent in classical dramatic art, with requirements of modern theatre. For statement molerovskogo "¦хЁрэшэр in фтюЁ эё=тх" Gofmanstal has composed an interlude "+Ёшрфэр on -ръёюёх". Left Tezeem the heroine of an antique myth became under a feather of Gofmanstalja the character omuzykalennoj commedia dell ' arte. Having developed an interlude to scales of the opera libretto, the playwright has interested in it Strauss. So its opera "+Ёшрфэр on -ръёюёх" was born; (1912), calculated on chamber sonority and modest structure of an orchestra from 36 persons.

In search of the opera style, having grown cold and to monumentalism vagnerovskih operas and to heroes, erected on antique koturny Strauss comes to plots that virtuously fantastic, as in "гхэЁшэх without =хэш" (1917), to "ьхЁрэёъющ ъюьхфшш" - "Ђэ=хЁьхччю" (1923), to an antique myth about Danae which have neglected with enamoured Zevsom for the sake of fidelity to the drover of donkeys of Midasu ("-¦сюті -рэрш"; 1940). And if in "-ртрыхЁх Ёюч№" Strauss revives melodious ease arioznogo style, in "-¦стш -рэрш" treats voice parts in respect of large opera forms, in "Ђэ=хЁьхччю" he addresses to genre features of the recitative opera which plot is plentifully made comments by an orchestra, and the action overloaded with household details, it seems deliberately prosy. In the preface to an opera "Ђэ=хЁьхччю" addressing to young conductors with the arch "чюыю=№§ яЁртшы" Strauss writes: "-хфюё=р=юёэю if you knowing the text by heart, hear each word sung by the singer. Public should without efforts perceive the text. If she does not understand the text - it ёяш=".

Riharda Strauss's opera and symphonic heritage Is great - these genres entirely define its creative shape though and in chamber music - sonatas for a violin, a violoncello, the piano, in vocal cycles - is put many poetic thoughts. Throughout several decades in concert and theatrical practice natural selection in which result develops real shtrausovsky repertoire where by all means enter "-юэ-гѕрэ" is carried out; "Кшыі Лыхэ°яшухыі" "-юэ -ш§ю=" "РьхЁ=і and яЁюётх=ыхэшх" "Ррыюьх " "¦ыхъ=Ёр" "-ртрыхЁ Ёюч№". To this basic list at will of conductors, directors are added also other symphonic poems and operas.

Having begun with neo-romanticism positions, having seized phenomenal composer technics, Strauss throughout the long creative way is declined that to impressionistic ekspressionistskim to influences, but does it without jerks, without "ёцшурэш  ьюё=ют" without "ю=ёр ээ№§ яюшёъют". Confident skill affected in any manner selected it, and in some measure removed reproaches in eclecticism which in other case would be pertinent.

Rihard Strauss has passed The way during a rough epoch: he has endured ex-Prussian war and two world wars. But nothing was able instal in it uzkonatsionalisticheskie tendencies to that as the best proof the long-term friendship with Romenom Rollanom and a free choice of executed repertoire in black years of a Hitlerism can serve.

Strauss possessed amazing gift of musical eloquence in which basis there was a desire to interest listeners the narration about destinies of heroes. And the heroes which destiny is connected with antique Greece, with ancient Judea, with an epoch of the Middle Ages and a XVIII-th century, revived again on pages shtrausovskih scores. But whatever epoch Strauss concerned, it always remained first of all the composer of the XX-th century.

Excellent lived life last decades has gone on an unusual way. On an order of the ministry of Goebbels Strauss has been put at the head of Musical chamber, the establishment knowing a musical life of all country. But has not passed also two years as Strauss has resolutely refused to follow instructions of nazi propagation. It has risen in protection of the librettist, Jew Stefana Zweig; it, despite prohibition, conducted a concert from products of the French composer Polja Djuka who has died in 1935. And when war declined, in 1944 – 45 years, he has created one of last products – "¦х=рьюЁ¶юч№" for a string band and in it has quoted a mourning march from Beethoven's Heroic symphony; in "¦х=рьюЁ¶ючр§" Rihard Strauss deeply grieves over the wounds put by war to mankind, culture, the greatest values of art.

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Rihard Strauss / Рихард Штраус (часть III)

Следующей своей оперой, "Электрой", Штраус еще ближе подходит к экспрессионизму, указывая путь, по которому пойдет Альбан Берг в работе над оперой "Воццек". Драматург Г. Гофмансталь, многолетний творческий соратник Штрауса, переработал трагедию Софокла "Электра" для современного театра. Почти без изменений эта пьеса положена на музыку и образует одноактную оперу. И снова зал взволнован сюжетом, музыкой, этической идеей произведения, хотя действие относится к далекой эпохе Троянской войны и происходит в далеких Микенах. Прав был один из критиков, написавший, что "Саломея" и "Электра" могут быть названы симфоническими поэмами с пением - так велика роль оркестра в этих операх.

После столь мрачных опер, как "Саломея" и "Электра", за Рихардом Штраусом устанавливается слава композитора, особенно склонного к сугубо трагическим сюжетам. Премьера оперы "Кавалер розы" опровергла это мнение и привела к мысли о необычайной многогранности таланта Штрауса. Место действия "Кавалера розы" - Вена, время - 40 - 80-е годы XVIII века. Обаятельное либретто Г. Гофмансталя перекликается с драматургией моцартовских опер "Свадьба Фигаро" и "Дон-Жуан". И в музыке "Кавалера розы" царят обаяние, легкость, веселье, пленяющие нас в операх Моцарта.

...Графиня фон Венденберг с грустью замечает, что время накладывает на нее безжалостные следы увядания. Она еще очаровательна, но рядом с Октавианом Рофрано, своим юным возлюбленным, она не выдерживает сравнения. Нежданное появление дальнего родственника, барона Окса, заставляет графиню мгновенно переодеть Октавиана в женский наряд и выдать за камеристку. Барон собирается жениться, и по обычаю кто-нибудь из достойных молодых людей должен вручить невесте серебряную розу. Графиня соглашается помочь барону и предлагает для роли посланца "некоего" Октавиана, медальон с портретом которого показывает барону. Тот поражен его сходством с камеристкой, но... ничего не подозревает. Встреча Октавиана и Софии, дочери богатого дворянина, не ограничивается вручением розы. Пройдя немало веселых перипетий и испытаний, "кавалер розы" Октавиаи становится мужем Софии; старый ловелас и охотник за богатым приданым Окс разоблачен; графиня же, глотая слезы, смиряется, понимая, что лучшая пора жизни уже позади, соединяет руки молодой пары.

Лирика "Кавалера розы" легка и мелодична, в ней Штраус как бы возвращается к стихии пения и погружает действующих лиц в пленительную звуковую атмосферу, напоминающую вальсы его великого венского однофамильца.

На многие годы Г. фон Гофмансталь становится постоянным либреттистом Штрауса. Одаренный стилизатор, он умело сочетает в своих либретто черты, присущие классической драматургии, с требованиями современного театра. Для постановки мольеровского "Мещанина во дворянстве" Гофмансталь сочинил интермедию "Ариадна на Наксосе". Покинутая Тезеем героиня античного мифа стала под пером Гофмансталя персонажем омузыкаленной commedia dell' arte. Развив интермедию до масштабов оперного либретто, драматург заинтересовал ею Штрауса. Так родилась его опера "Ариадна на Наксосе" (1912), рассчитанная на камерную звучность и скромный состав оркестра из 36 человек.

В поисках своего оперного стиля, охладев и к монументальности вагнеровских опер и к героям, воздвигнутым на античные котурны Штраус приходит к сюжетам то добродетельно сказочным, как в "Женщине без тени" (1917), то к "мещанской комедии" - "Интермеццо" (1923), то к античному мифу о Данае, пренебрегшей влюбленным Зевсом ради верности погонщику ослов Мидасу ("Любовь Данаи"; 1940). И если в "Кавалере розы" Штраус воскрешает мелодичную легкость ариозного стиля, в "Любви Данаи" трактует вокальные партии в плане крупных оперных форм, то в "Интермеццо" он обращается к жанровым особенностям речитативной оперы, сюжет которой обильно комментируется оркестром, а действие, перегруженное бытовыми подробностями, кажется нарочито прозаичным. В предисловии к опере "Интермеццо", обращаясь к молодым дирижерам со сводом "золотых правил", Штраус пишет: "Недостаточно если ты, знающий текст наизусть, слышишь каждое спетое певцом слово. Публика должна без усилий воспринимать текст. Если она не понимает текста - она спит".

Велико оперное и симфоническое наследие Рихарда Штрауса - эти жанры целиком определяют его творческий облик, хотя и в камерной музыке - сонатах для скрипки, виолончели, фортепиано, в вокальных циклах - заложено немало поэтических мыслей. На протяжении нескольких десятилетий в концертной и театральной практике осуществляется естественный отбор, в результате которого складывается реальный штраусовский репертуар, куда непременно входят "Дон-Жуан", "Тиль Уленшпигель", "Дон Кихот", "Смерть и просветление", "Саломея", "Электра", "Кавалер розы". К этому основному списку по воле дирижеров, режиссеров добавляются еще и другие симфонические поэмы и оперы.

Начав с позиций неоромантизма, овладев феноменальной композиторской техникой, Штраус на протяжении своего долгого творческого пути склоняется то к импрессионистским, то экспрессионистским влияниям, но делает это без рывков, без "сжигания мостов", без "отчаянных поисков". Уверенное мастерство сказывалось в любой избираемой им манере, и в какой-то мере отодвигало упреки в эклектизме, которые в другом случае были бы уместны.

Свой путь Рихард Штраус прошел в бурную эпоху: он пережил франко-прусскую войну и две мировые войны. Но ничто не было в состоянии вселить в него узконационалистические тенденции, чему лучшим доказательством может служить многолетняя дружба с Роменом Ролланом и свободный выбор исполняемого репертуара в черные годы гитлеризма.

Штраус обладал поразительным даром музыкального красноречия, в основе которого было желание заинтересовать слушателей своим повествованием о судьбах героев. И герои, судьба которых связана с античной Грецией, с древней Иудеей, с эпохой средних веков и XVIII веком, вновь оживали на страницах штраусовских партитур. Но какой бы эпохи ни касался Штраус, он всегда оставался прежде всего композитором XX века.

Блестяще прожитая жизнь в последние десятилетия пошла по необычному пути. По приказанию министерства Геббельса Штраус был поставлен во главе Музыкальной палаты, учреждения, ведавшего музыкальной жизнью всей страны. Но не прошло и двух лет, как Штраус решительно отказался следовать указаниям нацистской пропаганды. Он встал в защиту своего либреттиста, еврея Стефана Цвейга; он, несмотря на запрещение, дирижировал концертом из произведений французского композитора Поля Дюка, умершего в 1935 году. А когда война шла к концу, в 1944 – 45 годах, он создал одно из последних произведений – "Метаморфозы" для струнного оркестра и в нем процитировал траурный марш из Героической симфонии Бетховена; в "Метаморфозах" Рихард Штраус глубоко скорбит о ранах, нанесенных войной человечеству, культуре, величайшим ценностям искусства.

< возвращаемся