Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Paul Hindemith / Paul Hindemit (a part III)

Near to scientific Kepler, artist Matiasom in gallery of the images which have excited creative imagination of Hindemita, we find Frantsiska Assizsky. About it ballet "…ыруюЁюфэхщ°шх тшфхэш " is devoted legend pages; under the scenario of ballet master Leonid Mjasina. Not "цш=шх" sacred, and human life has involved Hindemita; not piety, and humanity fill music of its ballet; at last not evangelic besstrastnost narrations, and pathetics of renunciation of riches, from honours for the sake of justice - such are ideas "…ыруюЁюфэхщ°ш§ тшфхэшщ". Through all five pictures of ballet, sjuzhetno reminding a parable about the prodigal son, there passes an ancient tune original trubadurskoj the song embodying cleanliness of thoughts and feelings. In comparison with the majority of orchestral opuses of Hindemita, music "-шфхэшщ" it is written without polyphonic implied senses, with distinctly allocated leading line of melodic drawing. Only in final passakalii the broad lands are given polyphonic insight.

Scenes of renunciation of riches and honour for the sake of friendship, a symbolical betrothal with Poverty, occurrence of the group, suffering, hungry people on a magnificent feast at Petro Bernadone and many other episodes develop in the theatrical representation reminding medieval moralite.

So, in "+ѕфюцэшъх ¦р=шрёх" "+рЁьюэшш ьшЁр" and "…ыруюЁюфэхщ°ш§ тшфхэш §" Hindemit glorifies the light sincere world of the person. These scores are adjoined related it on spirit by the symphony "Serena" written in 1946 by request of one of orchestras of the United States where Hindemit has emigrated in the late thirties.

It is possible to collect the whole collection of transfers of this name, as "Serena" concept ambiguous: "ётх=ыр " "тхёхыр " "Ёрфюё=эр " most close approaches to the word, and "ыѕёхчрЁэр " "ыѕёшё=р " - to music. The symphony "Serena" it was composed in the first post-war year when people have sighed freely and calmness, at last, has seized them. Extreme sections of four-hour symphonic structure joyfully proclaim a life. They are charged full structure of an orchestra. II part - a witty and free variation of a theme of the Jorksky march of Beethoven with use of one wind instruments. In the following part a string band divided into two groups, - from which one plays pitstsikato, - conducts dialogues elegicheskogo character. The remarks are attached to an orchestra by two the soloist violins, behind them - two the soloist altos. Yes, the symphony "Serena" - the joyful symphony, but also in pleasure sad memoirs disturb soul - such is sense of III part.

For half a century of indefatigable work Hindemitom had been wrote such quantity of music that the idle time, not annotated transfer would occupy it some pages. Having resulted above a number of the most considerable products forming the centre of its creative life, we can mention only even several works, if not to complete the picture, then for its general characteristic.

One branch of its creativity is formed by products for such solo tools to which the majority of composers did not give attention. Between 1936 and 1943 years Hindemitom writes sonatas for a flute, an oboe, an English small horn, a clarnet, a bassoon, a French horn, a pipe, a trombone, altgorna, tubas and harps. From eleven sonatas - ten for wind instruments. It is a creative feat with direct purposefulness: to lift art level of orchestral execution of modern music, to reveal new receptions, character of use of new expressive possibilities of wind instruments. In it professionalism of Hindemita, one of its displays mentioned already "ср§шрэё=тр".

too affects

The Important place in creativity of Hindemita is occupied with the music created for maximum use of expressive means of the the soloist tool, ensemble or an orchestra. Whether it is necessary to stipulate especially that the composer was not guided by virtuosity display as end in itself. It often uses original reception in a concert genre: to concentrate attention of listeners to mastery, he addresses to rather easily perceived melodic drawings. So, in the Concert for an alto (1935г.) tunes of ancient songs and the score are used is accompanied by the text summary. In a violin concert music of Hindemita sounds extremely lyrically, especially in last part. In a counterbalance to it violonchelnyj a concert (1940) Grasps the dramatic nature underlined by collisions of contrasting constructions. The concert for a piano is easily perceived by any audience thanks to clearness of melodic lines and simplicity of intonations, in the ending based on motive of the Renaissance song "КЁш ¶юэ=рэр".

The Principle "ъюэчхЁ=шЁютрэш " that is competitions, competitions of executors, it is taken as a principle many symphonic scores of Hindemita. So, for example, the Boston symphony (1931) in essence - the Concert for a string band and copper tools. In 1932 the Philharmonic concert and commemoration of the 50 anniversary of the Berlin symphonic orchestra is written. Ballet music "Ох=№Ёх =хьяхЁрьхэ=р" written for troupe of J. Balanchina, in essence too can be named by a piano concert.

Highly appreciating and creatively encouraging the masterly technics of instrumentalists, Hindemit as it was already told, shows samples and masterly possession of technics composer. The cycle of the piano fugues united by the name "Ludus tonalis" can be the best to volume an example; (Game of tonalities). The cycle includes twelve trehgolosnyh fugues and eleven interludes, located in exact conformity with the system of relationship of tonalities created by Hindemitom. All cycle is anticipated the introduction - a prelude. Its execution from right to left, that is from the end to the beginning, forms an original epilogue.

The Person outwardly very sociable, concealed Hindemit in itself warmly and the melancholy, shown at thought on the native land tragically left. In it "Ршь¶юэшёхёъш§ ьх=рьюЁ¶ючр§" the exiles written to the first months, variations on themes of Weber, valued in Germany are given the same as in our country appreciate Glinka for with Weber it is connected joyful it is time the first flowering of a national opera in Germany. Here Hindemit acts not in concert vestments, not in a professorial hat, and in a kind "яютёхфэхтэюь" as though photographed "ёъЁ№=ющ ърьхЁющ". That is why "¦х=рьюЁ¶юч№" take a special place in its biography.

Paul Hindemit has died on December, 29th, 1963. It has left the whole library of the products written to it. Them execute actively enough and listen everywhere with a breathless attention. But will pass a lot of time while its heritage becomes an integral part of sincere riches of fans of music for a heritage it is very great, and complexity of its perception gives way to ease, habitualness not so is fast, as it would be desirable for each of us.

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

купить картину для интерьера
Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Paul Hindemith / Пауль Хиндемит (часть III)

Рядом с ученым Кеплером, художником Матиасом в галерее образов, взволновавших творческое воображение Хиндемита, мы находим Франциска Ассизского. Страницам легенды о нем посвящен балет "Благороднейшие видения" по сценарию балетмейстера Леонида Мясина. Не "житие" святого, а жизнь человека привлекла Хиндемита; не благочестием, а человечностью наполнена музыка его балета; наконец не евангелическая бесстрастность повествования, а патетика отречения от богатства, от почестей во имя справедливости - таковы идеи "Благороднейших видений". Сквозь все пять картин балета, сюжетно напоминающего притчу о блудном сыне, проходит старинный напев подлинной трубадурской песни, воплощающей чистоту помыслов и чувств. В сравнении с большинством оркестровых опусов Хиндемита, музыка "Видений" написана без полифонических подтекстов, с отчетливо выделяющейся ведущей линией мелодического рисунка. Только в финальной пассакалии дан широкий простор полифоническому глубокомыслию.

Сцены отречения от богатства и почета во имя дружбы, символическое обручение с Нищетой, появление группы, страдающих, голодных людей на роскошном пиру у Пьетро Бернадоне и многие другие эпизоды слагаются в театральное представление, напоминающее средневековое моралите.

Так, в "Художнике Матиасе", "Гармонии мира" и "Благороднейших видениях" Хиндемит славит светлый душевный мир человека. К этим партитурам примыкает родственная им по духу симфония "Serena", написанная в 1946 году по заказу одного из оркестров Соединенных Штатов, куда Хиндемит эмигрировал в конце 30-х годов.

Можно собрать целую коллекцию переводов этого названия, так как "Serena" понятие неоднозначное: "светлая", "веселая", "радостная" наиболее близко подходит к самому слову, а "лучезарная", "лучистая" - к музыке. Симфония "Serena" сочинялась в первый послевоенный год, когда люди вздохнули свободно и спокойствие, наконец, овладело ими. Крайние разделы четырехчасовой симфонической структуры радостно провозглашают жизнь. Они поручены полному составу оркестра. II часть - остроумное и свободное варьирование темы Йоркского марша Бетховена с использованием одних духовых инструментов. В следующей же части струнный оркестр, разделенный на две группы,- из которых одна играет пиццикато,- ведет диалоги элегического характера. Свои реплики присоединяют к оркестру две солирующие скрипки, за ними - два солирующих альта. Да, симфония "Serena" -радостная симфония, но и в радости печальные воспоминания тревожат душу - таков смысл III части.

За полвека неустанного труда Хиндемитом было написано такое количество музыки, что простое, неаннотированное перечисление ее заняло бы несколько страниц. Приведя выше ряд наиболее значительных произведений, образующих центр его творческой жизни, мы можем только упомянуть еще о нескольких работах, если не для полноты картины, то хотя бы для ее общей характеристики.

Одну ветвь его творчества образуют произведения для таких сольных инструментов, которым большинство композиторов не дарило внимания. Между 1936 и 1943 годами Хиндемитом написаны сонаты для флейты, гобоя, английского рожка, кларнета, фагота, валторны, трубы, тромбона, альтгорна, тубы и арфы. Из одиннадцати сонат - десять для духовых инструментов. Это - творческий подвиг с прямой целенаправленностью: поднять художественный уровень оркестрового исполнения современной музыки, выявить новые приемы, характер использования новых выразительных возможностей духовых инструментов. В этом тоже сказывается профессионализм Хиндемита, одно из проявлений его упоминавшегося уже "бахианства".

Важное место в творчестве Хиндемита занимает музыка, созданная для максимального использования выразительных средств солирующего инструмента, ансамбля или оркестра. Нужно ли особо оговаривать, что композитор не ориентировался на показ виртуозности как самоцели. Он часто использует в жанре концерта своеобразный прием: чтобы сосредоточить внимание слушателей на исполнительском мастерстве, он обращается к сравнительно легко воспринимаемым мелодическим рисункам. Так, в Концерте для альта (1935г.) использованы напевы старинных песен и партитура сопровождается текстовой аннотацией. В скрипичном концерте музыка Хиндемита звучит на редкость лирично, особенно в последней части. В противовес ему виолончельный концерт (1940 г.) захватывает своим драматизмом, подчеркиваемым столкновениями контрастирующих построений. Концерт для фортепиано легко воспринимается любой аудиторией благодаря ясности мелодических линий и простоте интонаций, в финале базирующихся на мотиве ренессансной песни "Три фонтана".

Принцип "концертирования", то есть состязания, соревнования исполнителей, положен в основу многих симфонических партитур Хиндемита. Так, например, Бостонская симфония (1931 г.) по существу - Концерт для струнного оркестра и медных инструментов. В 1932 году написан Филармонический концерт и ознаменование 50-летия Берлинского симфонического оркестра. Балетная музыка "Четыре темперамента", написанная для труппы Дж. Баланчина, по существу тоже может быть названа фортепианным концертом.

Высоко ценя и творчески поощряя виртуозную технику инструменталистов, Хиндемит, как уже говорилось, показывает образцы и виртуозного владения техникой композиторской. Лучшим тому примером может быть цикл фортепианных фуг, объединенных названием "Ludus tonalis" (Игра тональностей). Цикл включает двенадцать трехголосных фуг и одиннадцать интерлюдий, расположенных в точном соответствии с созданной Хиндемитом системой родства тональностей. Весь цикл предваряется вступлением - прелюдией. Ее исполнение справа налево, то есть от конца к началу, образует своеобразное послесловие.

Человек внешне очень общительный, Хиндемит таил в себе тепло и тоску, проявлявшиеся при мысли о родине, трагически покинутой. В его "Симфонических метаморфозах", написанных в первые месяцы изгнаний, даны вариации на темы Вебера, ценимого в Германии так же, как в нашей стране ценят Глинку, ибо с Вебером связана радостная пора первого цветения национальной оперы в Германии. Здесь Хиндемит выступает не в концертном облачении, не в профессорской шапочке, а в виде "повседневном", как бы сфотографированном "скрытой камерой". Вот почему "Метаморфозы" занимают особое место в его биографии.

Пауль Хиндемит умер 29 декабря 1963 года. Он оставил целую библиотеку написанных им произведений. Их исполняют достаточно активно и слушают всюду с напряженным вниманием. Но пройдет немало времени, пока наследие его станет неотъемлемой частью душевного богатства любителей музыки, ибо наследие это очень велико, а сложность его восприятия уступает место легкости, привычности не так скоро, как хотелось бы каждому из нас.

< возвращаемся