Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

- - .
Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Leos Janacek / Leosh Janachek (1854-1928)

Every year the name of Czech composer Leosha Janachka even more often appears on opera and concert posters, and in it it is possible to see one of the most important displays of a fair sentence of history. JAnachku was for fifty when, huddling in a Moravian remote place gabsburgskoj Austro-Hungary, it passed from hope to despair, again looking through pages of the scores. As about unrealizable happiness he dreamt to hear them in real, instead of in imagined sounding.

Now to everyone who knows music of Janachka, clearly that its place - near to Sour cream and Dvorak. But what long and difficult way there should pass the author "+хэѕ¶№" to rise on this honourable pedestal.

Leosh Janachek / Leos Janacek. V.Asafev wrote about it: "¤ю to the age - Leosh Janachek was born in 1854 - it was hardly probable not the senior among the brightest phenomena of just passing time of flowering of the Czech music, and on tireless aspiration to twice not to go into the same step at a creative ascension, it to the death managed to be in number ьюыюф№§".

The Author of nine operas, sets of choral, symphonic, chamber products, cantatas; the tireless collector of national songs and dances; the musician-scientist who has published some of the most interesting researches about a folk music, speech intonations, creativity psychology; the journalist, whose articles, left the separate edition, have made solid volume in four hundred pages, Leosh Janachek belonged to descendants of that cohort of figures of national revival who in Czechia named "сѕфш=хы ьш". For they have laid down for themselves the aim - to wake in whom the feeling of national pride has fallen asleep.

Janachek occurred from a family, some which generations were teachers. And in the conditions of the Czech culture the teacher who was not practising music, - the phenomenon the rare. Eleven years it became Pavel Krzhizhkovskogo's pupil, the formed musician, the passionate collector of Moravian folklore. For this musician process of constant dialogue with national creativity was absolutely estestven as it was natural to inherit love to this tool from parents-organists.

Here, in the centre of Moravia, in a city of Brno, Janachek begins the office activity upon termination of a pedagogical educational institution: it becomes the teacher, continuing traditions of the grandfather, the father and mother. Dreams of the further music education remain dreams for many long years. Only in 1878 it manages to be pulled out in the world "сюыі°ющ ьѕч№ъш" to Leipzig and Vienna. Before it for one year has passed a two-year course of game on body in the Prague school of organists, In imagination he saw itself(himself) in Petersburg in Anton Rubinshtejna's class. In a reality he comprehends secrets "ъюьяючш=юЁёъющ ъѕ§эш" in German conservatories. In this incomplete dvuhletie, spent abroad, Janachek completely systematises the knowledge.

The Life has demanded from the returned home young musician not matrikulov and diplomas, and practical, essential musical activity. It also was gave to it with all heat peculiar to it. From the end of 70th years it supervises over the Moravian singing society, ljubovno studying with chorus and soloists Mozart, Haydn, Beethoven's music, the Czech classics - Frantishka Michi, Joseph Myslivechka, and near to them - music Antonina Dvorak, only recently begun the career. Will pass some years, and Janachek will find the person to whom will entrust the most secret plans in Dvorak, whose opinion will consider conclusive. Like Sour cream, like Dvorak, Janachek devotes a considerable part of time of is musical-organising activity, understanding, as it is important to reflect in music of feeling of national pride, the protest; as it is important to bring up shots of domestic musicians. In 1881 Janachek creates Organnuju school in Brno. About forty years it stretch supervised over it, brought up here not only organists, but also musicians of wider profile: conductors, regents, composers. On the basis of school Janachka in 1919 the Conservatory, in 1947 reorganised in Academy of arts of a name of Janachka has grown.

Huge employment could complicate only creativity process, but not kill requirement to create music because it there was a requirement invincible. JAnachek was the born composer.

Earliest of compositions known to us are dated by the end of 70th years: a six-private Suite for a string band, "Ђфшыыш " for the same structure; "Гфхэъшэ№ трЁшрчшш" for a piano, obviously, connected as shows their name, with Zdenkoj Schultz, the wife who has become soon of the composer. In these compositions, as well as in choral "+ёхээхщ яхёэх" on Yaroslav Varhlitskogo's verses, in "-ѕьъх" for a violin and pianos are appreciable typical lines of the composer-romanticist, going a path laid by Schubert, Mendelson, Brams, but thus keeping lines of national originality.

Soon enough specific features Czech, Moravian, lashskoj music get the best of traditions of German romanticists. The meeting with the collector of Moravian folklore, outstanding scientist Frantishkom Bartoshem, soon passed in friendship becomes the important event of the creative biography of Janachka. Each of them has found in other the adherent and, having united the efforts, in 1890 they have let out the collection including 174 national tunes. Attaching due significance to records and ordering of national melodies, Janachek, at all enthusiasm for this important issue, realised that is more important than all for it the music composition. At a crossroads of two highways of its creative way - folkloristskoj and composer - in 1887 there is an opera "ПрЁър". Its plot roots leaves in national legends about the Czech maidens-voitelnitsah storing customs of matriarchy, inherited from princess Libushe, the first ruler of Czechia. On a legend theme about Sharke - so call one of the main heroines of an epopee about the Czech amazons, - it is written a lot of music, including - a symphonic poem of Sour cream, the opera of Zdenka Fibiha (1850-1900) which have appeared in ten years after an opera of Janachka. A three-act opera of Janachka - the first its large product. Written to traditions of a romantic opera, not without influence of a dramaturgic outline of some episodes "-юыічр эшсхыѕэур" with an emotional elation, an abundance choral and ansamblevyh episodes. "ПрЁър" entirely is based on a melodic basis of the Czech folklore. Alas, with "ПрЁъш" the list of compositions of Janachka, for decades ground in its working room begins.

The Following opera, one-act - "-рёрыю Ёюьрэр" has passing value. But work on it has reduced the composer with writer Gabrieloj Prejssovoj who has deeply studied a life, a life, customs of Moravian village. JAnachek has excitedly read it "фхЁхтхэёъѕ¦ фЁрьѕ" "+хэѕ¶р" also has immediately lighted up desire to write an opera. So work on the product which has pulled out the author from obscurity has begun.

it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Leos Janacek / Леош Яначек (1854-1928)

С каждым годом имя чешского композитора Леоша Яначка все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом можно увидеть одно из самых важных проявлений справедливого приговора истории. Яначку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в который раз перелистывая страницы своих партитур. Как о несбыточном счастье мечтал он услышать их в реальном, а не в воображаемом звучании.

Сейчас каждому, кто знает музыку Яначка, ясно, что место его - рядом со Сметаной и Дворжаком. Но какой длинный и трудный путь должен был пройти автор "Йенуфы", чтобы подняться на этот почетный пьедестал.

Леош Яначек / Leos JanacekБ. В. Асафьев писал о нем: "По возрасту своему - Леош Яначек родился в 1854 году - он был едва ли не старшим среди самых ярких явлений только что миновавшей поры цветения чешской музыки, а по неутомимому стремлению к тому, чтобы дважды не ступать на одну и ту же ступень при творческом восхождении, ему до самой смерти удалось быть в числе молодых".

Автор девяти опер, множества хоровых, симфонических, камерных произведений, кантат; неутомимый собиратель народных песен и танцев; музыкант-ученый, опубликовавший несколько интереснейших исследований о народной музыке, речевых интонациях, психологии творчества; журналист, чьи статьи, вышедшие отдельным изданием, составили солидный том в четыреста страниц, Леош Яначек принадлежал к потомкам той когорты деятелей национального возрождения, которых в Чехии называли "будителями". Ибо они поставили перед собой цель - разбудить тех, в ком уснуло чувство национальной гордости.

Яначек происходил из семьи, несколько поколений которой были учителями. А в условиях чешской культуры учитель, не занимавшийся музыкой,- явление редчайшее. Одиннадцати лет он стал учеником Павла Кржижковского, образованного музыканта, страстного собирателя моравского фольклора. Для этого музыканта процесс постоянного общения с народным творчеством был совершенно естествен, как естественно было наследовать от родителей-органистов любовь к этому инструменту.

Здесь, в центре Моравии, в городе Брно, Яначек начинает свою служебную деятельность по окончании педагогического учебного заведения: он становится учителем, продолжая традиции деда, отца и матери. Мечты о дальнейшем музыкальном образовании остаются мечтами на долгие годы. Только в 1878 году ему удается вырваться в мир "большой музыки", в Лейпциг и Вену. До этого он за один год прошел двухлетний курс игры на органе в Пражской школе органистов, В воображении он видел себя в Петербурге в классе Антона Рубинштейна. В реальности же он постигает тайны "композиторской кухни" в немецких консерваториях. В это неполное двухлетие, проведенное за рубежом, Яначек полностью систематизирует свои знания.

Жизнь потребовала от вернувшегося на родину молодого музыканта не матрикулов и дипломов, а практической, насущной музыкальной деятельности. Ей он и отдался со всем свойственным ему пылом. С конца 70-х годов он руководит Моравским певческим обществом, любовно разучивая с хором и солистами музыку Моцарта, Гайдна, Бетховена, чешских классиков - Франтишка Мичи, Йозефа Мысливечка, а рядом с ними - музыку Антонина Дворжака, только недавно начавшего свой творческий путь. Пройдет несколько лет, и Яначек найдет в Дворжаке человека, которому доверит самые сокровенные замыслы, чье мнение сочтет неоспоримым. Подобно Сметане, подобно Дворжаку, Яначек посвящает значительную часть своего времени музыкально-организаторской деятельности, понимая, как важно отразить в музыке чувства национальной гордости, протеста; как важно воспитать кадры отечественных музыкантов. В 1881 году Яначек создает Органную школу в Брно. Около сорока лет он бессменно руководил ею, воспитывал здесь не только органистов, но и музыкантов более широкого профиля: дирижеров, регентов, композиторов. На базе школы Яначка в 1919 году выросла Консерватория, в 1947 году реорганизованная в Академию искусств имени Яначка.

Огромная занятость могла только затруднить процесс творчества, но не убить потребность создавать музыку, потому что это была потребность неодолимая. Яначек был прирожденным композитором.

Наиболее ранние из известных нам сочинений датированы концом 70-х годов: шестичастная Сюита для струнного оркестра, "Идиллия" для того же состава; "Зденкины вариации" для фортепиано, очевидно, связанные, как показывает их название, со Зденкой Шульц, ставшей вскоре женой композитора. В этих сочинениях, как и в хоровой "Осенней песне" на стихи Ярослава Вархлицкого, в "Думке" для скрипки и фортепиано заметны типичные черты композитора-романтика, идущего стезей, проложенной Шубертом, Мендельсоном, Брамсом, но при этом сохраняющего черты национальной самобытности.

Довольно скоро специфические особенности чешской, моравской, лашской музыки берут верх над традициями немецких романтиков. Важным событием творческой биографии Яначка становится встреча с собирателем моравского фольклора, крупным ученым Франтишком Бартошем, вскоре перешедшая в дружбу. Каждый из них нашел в другом единомышленника и, объединив свои усилия, в 1890 году они выпустили сборник, включающий 174 народных напева. Придавая должное значение записям и систематизации народных мелодий, Яначек, при всей увлеченности этим важным делом, отдавал себе отчет в том, что всего важней для него сочинение музыки. На перекрестке двух магистралей его творческого пути - фольклористской и композиторской - в 1887 году возникает опера "Шарка". Ее сюжет корнями уходит в народные легенды о чешских девах-воительницах, хранящих обычаи матриархата, унаследованные от княгини Либуше, первой правительницы Чехии. На тему легенды о Шарке - так зовут одну из главных героинь эпопеи о чешских амазонках,- написано много музыки, в том числе - симфоническая поэма Сметаны, опера Зденка Фибиха (1850-1900), появившаяся через десять лет после оперы Яначка. Трехактная опера Яначка - первое крупное его произведение. Написанная в традициях романтической оперы, не без влияния драматургической канвы ряда эпизодов "Кольца нибелунга", с эмоциональной приподнятостью, обилием хоровых и ансамблевых эпизодов. "Шарка" целиком базируется на мелодической основе чешского фольклора. Увы, с "Шарки" начинается список сочинений Яначка, на десятилетия заточенных в его рабочей комнате.

Следующая опера, одноактная - "Начало романа", имеет преходящее значение. Но работа над ней свела композитора с писательницей Габриэлой Прейссовой, глубоко изучившей жизнь, быт, нравы моравской деревни. Яначек с увлечением прочитал ее "деревенскую драму" "Йенуфа" и тотчас же загорелся желанием писать оперу. Так началась работа над произведением, вырвавшим автора из безвестности.

читаем дальше >