Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Karol Szymanowski / Karol Shimanovsky (1882-1937)

Imja Karol Shimanovskogo has become history of the Polish music as one of the most considerable after Chopin as a name of the composer, whose creativity became level with the most interesting phenomena of a musical life of our century. Interest to its music has arisen literally from the first steps when in a beginning of the century there was in Warsaw a twenty years' young man, the native of a deaf Ukrainian province. It has amazed the Warsaw musical arbitrators with a taste and culture subtlety, talent of the products brought on their court. Music Shimanovsky has not caused disputes, even two opinions. It was clear that it is very talented, and that its cradle had Chopin. But not only Chopin. Something guarded, disturbing sounded in nine small preludes; any new harmonies, istaivajushchie untold phrases, fragility of the form which so, hardly concerning the keyboard, also it was possible to inform to listeners. It went from Skryabin, whose early creativity too is cast by Chopin. Without connecting itself with conservatory, Shimanovsky became the pupil of the visible composer and teacher Zigmunda Noskovsky.

Karol Shimanovsky / Karol Szymanowski"¤Ёютшэчшрыіэюё=і" Shimanovsky was only nominal. He really was born and has grown in a deaf corner of Ukraine of that time, in an estate of Timoshovka, nearby to Elizavetgrada. But the house Shimanovsky has always been filled by music. Here the nearest related environment Shimanovsky: Gustav Nejgauz, his son Henry, memorable to each of us the amazing pianist and the teacher, daughter Natalia - too the pianist, brothers Felix, Zigmund and Stanislav Blumenfeldy, the brother and sister Shimanovsky - the pianist and the singer. In this circle of musicians several generation, studying at Gustav Nejgauza in game as a piano, and dews of Karol.

To Warsaw has arrived young, but the excellent musician who was intuitively guided in laws of musical thinking, requiring school, in streamlining of knowledge and in a management from outside the skilled and strict teacher - the composer. Such also was Noskovsky. Its tastes and liking did not fall outside the limits traditions of romantic music, and some harmonious "шчыш°хё=тр" on which its pupil ventured, it accepted with a high pedagogical step.

The Early period of creativity Shimanovsky is devoted almost exclusively chamber music - tool and vocal. In 1903-04 Shimanovsky writes larger opuses, sonatas - piano and violin, near to them - Variations on a theme of the Polish national song. In these products, no less than in romances on words of Kasprovicha, Berenta, Mitsinsky the hand of the master who have found the manner of the letter is felt already. In piano products constantly attracts attention refinement of coloristic treatment of the sonority, the refined invoice, the general press of a creative spontaneity.

Shimanovsky it is allocated by that special character trait which is constant, in any society does it "ьруэш=эющ ышёэюё=і¦". In the first Warsaw years it becomes the centre to which the talented musical youth gravitates. Violinist Pavel Kohansky and pianist Arthur Rubinshtejn, both only beginning the world career become closest friends Shimanovsky. In 1905 in Berlin Shimanovsky gets acquainted with Gzhegozhem Fitelbergom, the talented Polish conductor, the passionate propagandist of new music, violent admirer Riharda Strauss. The group of the young progressive musicians which have united under the name "¦юыюфр  Poland in ьѕч№ъх" is soon formed;. Fitelberg have entered Into it, Ruzhitsky, Sheljuto, Karlovich and Shimanovsky. Rubinshtejn gravitated To them and some more vysokoodarennyh the actors making a performing active "¦юыюфющ ¤юыі°ш".

Whether There was at this group an accurate aesthetic platform? Before to answer the brought attention to the question, we will address to some typical phenomena of a musical life of Poland of the XX-th century beginning.

Short of Stanislav Monjushko (1819-1872), the author of several outstanding opera scores and, first of all - "+рыіъш" posleshopenovskoe the fiftieth anniversary a little than has enriched the Polish musical culture. Chamber and symphonic music did not rise above mediocrity level. Diletantizm, and from here and durnovkusie reigned in many genres of creativity and ispolnitelstva. The new musical trends going from Russia, from the Mighty small group, from France - Debussy, Ravel - hardly reached a threshold of musical establishments and were absolutely ignored largely - and melkoshljahetskimi "ёрыюэрьш" - citadels of musical narrow-mindedness. The first of the Polish composers has responded to calls of time Mechislav Karlovich which have admired impressionists, but the basic creative tribute paying to neo-romanticism. It has passed a strong vocational school and was the unique Polish composer who has creatively apprehended receptions "фтѕ§ рш§рЁфют" - Wagner and Strauss and Skryabin's rebellious spirit. Its way on a symphonic platform was difficult because of reigning routine.

With such difficulties "¦юыюфр  ¤юыі°р" declares struggle. For the new Polish music which is not losing the national traditions, but not lagging behind achievements of music European! The slogan both a real platform was that. And the second - struggle for the present professionalism.
Group "¦юыюфр  Poland in ьѕч№ъх" it was very non-uniform. Fitelberg was engaged in the music composition off and on (though has written a bright symphonic poem "¤хёэі about Рюъюых" on Bitter); SHeljuto hardly overcame creative slackness; Ruzhitsky did not differ sequence of aesthetic views and aspirations and was typical eklektikom. But together, having in the centre such strong figure as Shimanovsky, - they made the impressive avant-guard struggling for musical progress of Poland.

In many works about Shimanovsky, its career divide into three stages-periods: "Ёюьрэ=шёхёъшщ" "шьяЁхёёшюэшё=ёъшщ" and "эрЁюфэ№щ". In any classification such it is difficult to avoid sketchiness, but in the given division the logic is. The first period comes to an end with the monumental composition - the Second symphony written in 1910. To it written the First (1907) was executed only once, in the beginning of spring of 1909. The author remained is extremely dissatisfied with the child, any more did not direct it on a platform and has refused to print the score. So, till now it remained in the manuscript. An another matter - the Second symphony. For the first time played under control of Fitelberga in 1911, it has won a strong place in repertoire. Its first part - the open declaration of neo-romanticism, with the bared expression of feelings, with difficult emotional implied sense. The variation form of the second part gives the chance to the composer to refract a melodic theme and last, sixth variation through many sides to treat as the introduction to the third, final part. Here, in the ending, the complex of difficult reflexions, disentangling of the dramaturgic knots connected with the previous parts is given. For the first time Shimanovsky acts fully armed with such solid polyphonic technics, having constructed the most complicated fugue in which it is developed five (!) those. But business not only in how the technical problem is solved. It is important, as it is organic, not "чрёѕ°штр " and keeping emotional heat of a thematic material, the composer results all design of the symphony to ideally logical end.

After the Concert overture (1905) and the Second symphony the name Shimanovsky becomes more and more known in the European countries. Oн represents itself as the pianist, executing own products, listens to the band music, частo driving about on capitals and other musical centres of Europe; some years live in Vienna, communicating with the largest musicians of the Austrian capital.

After tiresome trips and a nervous tension, it finds rest in native Timoshovke where friends gather. In the letter to 3. Jahimetsky, written in the summer of 1911, it is told about Arthur Rubinshtejna's five-week visit, coincided by stay in Timoshovke Henry Nejgauza and Gzhegozha Fitelberga. It Shimanovsky played the Second sonata for a piano. "+ср have been grasped х¦" - the author writes.

Here, in Timoshovke the plan of foreign tours with the concerts entirely devoted to music Shimanovsky was born.

it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Люблю слушать Ханну http://audio.nur.kz/artist-283827-hanna онлайн на Аудио Нур
Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Karol Szymanowski / Кароль Шимановский (1882-1937)

Имя Кароль Шимановского вошло в историю польской музыки как одно из самых значительных после Шопена, как имя композитора, чье творчество стало вровень с наиболее интересными явлениями музыкальной жизни нашего века. Интерес к его музыке возник буквально с первых шагов, когда в начале столетия появился в Варшаве двадцатилетний юноша, выходец из глухой украинской провинции. Он поразил варшавских музыкальных арбитров тонкостью вкуса и культуры, талантливостью привезенных на их суд произведений. Музыка Шимановского не вызвала ни споров, ни даже двух мнений. Ясно было, что она очень талантлива, и что у ее колыбели находился Шопен. Но не только Шопен. Что-то настороженное, тревожное звучало в девяти небольших прелюдиях; какие-то новые гармонии, истаивающие недосказанные фразы, хрупкость формы, которую именно так, чуть касаясь клавиатуры, и можно было донести до слушателей. Это шло от Скрябина, чье раннее творчество тоже навеяно Шопеном. Не связывая себя с консерваторией, Шимановский стал учеником видного композитора и педагога Зигмунда Носковского.

Кароль Шимановский / Karol Szymanowski"Провинциальность" Шимановского была только номинальной. Он действительно родился и вырос в глухом углу тогдашней Украины, в поместье Тимошовка, неподалеку от Елизаветграда. Но дом Шимановских всегда наполнен был музыкой. Вот ближайшее родственное окружение Шимановских: Густав Нейгауз, его сын Генрих, памятный каждому из нас изумительный пианист и педагог, дочь Наталия - тоже пианистка, братья Феликс, Зигмунд и Станислав Блуменфельды, брат и сестра Шимановского - пианист и певица. В этом кругу музыкантов нескольких поколении, учась у Густава Нейгауза игре на фортепиано, и рос Кароль.

 В Варшаву приехал молодой, но отличный музыкант, интуитивно ориентировавшийся в законах музыкального мышления, нуждавшийся в школе, в упорядочении знаний и в руководстве со стороны опытного и строгого педагога - композитора. Таким и был Носковский. Его вкусы и симпатии не выходили за пределы традиций романтической музыки, а некоторые гармонические "излишества", на которые отваживался его ученик, он принимал с высоким педагогическим тактом.

Ранний период творчества Шимановского посвящен почти исключительно камерной музыке - инструментальной и вокальной. В 1903-04 годах Шимановский пишет более крупные опусы, сонаты - фортепианную и скрипичную, рядом с ними - Вариации на тему польской народной песни. В этих произведениях, равно как и в романсах на слова Каспровича, Берента, Мициньского чувствуется уже рука мастера, нашедшего свою манеру письма. В фортепианных произведениях постоянно обращает на себя внимание изысканность колористической трактовки звучности, рафинированная фактура, общая печать творческой непосредственности.

Шимановский наделен той особой чертой характера, которая постоянно, в любом обществе делает его "магнитной личностью". В первые же варшавские годы он становится центром, к которому тяготеет талантливая музыкальная молодежь. Ближайшими друзьями Шимановского становятся скрипач Павел Коханский и пианист Артур Рубинштейн, оба только начинавшие свою мировую карьеру. В 1905 году в Берлине Шимановский знакомится с Гжегожем Фительбергом, талантливым польским дирижером, страстным пропагандистом новой музыки, неистовым поклонником Рихарда Штрауса. Вскоре образуется группа молодых прогрессивных музыкантов, объединившаяся под названием "Молодая Польша в музыке". В нее вошли Фительберг, Ружицкий, Шелюто, Карлович и Шимановский. К ним тяготели Рубинштейн и еще несколько высокоодаренных артистов, составляющих исполнительский актив "Молодой Польши".

Была ли у этой группы четкая эстетическая платформа? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, обратимся некоторым типичным явлениям музыкальной жизни Польши начала XX века.

Если не считать Станислава Монюшко (1819-1872), автора нескольких выдающихся оперных партитур и, в первую очередь - "Гальки", то послешопеновское пятидесятилетие мало чем обогатило польскую музыкальную культуру. Камерная и симфоническая музыка не поднималась выше уровня посредственности. Дилетантизм, а отсюда и дурновкусие царили во многих жанрах творчества и исполнительства. Новые музыкальные веяния, идущие из России, от Могучей кучки, из Франции - Дебюсси, Равель - едва достигали порога музыкальных учреждений и начисто игнорировались крупно- и мелкошляхетскими "салонами" - цитаделями музыкального мещанства. Первым из польских композиторов откликнулся на зовы времени Мечислав Карлович, залюбовавшийся импрессионистами, но основную творческую дань плативший неоромантизму. Он прошел крепкую профессиональную школу и был единственным польским композитором, творчески воспринявшим приемы "двух Рихардов" - Вагнера и Штрауса и мятежный дух Скрябина. Путь его на симфоническую эстраду был труден из-за царящей рутины.

Именно с такого рода трудностями "Молодая Польша" декларирует борьбу. За новую польскую музыку, не теряющую своих национальных традиций, но не отстающую от достижений музыки европейской! Таков был лозунг и реальная платформа. И второе - борьба за настоящий профессионализм.
Группа "Молодая Польша в музыке" была очень неоднородна. Фительберг занимался сочинением музыки от случая к случаю (хотя написал яркую симфоническую поэму "Песнь о Соколе" по Горькому); Шелюто с трудом преодолевал творческую вялость; Ружицкий не отличался последовательностью эстетических взглядов и устремлений и был типичным эклектиком. Но вместе, имея в центре такую сильную фигуру как Шимановский,- они составляли внушительный авангард, борющийся за музыкальный прогресс Польши.

Во многих работах о Шимановском, его творческий путь делят на три этапа-периода: "романтический", "импрессионистский" и "народный". В любой классификации такого рода трудно избежать схематизма, но в данном разделении своя логика есть. Первый период заканчивается монументальным сочинением - Второй симфонией, написанной в 1910 году. До нее написанная Первая (1907 год) исполнялась только один раз, в начале весны 1909 года. Автор остался крайне недоволен своим детищем, больше не направлял его на эстраду и отказался печатать партитуру. Так, до сих пор она осталась в рукописи. Другое дело - Вторая симфония. Впервые сыгранная под управлением Фительберга в 1911 году, она завоевала прочное место в репертуаре. Ее первая часть - открытая декларация неоромантизма, с обнаженным выражением чувств, со сложным эмоциональным подтекстом. Вариационная форма второй части дает композитору возможность преломить сквозь много граней напевную тему и последнюю, шестую вариацию трактовать как вступление к третьей, финальной части. Здесь, в финале, дан комплекс сложных размышлений, распутывание драматургических узлов, связанных с предыдущими частями. Впервые Шимановский выступает во всеоружии такой солидной полифонической техники, построив сложнейшую фугу, в которой разрабатывается пять (!) тем. Но дело не только в том, как решена техническая задача. Важно, как органично, не "засушивая", а сохраняя эмоциональный накал тематического материала, композитор приводит всю конструкцию симфонии идеально логичному завершению.

После Концертной увертюры (1905 г.) и Второй симфонии имя Шимановского делается все более известным в европейских странах. Oн выступает в качестве пианиста, исполняя собственные произведения, слушает свою оркестровую музыку, частo разъезжая по столицам и другим музыкальным центрам Европы; несколько лет живет в Вене, общаясь с крупнейшими музыкантами австрийской столицы.

После утомительных поездок и нервного напряжения, он находит покой в родной Тимошовке, куда съезжаются друзья. В письме к 3. Яхимецкому, написанном летом 1911 года, говорится о пятинедельном визите Артура Рубинштейна, совпавшем пребыванием в Тимошовке Генриха Нейгауза и Гжегожа Фительберга. Им Шимановский играл свою Вторую сонату для фортепиано. "Оба были захвачены ею",- пишет автор.

Здесь, в Тимошовке родился план заграничных турне с концертами, целиком посвященными музыке Шимановского.

читаем дальше >