Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Karol Szymanowski / Karol Shimanovsky (a part III)

If to speak about Stravinsky's role in the biography Shimanovsky speech should go not about influence (the leader often to imitation), and about the strongest push directed towards studying and realisation of a folk music. So there is magnificent 50th opus Shimanovsky (1926), including 20 mazourkas for a piano. The composer leaves on new road. Yet not assured of correctness of a way, he searches, looks back. Certainly, could not do without Chopin, so is many-sided opened mazourka poetry. But here tart harmonies of Bartoka which have appeared for the first time in some from "12 І=¦фют" are heard also; written Shimanovsky in 1916.

Perhaps, being afraid of influence charodejskoj Chopin force, Shimanovsky "чютх= on яюьюЁі" Bartoka and Stravinsky. Whether flew, otherwise, but in this creative certificate it anew finds itself(himself). Cunningly ecstatic self-exposure of the neoromanticist, interest to izyskannostjam "¶Ёрэчѕчёъющ ъѕ§эш" has run low;. Shimanovsky for the first time listens attentively to severe wisdom of a folk art, it is accustomed to appreciate its briefness, starts to comprehend, what in it are concealed riches as this world is original.

With a folk art Shimanovsky sdruzhila for many years not only creative evolution, but also a trouble. Since August, 1922 Karol Shimanovsky, on expression of one of biographers, belongs to number of people which "схч Zakopane to live not ьюуѕ=". It is a question of a resort in Tatra mountains where sick of a tuberculosis searched for rescue or at least delays of the inevitable.

Last 15 years of a life Shimanovsky spent generally in sad atmosphere of mountain sanatoria of Poland and Switzerland. But in Zakopane, since 1914, expanded "¦ѕчхщ Кр=Ёрэіёъш" created and sponsored by enthusiasts, enamoured in a folk art of the Polish mountaineers, in their life, speech, music, an applied art. Among enthusiasts it was allocated July Zborovsky, writing down on a song phonograph, a dance music, the shepherd's folk tunes, humourous catchphrases "=р=Ёрэіё№ъют". Into this world also has entered Shimanovsky. The plan "+рЁэрёш" here was born; ballet from a life of the mountaineers, played the big role in the history of the Polish music and the Polish choreographic theatre.

Continuing a line going from "-трфчр=ш ьрчѕЁюъ" the composer gets into those depths where are already "яЁршэ=юэрчшш" slavic music. Not stylisation, and a reconstruction of soundings of violins which national virtuosos play, having turned them dekoj to public and holding not at a chin, and almost on a breast; a reconstruction of singing, sharp, throat, but captivating in the protogenic freshness, from which as from ice cold spring water, a teeth aches.

The Plot "+рЁэрёш" it is absolutely simple. The beautiful girl marry to the unloved. Wedding fun is sad. The bride is sad. Also because to it one of mountain robbers, of those who does not offend poor, but only the rich has attracted. That promised to get out it; time goes, and all are not present it. Suddenly it appears, this handsome man (not without reason in the people them call "§рЁэрё ьш" from a root "§рЁэ№щ" - beautiful) also abducts the darling grown fond to it. Only in 1931 work on the difficult score which scenic life has gone right not at once is ended.

And following opuses Shimanovsky - twelve "-ѕЁяшютёъш§ яхёхэ" for a voice and the piano and six national songs for chorus, - testify that communications of the composer with a folk music become stronger. It confirms also the collection of the Polish national songs processed for a piano, and "Ох=№Ёх =рэчр" (the Polonaise, Krakovjak, Oberek and the Mazourka). Last products were created in the thirties, and most considerable of them - the Fourth symphony named the author by the Concert symphony. Written for a the soloist piano and an orchestra the composition it connects both genres - the symphony and a concert. It is devoted Arthur Rubinshtejnu. The fourth symphony written for some years to it widely known oratorio "Stabat Mater" and near to them the Second violin concert, the way of the composer, a way of indefatigable searches finish.

The Two first parts of the symphony are filled by music of deep and pure feeling, excited, as in autumn sad-pacified. But in the ending forces for excellent stated conclusion masterly treated in piano parties entirely leaning against a national theme as though are last time collected. The spirit of national rhythms, enthusiasm and lyrical sincerity fill also the score of a violin concert.

Shimanovsky has spent in 1935-1936 some the concert trips which have passed with the big success. Execution of last symphony and a concert have brought to it feeling of the present satisfaction. The same years the Prague and Parisian prime ministers of ballet "+рЁэрёш" have followed; accepted, especially in Paris, directed by Sergey Lifarja, with the big enthusiasm.

Forces Shimanovsky thawed. In December, 1936 he has been compelled to leave Warsaw and to go to the Swiss resort Grass. Still it threw over a musical paper a line after line, sketches to the conceived ballet "-ючтЁрЁхэшх +фшёёх " but it was clear that the end is close. It has come on March, 29th, 1937.

Not only Warsaw, all Poland saw off him in a final journey.

And when mourning ceremony has ended, have ceased speeches, has ceased a march from "+шсхыш сюуют" and the grave has become empty, - four national musicians have gone down from Tatra mountains. Jan Obrohta, Stanislav Obrohta, Andrzej Slodychka and Vatsek Mruz have set up the violins, have turned their decks to a sepulchral hill and is sad, in a simple way, "яю уѕЁрыіёъш" the melodies …

have played

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Владимирские гиды по праву гордятся авторским туром на 12 июня 2018 к Бабе Яге
Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Karol Szymanowski / Кароль Шимановский (часть III)

Если говорить о роли Стравинского в биографии Шимановского, то речь должна идти не о влиянии (ведущем часто к подражанию), а о сильнейшем толчке, направленном в сторону изучения и претворения народной музыки. Так возникает великолепный 50-й опус Шимановского (1926 г.), включающий 20 мазурок для фортепиано. Композитор выходит на новую дорогу. Еще не уверенный в правильности пути, он ищет, оглядывается. Конечно, не могло обойтись без Шопена, так многогранно раскрывшего поэзию мазурки. Но здесь же слышатся и терпкие гармонии Бартока, которые впервые проглянули в некоторых из "12 этюдов", написанных Шимановским еще в 1916 году.

Может быть, боясь воздействия чародейской силы Шопена, Шимановский "зовет на помощь" Бартока и Стравинского. Тек ли, иначе, но в этом творческом акте он заново обретает себя. Ушло экстатическое самообнажение неоромантика, иссяк интерес к изысканностям "французской кухни". Шимановский впервые вслушивается в суровую мудрость народного искусства, приучается ценить его немногословность, начинает постигать, какие в нем таятся богатства, как своеобразен этот мир.

С народным искусством Шимановского сдружила на многие годы не только творческая эволюция, но и беда. С августа 1922 года Кароль Шимановский, по выражению одного из биографов, принадлежит к числу людей, которые "без Закопане жить не могут". Речь идет о курорте в Татрах, где больные туберкулезом искали спасения или хотя бы отсрочки неизбежного.

Последние 15 лет жизни Шимановский проводил по большей части в грустной атмосфере горных санаториев Польши и Швейцарии. Но в Закопане, начиная с 1914 года, разрастался "Музей Татраньски", созданный и опекаемый энтузиастами, влюбленными в народное искусство польских горцев, в их быт, речь, музыку, прикладное искусство. Среди энтузиастов выделялся Юлий Зборовский, записывавший на фонограф песни, танцевальную музыку, пастушьи наигрыши, прибаутки "татраньчыков". В этот мир и вошел Шимановский. Здесь родился замысел "Харнаси", балета из жизни горцев, сыгравшего большую роль в истории польской музыки и польского хореографического театра.

Продолжая линию, идущую от "Двадцати мазурок", композитор проникает в те глубины, где находятся уже "праинтонации" славянской музыки. Не стилизация, а воссоздание звучаний скрипок, на которых народные виртуозы играют, повернув их декой к публике и держа не у подбородка, а почти на груди; воссоздание пения, резкого, горлового, но пленительного в своей первозданной свежести, от которой, как от студеной ключевой воды, ноют зубы.

Сюжет "Харнаси" совсем прост. Красивую девушку выдают замуж за нелюбимого. Печально свадебное веселье. Печальна невеста. Еще и потому, что ей приглянулся один из горных разбойников, из тех, кто не обижает бедных, а только богатых. Тот обещал вызволить ее; время идет, а его все нет. Вдруг он появляется, этот красавец (недаром в народе их зовут "харнасями", от корня "харный"- красивый) и похищает полюбившуюся ему милую. Только в 1931 году окончена работа над сложной партитурой, сценическая жизнь которой не сразу удалась.

И следующие опусы Шимановского - двенадцать "Курпиовских песен" для голоса и фортепиано и шесть народных песен для хора,- свидетельствуют о том, что связи композитора с народной музыкой укрепляются. Это подтверждает и сборник польских народных песен, обработанных для фортепиано, и "Четыре танца" (Полонез, Краковяк, Оберек и Мазурка). Последние произведения создавались в 30-х годах, и самое значительное из них - Четвертая симфония, названная автором Концертной симфонией. Написанное для солирующего фортепиано и оркестра сочинение это соединяет оба жанра - симфонию и концерт. Посвящено оно Артуру Рубинштейну. Четвертая симфония, написанная за несколько лет до нее широко известная оратория "Stabat Mater", а рядом с ними Второй скрипичный концерт, завершают путь композитора, путь неустанных исканий.

Две первые части симфонии наполнены музыкой глубокого и чистого чувства, то взволнованного, то по-осеннему печально-умиротворенного. Но в финале как бы в последний раз собраны силы для блестяще изложенного, виртуозно трактованного в фортепианной партий заключения, целиком опирающегося на народную тему. Духом народных ритмов, задором и лирической искренности наполнена и партитура скрипичного концерта.

Шимановский провел еще в 1935-1936 годах несколько концертных поездок, прошедших с большим успехом. Исполнение последней симфонии и концерта принесли ему чувство настоящего удовлетворения. В эти же годы последовали Пражская и Парижская премьеры балета "Харнаси", принятого, особенно в Париже, в постановке Сергея Лифаря, с большим энтузиазмом.

Силы Шимановского таяли. В декабре 1936 года он вынужден был покинуть Варшаву и направиться в швейцарский курорт Грасс. Еще он набрасывал на нотную бумагу строку за строкой, эскизы к задуманному балету "Возвращение Одиссея", но ясно было, что конец близок. Он наступил 29 марта 1937 года.

Не только Варшава, вся Польша провожала его в последний путь.

И когда закончилась траурная церемония, отзвучали речи, отзвучал марш из "Гибели богов" и место упокоения опустело,- четыре народных музыканта спустились с Татр. Ян Оброхта, Станислав Оброхта, Анджей Слодычка и Вацек Мруз настроили свои скрипки, повернули их деками к могильному холму и печально, по-простому, "по гуральски" заиграли свои мелодии…

< возвращаемся