Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Karol Szymanowski / Karol Shimanovsky (a part II)

the Second symphony with tremendous success is executed in Vienna, Dresden, Leipzig. The detailed description of the Leipzig concert in 1912 has remained. In the program there was the Concert overture, the Second symphony - Fitelberg conducted, between orchestral products Arthur Rubinshtejn acted and played the Second sonata and Imagination on the Polish theme.

Arthur Nikish, the well-known conductor about whom said was the Most dear musician of Leipzig of those years that he visits only those concerts which conducts itself. Sensation was already that Nikish has visited an author's concert Shimanovsky. Supersensation - that after the Overture it has entered into a box where sat Shimanovsky, and under a hall ovation has hotly congratulated, and then remained in the same box till the end of a concert.

The maturity Has come. The glory has come. And greed to all new that occurs in the music world, has not left Shimanovsky. And in it it remained is true to precepts "¦юыюфющ ¤юыі°ш". With escalating attention Shimanovsky that the wind brings from France listens attentively. Even names of his compositions conceal in themselves aroma of the French art: "+ё=Ёют ёшЁхэ" "-рышяёю" "-рѕчшър " - three these poems form a piano cycle "¦х=юя№" and "Июэ=рэ +Ёх=ѕч№" "-рЁчшёё" and "-Ёшрф№ and ¤рэ" - a cycle "¦ш¶№" for a violin and a piano. It is difficult to deny that not only names, but harmonious language, receptions of refined piano and violin sonority, dynamic shades, - are close zvukopisi to Debussy. In the same plan should be named and the First concert for a violin and an orchestra, one of the most beautiful products Shimanovsky. A concert this T.Mitsinskogo cast by a poem "¦рщёър  эюёі" With the greatest clearness establishes a watershed between music Shimanovsky and the French trends. Shimanovsky sickened "юс·хъ=штшчь" become to one of aesthetics displays "тэхышёэ№§" the conditions proclaimed in many phenomena of music of the XX-th century. Was incomparably closer for it "ёѕс·хъ=штшчь" statements from the first person, so dynamically sounding in romantic music. In a violin concert the uneasy lyrics, and near to it - dramatic nature prevails, and it makes inner meaning of product. And east visions arise on score pages in sounding of an English small horn. These are traces of a trip of the composer to Africa: Algeria, Biskra, Tunis. To the east it for a long time attracted. About it tell "-¦сютэ№х songs +р¶шчр" which it is given two opuses: 24 and 26 (one are executed from a piano, others - with an orchestra), and an opera "+руш=". And some years will arise later "Ох=№Ёх яхёэш" on Rabindranata Tagore's words, and behind them - "¤хёэш mad ьѕІфчшэр" on Yaroslav Ivashkevicha's verses (1918).

The fullest expression orientalizm Shimanovsky reaches in the Third symphony written in 1916. Its performing structure is unusual: an orchestra, chorus and the soloist - the tenor. Texts are borrowed in poems of Dzhalallutdina Rumi. A symphony-cantata genre, huge structure of an orchestra with quadruple quantity of wind instruments, even character of the name of the symphony - "¤хёэі about эюёш" associates with malerovskim simfonizmom. In musical dramatic art of the symphony sharp contrasts between the most refined chamber sonority reminding omuzykalennye the Persian miniatures, and massive layers orchestral tutti, mighty blows of copper prevail.

Tool sounding of the symphony is framed - in the beginning and in the end - the vocal twiddle creating "ьѕч№ърыіэ№щ рэрыюу" the text of east poet:

About, do not sleep, my friend, night of this.
Drive away from the eyes a dream.
The sacrament to us is - night of this.
You - Jupiter in heavens,
You are turned among stars - night of this.
As it is silent! People sleep.
Only I and god - alone at the night of this...

Such refined tonality chuvstvovany is set by medieval poet Dzhalallutdin Rumi.

Creation and execution of the Third symphony on time coincides with the major events of a life Shimanovsky.

He spent Years of the First World War in Ukraine. The director of the Kiev conservatory R.M.Glier has suggested Shimanovsky to enter number of its teachers. At this particular time there was an intensive process of creation of the Third symphony. Being afraid to frighten off a creative condition switching in other sphere - pedagogical, - the composer has refused. The symphony has been ended in 1916. Closest friends Shimanovsky, Pavel Kohansky and Gzhegozh Fitelberg lived then in Petrograd. They have invited there Shimanovsky, have acquainted with conductor Alexander Ziloti who should conduct a premiere of the Third, appointed to the beginning of 1917. As the biographer Shimanovsky specifies, T.Bronovich-Hilinskaja, "Ёхрышчрчшш these plans has prevented at first illness Shimanovsky, then... шё=юЁш ".

Revolution Shimanovsky has accepted as crash of hated tsarism. It is more than that, being in Elizavetgrade, he actively participated in new forms of a cultural life, should, - as Yaroslav Ivashkevich writes, - "эхюфэюъЁр=эю to endure alarm, being afraid for the life when the small town was entered by white gangs because it right after revolutions has taken the side ъЁрёэ№§". At one time Shimanovsky held a post "ъюьшёёрЁр on affairs шёъѕёё=т" and the assistant to the editor of the local newspaper where he repeatedly could write editorials. In the winter of 1918 Shimanovsky has returned to Warsaw where the new phase of its creative life has begun.

The Beginning has appeared maloobeshchajushchim. He wrote to one of friends: "¦хцфѕ me and the Polish public (anyway Warsaw) there is no real contact, for them I stranger, эхяюэ =э№щ".

Within five years (1927-1932) Shimanovsky was at the head of the Warsaw conservatory, directing to efforts to much establishment in its educational process of those creative principles of innovation, attention to modern music which seemed it not less important, than traditions of strict academism.

The Creative outlet of a steel for Shimanovsky long concert tours with Kohansky and Rubinshtejnom on capitals of Europe and a trip to the USA. Concerts pass with accruing success, music Shimanovsky punches to itself a way to listeners.

The premiere of its one-act opera "+руш=" becomes Considerable event of the first years after returning to Warsaw; written in Vienna on the eve of the First World War. Music "+руш=" finds out Riharda Strauss's appreciable influence and it is oversaturated by orchestral sonority.

Not less important for creative evolution Shimanovsky its acquaintance to new products which have appeared in military years. It is admired by Ravel's scores, it shakes "Ртрфхсър" Stravinsky, which itself plays to it fragments from it. He sees performances of ballet troupe of Dyagilev In London. "ррээшщ Р=Ёртшэёъшщ" so brightly and originally realised Russian folklore in the scores, forces Shimanovsky, to reconsider much in the creativity.

The First result - disappointment in the following opera "-юЁюыі рюухЁ" over which it worked some years; the second - enthusiastic article about Stravinsky, in connection with its arrival to Warsaw.

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Karol Szymanowski / Кароль Шимановский (часть II)

Вторая симфония с огромным успехом исполняется в Вене, Дрездене, Лейпциге. Сохранилось подробное описание лейпцигского концерта в 1912 году. В программе была Концертная увертюра, Вторая симфония - дирижировал Фительберг, между оркестровыми произведениями выступал Артур Рубинштейн и играл Вторую сонату и Фантазию на польскую тему.

Самым уважаемым музыкантом Лейпцига тех лет был Артур Никиш, знаменитый дирижер, о котором говорили, что он посещает только те концерты, которыми дирижирует сам. Сенсацией было уже то, что Никиш посетил авторский концерт Шимановского. Сверхсенсацией - что после Увертюры он вошел в ложу, где сидел Шимановский, и под овацию зала горячо поздравил, а затем остался в той же ложе до конца концерта.

Пришла зрелость. Пришла слава. А жадность ко всему новому, что происходит в мире музыки, не покинула Шимановского. И в этом он остался верен заветам "Молодой Польши". С все возрастающим вниманием Шимановский вслушивается в то, что ветер приносит из Франции. Даже сами названия его сочинений таят в себе аромат французского искусства: "Остров сирен", "Калипсо", "Наузикая",- три эти поэмы образуют фортепианный цикл "Метопы", а "Фонтан Аретузы", "Нарцисс" и "Дриады и Пан" - цикл "Мифы" для скрипки и фортепиано. Трудно отрицать, что не только названия, но гармонический язык, приемы изысканной фортепианной и скрипичной звучности, динамические оттенки,- близки звукописи Дебюсси. В этом же плане должен быть назван и Первый концерт для скрипки и оркестра, одно из красивейших произведений Шимановского. Концерт этот, навеянный стихотворением Т. Мициньского "Майская ночь", с наибольшей ясностью устанавливает водораздел между музыкой Шимановского и французскими веяниями. Шимановскому претил "объективизм", ставший одним из проявлений эстетики "внеличных" состояний, прокламируемых во многих явлениях музыки XX века. Несравнимо ближе был для него "субъективизм", высказывания от первого лица, так динамично звучащие в романтической музыке. В скрипичном концерте преобладает взволнованная лирика, а рядом с нею - драматизм, и это составляет внутренний смысл произведения. И восточные видения возникают на страницах партитуры в звучании английского рожка. Это следы поездки композитора в Африку: Алжир, Бискра, Тунис. К востоку его давно влекло. Об этом говорят "Любовные песни Гафиза", которым отдано два опуса: 24 и 26 (одни исполняются с фортепиано, другие - с оркестром), и опера "Хагит". А несколько лет спустя возникнут "Четыре песни" на слова Рабиндраната Тагора, а за ними - "Песни безумного муэдзина" на стихи Ярослава Ивашкевича (1918).

Наиболее полного выражения ориентализм Шимановского достигает в Третьей симфонии, написанной в 1916 году. Ее исполнительский состав необычен: оркестр, хор и солист - тенор. Тексты заимствованы в стихотворениях Джалаллутдина Руми. Жанр симфонии-кантаты, гигантский состав оркестра с учетверенным количеством духовых инструментов, даже характер названия симфонии - "Песнь о ночи", ассоциируется с малеровским симфонизмом. В музыкальной драматургии симфонии преобладают резкие контрасты между изысканнейшей камерной звучностью, напоминающей омузыкаленные персидские миниатюры, и массивными пластами оркестровых tutti, могучими ударами меди.

Инструментальное звучание симфонии обрамлено - в начале и в конце - вокальной орнаментикой, создающей "музыкальный аналог" текста восточного поэта:

О, не спи, друг мой, ночью этой.
Отгони с очей своих сон.
Таинство нам явится - ночью этой.
Ты - Юпитер в небесах,
Кружишься среди звезд - ночью этой.
Как тихо! Люди спят.
Только я и бог - наедине ночью этой...

Такую рафинированную тональность чувствований задает средневековый поэт Джалаллутдин Руми.

Создание и исполнение Третьей симфонии по времени совпадает с важнейшими событиями жизни Шимановского.

Годы первой мировой войны он проводил на Украине. Директор Киевской консерватории Р. М. Глиэр предложил Шимановскому вступить в число ее преподавателей. Именно в это время шел интенсивный процесс создания Третьей симфонии. Боясь спугнуть творческое состояние переключением в иную сферу - педагогическую,- композитор отказался. Симфония была окончена в 1916 году. Ближайшие друзья Шимановского, Павел Коханский и Гжегож Фительберг жили тогда в Петрограде. Они пригласили туда Шимановского, познакомили с дирижером Александром Зилоти, который и должен был дирижировать премьерой Третьей, назначенной на начало 1917 года. Как указывает биограф Шимановского, Т. Бронович-Хилиньская, "реализации этих планов помешала сначала болезнь Шимановского, потом... история".

Революцию Шимановский принял как крах ненавистного царизма. Больше того, находясь в Елизаветграде, он активно участвовал в новых формах культурной жизни, должен был,- как пишет Ярослав Ивашкевич,- "неоднократно переживать тревогу, опасаясь за свою жизнь, когда в городок вступали белые банды, потому что он сразу после революции стал на сторону красных". Одно время Шимановский занимал должность "комиссара по делам искусств" и заместителя редактора местной газеты, где ему неоднократно доводилось писать передовые статьи. Зимой 1918 года Шимановский вернулся в Варшаву, где началась новая фаза его творческой жизни.

Начало оказалось малообещающим. Он писал одному из друзей: "Между мною и польской публикой (во всяком случае варшавской) нет никакого реального контакта, для них я чужой, непонятный".

В течение пяти лет (1927-1932) Шимановский стоял во главе Варшавской консерватории, отдавая немало сил установлению в ее учебном процессе тех творческих принципов новаторства, внимания к современной музыке, которые казались ему не менее важными, чем традиции строгого академизма.

Творческой отдушиной стали для Шимановского длительные концертные турне с Коханским и Рубинштейном по столицам Европы и поездки в США. Концерты проходят с нарастающим успехом, музыка Шимановского пробивает себе путь к слушателям.

Значительным событием первых лет после возвращения в Варшаву становится премьера его одноактной оперы "Хагит", написанной еще в Вене накануне первой мировой войны. Музыка "Хагит" обнаруживает заметное влияние Рихарда Штрауса и перенасыщена оркестровой звучностью.

Не менее важно для творческой эволюции Шимановского его знакомство с новыми произведениями, которые появились в военные годы. Он восхищен партитурами Равеля, его потрясает "Свадебка" Стравинского, который сам играет ему отрывки из нее. В Лондоне он смотрит спектакли балетной труппы Дягилева. "Ранний Стравинский", так ярко и своеобразно претворивший русский фольклор в своих партитурах, заставляет Шимановского, пересмотреть многое в своем творчестве.

Первый результат - разочарование в следующей своей опере "Король Рогер", над которой он работал несколько лет; второй - восторженная статья о Стравинском, в связи с его приездом в Варшаву.

< возвращаемся - читаем дальше >