began to be shown
Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница
Ravel Maurice / Moris Ravel (1875 - 1937)

When speak about the French music of our century nearby name two names: Claude Debussy and Moris Ravel. It is natural, for, really, these two great composers have defined the most important tendencies of development of the French musical life from 80th years of a XIX-th century and to the middle of next century when the new tendencies substantially generated by disputes on a heritage of Debussy and Ravel, and sometimes and in the form of an original antithesis to their creativity began to be shown.

Antiromantic tendencies, so strongly pronounced Debussys in music of the central stage of its way, in sharper form were showed in Ravel's music.

Moris Ravel / Ravel Maurice the Great master of graphically accurate melodic constructions (we will recollect a theme of its ingenious Bolero!), the colourist who has created the scores to compete with which it is difficult to somebody (we will recollect its Spanish rhapsody, ballet "-р¶эшё and +ыю " "Н№урэъѕ" a choreographic poem "-рыіё"), Ravel has entered into use of music of the XX-th century harmonious language, much sharper, caustic, tart, than what the author "¤хыыхрёр and ¦хышчрэф№" has fascinated generation behind generation;.

It is masterful using infinite riches of juicy sound paints, Ravel with incomprehensible severity condemns the thought on sensual seduction by music. Even in the Bolero, even in "Н№урэъх" cast listovskimi rhapsodies, it does not give in to temptation to be forgotten, lose the control over movement of musical thought and to allow it to obey to needs of the heart. But here also there is this miracle when music, irrespective of will of the author, comes into contact to feelings of listeners, seizes their sincere world and conducts behind itself, with each step carrying away more and more.

One of researchers of modern French music, the author of the fundamental monography about Debussy - Stefan Jarotsinsky, asserts what to rank Ravel as an assembly of musicians-impressionists, not simply error, and an error scholastic. And nevertheless it is difficult to object to obvious signs of influence of Debussy on Ravel not only in an early time of its creativity, but even then, when Ravel "ё=ры on эюуш" also has created many products of high perfection. Ravel's musical youth passed those years when Debussy's name and its music were known to everyone who at least touched the French art.

Whether Ravel Could pass by such phenomenon how Debussy, and, being more youngly it for thirteen years, not to respond, not to give in to charms of its music, and, hence, and to influence of an impressionistic aesthetics? We will recollect the basic stages of formation of the creative person of Ravel.

He was born on March, 7th, 1875 in small town Sibur, near to the Spanish border, in the house in the parkway Nivell renamed into parkway Morisa Ravelja still during lifetime of the composer. A case, in the history of music the rare!

Ravel's Father - the Frenchman who was born in Switzerland, mother - the Basque. Whether from it Ravel has inherited love to the Spanish music, found expression in the whole series of compositions: from a modest vocalese "+рсрэхЁр" to symphonic scores of the Bolero, the Spanish rhapsody and an opera "Ђёярэёъшщ ёрё"?

By twelve years it has been already enough prepared to arrive in an elementary grade of the Parisian conservatory, and in fourteen - to become full "ё=ѕфхэ=юь".

Happens so, as Ravel gets to conservatories in "шёярэёъюх юъЁѕцхэшх": its teacher of a composition - Charles Berio - the aficionado of the Spanish art; Ravel's closest friend, Catalan Rikardo Vines - the pianist of the huge talent, ready without a break to play days music of the native land; both of them are Ravel and Vines - endure hobby for composer E.Shabrie. Under its influence there is one of Ravel's early piano plays - the Grotesque serenade (1893).

Formation of the person of Ravel passes in close contact to a family. The father - the engineer-inventor - imparts to the son love to mathematics and technics (till the end of a life Ravel will take a great interest in clockwork toys and even to design them). Engineer Ravel loves and knows music, the literature, is on friendly terms with people of art. It the habitue of cafe "-ют№х +¶шэ№" where atmosphere is sated by hot discussions about theatre, painting, music. Here it enters the nineteen-year son and it as though underlines the right of the young man to the further independence. Here the father acquaints Morisa with Eric Sati, on expression of Romena Rollana, "ёѕфръютр=№ь Socrat French ьѕч№ъш".

Ravel is less subject to influence of paradoxes of Sati, than its younger contemporaries united in creative group "Пхё=хЁър" but the ardent aphorisms of Sati invested with the unusual form leave a bright trace in its consciousness. The real Frenchman who has been brought up in the spirit of rationalism by the father, the admirer of philosophy of Descartes, Ravel already then, in days of a youth, comes to the conclusion that the higher skill of the artist consists in rational, economical selection of expressive means. Even in early products - the Grotesque serenade, "…рыырфх about the queen who has died from ы¦стш" in the Antique minuet - this avarice typical for Ravel in use of a sound material is noticed: any superfluous note, all ideally in proportion.

Odyssey of Ravel's creative youth is noted by considerable temptations, but its basic way lies between Stsilloj and Haribdoj, influences of Emmanuelja Shabrie and Eric Sati. They very different - ascetically strict, angular, indifferent to opinion and tastes of public Sati which are proud of scandals, caused by execution of its music, and "уѕы ър яЁрчфэ№щ" quite often vulgar, not afraid of charges in banality of Shabrie, the author of the most gentle "+ф№ ьѕч№ъх" Romantic waltzes and the well-known, symphonic play which have immortalised his name "¦ёярэі " in which along with poetic pages sounds deliberately, it is underlined "яю-яЁюё=хчъш" the stated music of the Spanish market, bullfight, a scene of squabble of scandal-mongers at a well etc.

Ravel is imposed by clearing of charms vagnerianstva, reached venomous musical caricatures on the author "-юыічр" (Gabriel Fore writes a caustic knickknack "Кх=Ёрыюушёхёър  ърфЁшыі" Shabrie composes "¤рЁюфш¦ on favourite themes from "КЁшё=рэр") . He does not worship to Wagner. It is attracted with other music. Bells "…юЁшёр +юфѕэютр" have cleared Ravel's interest to Russian composers; balakirevsky "Ђёырьхщ" has forced to treat in a new fashion tembrovo-harmonious possibilities of the piano invoice, and Half-Ovetsky dancings from "ЂуюЁ " shaken it as music from other planet, in many years were reflected in an orgy of pirates of ballet "-р¶эшё and +ыю ". But more all Ravel will stun "Пх§хЁрчрфр" Roman-korsakova. To a theme "Пх§хЁрчрф№" Ravel addresses repeatedly. At one time he thought of an opera on this plot; the overture which has caused ridiculous, in due time the sensational review of critic Pierre Lalo, and further Ravel not taking out music has been written only. Here that Lalo wrote about the overture, in passing distributing "ъЁш=шёхёъшх юяыхѕ§ш" to classics: "‡ёыш Mr. Ravel thinks that its overture is constructed under the classical plan it is necessary to recognise that Mr. Ravel is presented by rich imagination. Its manner of the letter reminds Grieg, and even more Roman-korsakova or Balakirev - the same incoherence in a composition and in tonalities, but these lines, strange enough already at model, are finished to the point of irrationality ѕёхэшъюь".

it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница
Ravel Maurice / Морис Равель (1875 - 1937)

Когда говорят о французской музыке нашего века, то рядом называют два имени: Клод Дебюсси и Морис Равель. Это естественно, ибо, действительно, два этих великих композитора определили наиболее важные тенденции развития французской музыкальной жизни от 80-х годов XIX века и до середины следующего столетия, когда стали проявляться новые тенденции, в значительной степени порожденные спорами о наследии Дебюсси и Равеля, а иногда и в виде своеобразной антитезы к их творчеству.

Антиромантические тенденции, столь ярко выраженные в музыке Дебюсси центрального этапа его пути, в еще более острой форме проявились в музыке Равеля.

Морис Равель / Ravel MauriceВеликий мастер графически четких мелодических построений (вспомним тему его гениального Болеро!), колорист, создавший партитуры, соревноваться с которыми трудно кому бы то ни было (вспомним его Испанскую рапсодию, балет "Дафнис и Хлоя", "Цыганку", хореографическую поэму "Вальс"), Равель ввел в обиход музыки XX века гармонический язык, значительно более острый, колкий, терпкий, чем тот, которым обворожил поколение за поколением автор "Пеллеаса и Мелизанды".

Мастерски используя несметное богатство сочных звуковых красок, Равель с непостижимой суровостью осуждает самую мысль о чувственном обольщении музыкой. Даже в Болеро, даже в "Цыганке", навеянной листовскими рапсодиями, он не поддается соблазну забыться, потерять контроль над движением музыкальной мысли и позволить ей подчиниться велениям сердца. Но тут-то и происходит это чудо, когда музыка, независимо от воли автора, вступает в контакт с чувствами слушателей, овладевает их душевным миром и ведет за собой, с каждым шагом увлекая все больше и больше.

Один из исследователей современной французской музыки, автор фундаментальной монографии о Дебюсси - Стефан Яроцинский, утверждает, что причислить Равеля к сонму музыкантов-импрессионистов, не просто ошибка, а ошибка школярская. И тем не менее трудно возразить против явных признаков влияния Дебюсси на Равеля не только в раннюю пору его творчества, но даже тогда, когда Равель "стал на ноги" и создал немало произведений высокого совершенства. Музыкальная юность Равеля проходила в те годы, когда имя Дебюсси и его музыка известны были каждому, кто хотя бы прикасался к французскому искусству.

Мог ли Равель пройти мимо такого явления, как Дебюсси, и, будучи моложе его на тринадцать лет, не откликнуться, не поддаться чарам его музыки, а, следовательно, и влиянию импрессионистской эстетики? Вспомним основные этапы становления творческой личности Равеля.

Он родился 7 марта 1875 года в небольшом городке Сибур, недалеко от испанской границы, в доме на бульваре Нивелль, переименованном в бульвар Мориса Равеля еще при жизни композитора. Случай, в истории музыки редчайший!

Отец Равеля - француз, родившийся в Швейцарии, мать - баска. Не от нее ли Равель унаследовал любовь к испанской музыке, нашедшую выражение в целой серии сочинений: от скромного вокализа "Хабанера" до симфонических партитур Болеро, Испанской рапсодии и оперы "Испанский час"?

К двенадцати годам он был уже достаточно подготовлен, чтобы поступить в младший класс Парижской консерватории, а в четырнадцать - стать полноправным "студентом".

Случилось так, что и в консерватории Равель попадает в "испанское окружение": его учитель композиции - Шарль Берио - страстный поклонник испанского искусства; ближайший друг Равеля, каталонец Рикардо Виньес - пианист огромного дарования, готовый сутками напролет играть музыку своей родины; оба они - Равель и Виньес - переживают увлечение композитором Э. Шабрие. Под его влиянием возникает одна из ранних фортепианных пьес Равеля - Гротескная серенада (1893).

Формирование личности Равеля проходит в тесном контакте с семьей. Отец - инженер-изобретатель - прививает сыну любовь к математике и технике (до конца жизни Равель будет увлекаться заводными игрушками и даже конструировать их). Инженер Равель любит и знает музыку, литературу, дружит с людьми искусства. Он завсегдатай кафе "Новые Афины", где атмосфера насыщена горячими спорами о театре, живописи, музыке. Сюда он вводит своего девятнадцатилетнего сына и этим как бы подчеркивает право юноши на дальнейшую самостоятельность. Здесь отец знакомит Мориса с Эриком Сати, по выражению Ромена Роллана, "чудаковатым Сократом французской музыки".

Равель менее подвержен влиянию парадоксов Сати, чем его младшие современники, объединенные в творческую группу "Шестерка" , но пылкие, облеченные в необычную форму афоризмы Сати оставляют яркий след в его сознании. Истый француз, воспитанный в духе рационализма отцом, поклонником философии Декарта, Равель уже тогда, в годы юности, приходит к убеждению, что высшее мастерство художника заключается в рациональном, экономном отборе выразительных средств. Даже в ранних произведениях - Гротескной серенаде, "Балладе о королеве, умершей от любви", в Античном менуэте - замечается эта типичная для Равеля скупость в использовании звукового материала: ни одной лишней ноты, все идеально соразмерно.

Одиссея творческой юности Равеля отмечена немалыми соблазнами, но ее основной путь пролегает между Сциллой и Харибдой, влияний Эммануэля Шабрие и Эрика Сати. Они очень разные - аскетически строгий, угловатый, безразличный к мнению и вкусам публики Сати, гордящийся скандалами, вызываемыми исполнением его музыки, и "гуляка праздный" нередко вульгарный, не боящийся обвинений в банальности Шабрие, автор нежнейшей "Оды музыке", Романтических вальсов и знаменитой, увековечившей его имя симфонической пьесы "Эспанья", в которой наряду с поэтическими страницами звучит нарочито, подчеркнуто "по-простецки" изложенная музыка испанского рынка, корриды, сцены перебранки кумушек у колодца и т. д.

Равелю импонирует освобождение от чар вагнерианства, дошедшее до язвительных музыкальных карикатур на автора "Кольца" (Габриель Форе пишет едкую безделушку "Тетралогическая кадриль", Шабрие сочиняет "Пародию на любимые темы из "Тристана"). Он не поклоняется Вагнеру. Его влечет иная музыка. Колокола "Бориса Годунова" пробудили интерес Равеля к русским композиторам; балакиревский "Исламей" заставил по-новому трактовать темброво-гармонические возможности фортепианной фактуры, а Половецкие пляски из "Игоря", потрясшие его как музыка с другой планеты, через много лет отразились в оргии пиратов балета "Дафнис и Хлоя". Но более всего Равеля ошеломит "Шехеразада" Римского-Корсакова. К теме "Шехеразады" Равель обращается неоднократно. Одно время он думал об опере на этот сюжет; написана была только увертюра, вызвавшая нелепую, в свое время нашумевшую рецензию критика Пьера Лало, и в дальнейшем не выносившего музыку Равеля. Вот что Лало писал об увертюре, попутно раздавая "критические оплеухи" классикам: "Если г-н Равель думает, что его увертюра построена по классическому плану, то нужно признать, что г-н Равель одарен богатой фантазией. Его манера письма напоминает Грига, а еще больше Римского-Корсакова или Балакирева - та же бессвязность в композиции и в тональностях, но эти черты, довольно странные уже у модели, доведены до абсурда учеником".

читаем дальше >