Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Ravel Maurice / Moris Ravel (a part III)

the Premiere "-р¶эшёр and +ыюш" has been given in the beginning of summer of 1912 on a scene of Parisian theatre Shatle performed by troupe of Russian ballet in Sergey Dyagilev's enterprise.

On an hour and a half spectators miracle of art of Ravel, Fokina, artist Baksta, great actors - Tamaras Karsavinoj and Vaclav Nizhinsky - have appeared transferred to antique Elladu, in atmosphere of the revived vase-painting.

Ravel also did not think of antiquity stylisation. Music "-р¶эшёр and +ыюш" on clearness of melodic lines, spice of harmonies, on refinement of the orchestral colour including and choral paints, on rationally verified proportions of the form - the phenomenon purely French. But in it there is that ethical cleanliness of a spontaneity which each display matches peripetias of the antique novel about young Dafnise and Hloe.

The Friendship with Stravinsky, Fokinym, Dyagilev has even more pull together Ravel with Russian art; it is possible to judge it on several products of the different plan and scale: that is the small piano play "- to a manner …юЁюфшэр" an instrumentation plan "гхэш=іс№" Musorgsky, and that the huge works showing as Ravel has deeply got into spirit of Russian art. It is enough to recollect its work on the score "+ютрэЁшэ№" operas, as it is known, not finished by Musorgsky. Dyagilev planning statement "+ютрэЁшэ№" in Paris, has ordered to Stravinsky and Ravel new edition of an opera and the full score. Unfortunately, the destiny of the score is unknown. Apparently, it has burnt down during a fire of an estate of Stravinsky Ustilug on Volhynia.

Ravel's Other reference to Musorgsky's music - instrumentation of a piano cycle "-рЁ=шэъш with т№ё=ртъш" - has led to occurrence of one of the most amazing scores of the century, widely occurring on symphonic platforms of all world.

To Ravel's Russian communications we are obliged also to occurrence of the ingenious play of the Bolero, hardly probable not its most popular composition. The participant of ballet troupe of Dyagilev Ida Rubinshtejn, whose original talent, appearance, a dancing manner drew attention of judges of ballet, has ordered to Ravel "Ђёярэёъѕ¦ dancing ёчхэѕ" for the the soloist dancer (i.e. For itself) and groups of ballet gentlemen. A plot in essence, a little original, constructed on themes of temptation, rivalry, jealousy, a bloody outcome.

The theme Composed by Ravel consists of two sections, each of which lasts 17 steps. It there begins a flute, continues a clarnet and so - from the tool to the tool - passes this minted melodic contour, each time finding the increasing force, more and more intense dynamics that in a combination to an invariable, hypnotising rhythm of the shock makes bewitching impression. Any note of a theme is not changed, any supporting voices, any enrichment of a melody, anything, except steadily, a step behind a step of accruing power of sounding. Even the tonality (to a major) remains invariable and only before the ending suddenly moves that together with dynamic jump makes impression as if the orchestra was shined with hundred projectors.

It is necessary to notice that Ravel repeatedly addresses to a ballet genre that, no doubt, is connected with the Parisian seasons of the Russian ballet which has shown, what possibilities consist in originally simfonizirovannom ballet ("грЁ-¤=шчр" "¤х=Ёѕ°ър" "-хёэр ёт Ёхээр " Stravinsky, Half-Ovetsky dancings of Borodino, "Пх§хЁрчрфр" Roman-korsakova). So there is a charming children's ballet "¦ю  the mother уѕё№э " five tiny fantastic scenes: "¤ртрэр Sleeping ъЁрёртшч№" "¦рыіёшъ with ярыіёшъ" "-ѕЁэѕ°ър, the empress Chinese ё=р=ѕІ=юъ" "-Ёрёртшчр and ёѕфютшЁх" and "-юы°хсэ№щ ёрф".

Ravel writes a choreographic poem "-рыіё" simfonizirovannoe refraction of a genre of the Viennese waltz in its development from Schubert and to Strauss's dynasty. However, Ravel has anticipated amazing on shine and an ingenuity the score the explanatory, so foggy that disputes on it, on its maintenance, a plot do not stop to this day, especially in the choreographic world. Without looking in unsuccessful comments but only listening attentively to music, it is easy to draw a conclusion that movement becomes more and more feverish and uncontrollably aspires to final accident.

Besides, there is a basis to believe that in 1914 under Dyagilev Ravel's offer worked over orkestrovkoj "-рЁэртрыр" Schuman. But about a manuscript site, equally, as well as about, whether it is finished, we while know nothing. Apparently, this score should replace existing since 1910 in Petersburg orchestral edition "-рЁэртрыр".

The Begun First World War not only has broken Ravel's creative plans, but for some years has changed all current of his life. In the letter to the friend Siprienu Godebsky Ravel soon after declaration of war wrote: "-ю= the third day... This alarm, these crying women and especially this terrifying enthusiasm of young men; and how many friends already cunningly on war and about anybody from them I know nothing. I any more in forces to take out this severe, continuous nightmare. I or will become crazy, or to a camp afflicted persuasive шфххщ".

That Ravel named "эрт чёштющ шфххщ" was its invincible desire to become in numbers of those who battles for France. Ravel's small growth, slender addition interfered with its transfer in army. Having shown improbable persistence, it became the driver of an ambulance and adequately drew duty. But also in army, in works and deprivations, he did not leave a musical paper.

The French patriot, Ravel at the same time was far from the slightest display of chauvinism. And, when to it has addressed "-шур protection French ьѕч№ъш" the organisation with an obvious nationalist bias, with the offer to enter its numbers, Ravel has answered with the letter full of advantage and an open-mindedness: "...Ї I do not think, that for "ю§Ёрэ№" our national art heritage it was necessary to forbid public execution in France the modern German and Austrian products which yet have not become by general property... For me, for example, it is unimportant that Mr. Shyonberg the Austrian on a nationality... I am admired by that Mr. Bartok, Kodaj and their followers - Hungarians, and that they so brightly express in music national ёрьюё=ю =хыіэюё=і".

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Ravel Maurice / Морис Равель (часть III)

Премьера "Дафниса и Хлои" дана была в начале лета 1912 года на сцене парижского театра Шатле в исполнении труппы Русского балета в антрепризе Сергея Дягилева.

На полтора часа зрители чудом искусства Равеля, Фокина, художника Бакста, великих артистов - Тамары Карсавиной и Вацлава Нижинского - оказались перенесенными в античную Элладу, в атмосферу ожившей вазовой живописи.

Равель и не помышлял о стилизации античности. Музыка "Дафниса и Хлои" по ясности мелодических линий, пряности гармоний, по изысканности оркестрового колорита, включающего и хоровые краски, по рационально выверенным пропорциям формы - явление чисто французское. Но в ней есть та этическая чистота непосредственности, которая каждым проявлением своим вяжется с перипетиями античного романа о юных Дафнисе и Хлое.

Дружба со Стравинским, Фокиным, Дягилевым еще больше сблизила Равеля с русским искусством; об этом можно судить по нескольким произведениям разного плана и масштаба: то это небольшая фортепианная пьеса "В манере Бородина", то замысел инструментовки "Женитьбы" Мусоргского, а то огромные работы, показывающие, как глубоко проник Равель в дух русского искусства. Достаточно вспомнить о его работе над партитурой "Хованщины", оперы, как известно, незавершенной Мусоргским. Дягилев, замышлявший постановку "Хованщины" в Париже, заказал Стравинскому и Равелю новую редакцию оперы и полную партитуру. К сожалению, судьба партитуры неизвестна. По-видимому, она сгорела во время пожара поместья Стравинского Устилуг на Волыни.

Другое же обращение Равеля к музыке Мусоргского - инструментовка фортепианного цикла "Картинки с выставки" - привело к возникновению одной из самых поразительных партитур столетия, широко бытующей на симфонических эстрадах всего мира.

Русским связям Равеля мы обязаны также возникновению гениальной пьесы Болеро, едва ли не самой популярной его композиции. Участница балетной труппы Дягилева Ида Рубинштейн, чье своеобразное дарование, внешность, танцевальная манера привлекали внимание ценителей балета, заказала Равелю "Испанскую танцевальную сцену" для солирующей танцовщицы (т. е. для себя) и группы балетных кавалеров. Сюжет по существу, мало оригинальный, построенный на темах соблазна, соперничества, ревности, кровавой развязки.

Сочиненная Равелем тема состоит из двух разделов, каждый из которых длится 17 тактов. Ее начинает флейта, продолжает кларнет, и так - от инструмента к инструменту - переходит этот вычеканенный мелодический контур, с каждым разом обретая все большую силу, все более напряженную динамику, что в сочетании с неизменным, гипнотизирующим ритмом ударных производит завораживающее впечатление. Ни одна нота темы не изменена, никаких подголосков, никакого обогащения мелодии, ничего, кроме неуклонно, ступень за ступенью нарастающей мощи звучания. Даже тональность (до мажор) остается неизменной и только перед самым финалом внезапно сдвигается, что вместе с динамическим скачком производит впечатление, будто оркестр осветили сто прожекторов.

Следует заметить, что Равель многократно обращается к балетному жанру, что, вне всякого сомнения, связано с парижскими сезонами Русского балета, показавшего, какие возможности заключаются в подлинно симфонизированном балете ("Жар-Птица", "Петрушка", "Весна священная" Стравинского, Половецкие пляски Бородина, "Шехеразада" Римского-Корсакова). Так возникает очаровательный детский балет "Моя матушка гусыня", пять миниатюрных сказочных сцен: "Павана Спящей красавицы", "Мальчик с пальчик", "Дурнушка, императрица китайских статуэток", "Красавица и чудовище" и "Волшебный сад".

Равелем написана хореографическая поэма "Вальс", симфонизированное преломление жанра венского вальса в его развитии от Шуберта и до династии Штраусов. Правда, Равель предварил свою поразительную по блеску и изобретательности партитуру пояснением, столь туманным, что споры о ней, о ее содержании, сюжете не умолкают по сей день, особенно в хореографическом мире. Не заглядывая в неудачные комментарии, а только вслушиваясь в музыку, легко сделать вывод, что движение становится все более лихорадочным и неудержимо стремится к финальной катастрофе.

Кроме того, есть основание полагать, что в 1914 году по предложению Дягилева Равель работал над оркестровкой "Карнавала" Шумана. Но о местонахождении рукописи, равно, как и о том, доведена ли она до конца, мы пока ничего не знаем. По-видимому, эта партитура должна была заменить существующую с 1910 года в Петербурге оркестровую редакцию "Карнавала".

Начавшаяся первая мировая война не только нарушила творческие планы Равеля, но на несколько лет изменила все течение его жизни. В письме к своему другу Сиприену Годебскому Равель вскоре после объявления войны писал: "Вот уже третий день... этот набат, эти плачущие женщины и особенно этот ужасающий энтузиазм молодых людей; а сколько друзей уже ушло на войну, и ни о ком из них я ничего не знаю. Я больше не в силах выносить этот жестокий, непрерывный кошмар. Я или с ума сойду, или стану одержимым навязчивой идеей".

То, что Равель назвал "навязчивой идеей", было его неодолимым желанием стать в ряды тех, кто сражается за Францию. Небольшой рост Равеля, субтильное сложение препятствовали его зачислению в армию. Проявив невероятную настойчивость, он стал шофером санитарной машины и достойно нес службу. Но и в армии, в трудах и лишениях, он не расставался с нотной бумагой.

Французский патриот, Равель вместе с тем был далек от малейшего проявления шовинизма. И, когда к нему обратилась "Лига защиты французской музыки", организация с явным националистическим уклоном, с предложением вступить в ее ряды, Равель ответил письмом, полным достоинства и широты взглядов: "...Я не думаю, чтобы для "охраны" нашего национального художественного наследия нужно было запретить публичное исполнение во Франции современных немецких и австрийских произведений, еще не ставших всеобщим достоянием... Для меня, например, неважно, что г-н Шёнберг австриец по национальности... Я восхищен тем, что г-н Барток, Кодай и их последователи - венгры, и что они так ярко выражают в музыке свою национальную самостоятельность".

< возвращаемся - читаем дальше >