Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Jean Sibelius / Jan Sibelius (a part IV)

In symphonic annals of Sibeliusa we meet absolutely others on character of the maintenance of the symphony to which it would be possible to apply the name of a vocal cycle of Musorgsky - "…хч ёюыэчр". Such is the Fourth symphony (1911), product, if not autobiographical it is doubtless, subjective. It as though immersing in depths of suffering soul. And in the Sixth symphony (1923) the gloom only here and there shined with lyrical episodes reigns.

Absolutely other world appears in the Third symphony (1907). On light colour undividedly reigning in it, a cosiness and rest tone, it is possible to name it "схёъюэ¶ышъ=эющ ёшь¶юэшхщ" an original lyrical intermezzo on a severe and courageous background of the majority of orchestral compositions.

In 1915 when Finland solemnly celebrated the 50 anniversary of the great bard, its Fifth symphony for the first time was executed. In it and in a new fashion sung, but images of the native nature constantly exciting the composer (I part), and a gait of the giant (II part), and solemn deification of the ending develop in "ушьэ сыруюфрЁхэш " lives, to the people, the country. Internally the Fifth symphony is related the Second.

The last symphony - the Seventh, consisting of one only parts, Sibelius has created in 1924, on a 60 anniversary threshold. The symphony has absorbed in itself wisdom and rest of the musician in the evening of life inspecting the passed way, again and again recollecting far years, images and events. He once again declares vivacity of spirit a magnificent dithyramb in honour of the life; it withdraws us behind itself(himself) in the wood fantastic world, where all full mysterious miracles; the grief of a mourning episode returns us to many similar pictures in which the heroes, not come true hopes are mourned; and again the major sounds, ruling is proud to lift a head and to direct eyes to the sun.

Just once, in 1925, Sibelius is declined over multilower case partiturnoj a paper when works over last symphonic product, a poem "Кряшюыр". Again it is surrounded with fantastic beings and attract in depth of the Finnish woods where wood god Tapio lives. This time the great storyteller says goodbye to the romantic world of a fantasy. He should say goodbye next year and to heroes "-рыхтры№" he will devote them Gimn Vjajne.

Some more compositions for a violin, a piano, romances, choruses will create Sibelius. But this music is lighted up by slanting beams of the coming sun... In Jarvenpjaja there has come silence... Thirty years were lived by the inspired singer of Finland, almost without touching a musical paper.

It is much written about Sibeliuse. And each author aspires to lift the veil with "=рщэ№ ьюыёрэш ". Whether secret it? Long before the way end, hardly probable not on its half, Rossini has stopped. Sixteen years of silence separates "+=хыыю" Verdi from "+шф№". The last quarter of the century of the life were spent by Glazunov in the creative silence occasionally interrupted with the composition of new products, alas, not decorated its way.

Over the Eighth symphony - not finished singing "ыхсхфшэющ яхёэхщ" - Sibelius worked many years. Some times there were messages on its termination. But the venerable composer postponed symphony publication, probably, feeling that it will be heard yours faithfully, but not with admiration...

Sibelius was not inactive even in days of extreme old age. It it is live was interested in everything that occurred in, the world, including in the world musical. Old communications with Russian music have passed in connection with music Soviet and the Soviet composers. Outstanding Soviet musicians visited a great Finnish colleague in Jarvenpjaja. Here it hospitably accepted J.Shaporina, A.Hachaturjana, D.Kabalevskogo, D.Ojstraha, E.Gilelsa.

When Sibeliusu was executed 90 years, this day in Finland became a public holiday. In reply to congratulations of the Leningrad musicians the venerable composer has sent the telegramme: "РхЁфхёэю I thank for your kind congratulatory telegramme... It has very much pleased me, and I am proud of that you have stated about my compositions. I very well know Russian music. It always made upon me deep impression, and I sincerely rejoice to that oгромному to growth, which it recently яюърчрыр".

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Jean Sibelius / Ян Сибелиус (часть IV)

В симфонической летописи Сибелиуса мы встречаем совершенно другие по характеру содержания симфонии, к которым можно бы применить название вокального цикла Мусоргского - "Без солнца". Такова Четвертая симфония (1911 г.), произведение, если не автобиографическое, то несомненно, субъективное. Это как бы погружение в глубины страдающей души. И в Шестой симфонии (1923 г.) царит мрак, лишь кое-где освещаемый лирическими эпизодами.

Совершенно иной мир предстает в Третьей симфонии (1907 г.). По безраздельно царящему в ней светлому колориту, тонусу уюта и покоя, ее можно назвать "бесконфликтной симфонией", своеобразным лирическим интермеццо на суровом и мужественном фоне большинства оркестровых сочинений.

В 1915 году, когда Финляндия торжественно праздновала 50-летие своего великого барда, впервые исполнялась его Пятая симфония. В ней и по-новому воспетые, но постоянно волнующие композитора образы родной природы (I часть), и поступь исполина (II часть), и торжественный апофеоз финала слагаются в "гимн благодарения" жизни, народу, стране. Внутренне Пятая симфония родственна Второй.

Свою последнюю симфонию - Седьмую, состоящую из одной только части, Сибелиус создал в 1924 году, на пороге 60-летия. Симфония впитала в себя мудрость и покой музыканта, на склоне лет оглядывающего пройденный путь, снова и снова вспоминающего далекие годы, образы и события. Он еще раз заявляет о бодрости духа великолепным дифирамбом в честь самой жизни; он уводит нас за собой в лесной фантастический мир, где все полно таинственных чудес; скорбь траурного эпизода возвращает нас ко многим подобным картинам, в которых оплакиваются герои, несбывшиеся надежды; и снова звучит мажор, повелевающий гордо поднять голову и устремить глаза к солнцу.

Еще только один раз, в 1925 году, Сибелиус склоняется над многострочной партитурной бумагой, когда работает над последним своим симфоническим произведением, поэмой "Тапиола". Снова его окружают сказочные существа и манят в глубь финских лесов, где обитает лесной бог Тапио. На этот раз великий сказитель прощается с романтическим миром фантастики. Ему предстоит в следующем году проститься и с героями "Калевалы", им он посвятит Гимн Вяйне.

Еще несколько сочинений для скрипки, фортепиано, романсов, хоров создаст Сибелиус. Но музыка эта озарена косыми лучами заходящего солнца... В Ярвенпяя наступила тишина... Тридцать лет прожил вдохновенный певец Финляндии, почти не прикасаясь к нотной бумаге.

Много написано о Сибелиусе. И каждый автор стремится приподнять завесу с "тайны молчания". Тайна ли это? Задолго до конца пути, едва ли не на половине его, умолк Россини. Шестнадцать лет молчания отделяет "Отелло" Верди от "Аиды". Последние четверть века своей жизни провел Глазунов в творческом безмолвии, изредка прерываемом сочинением новых произведений, увы, не украсивших его путь.

Над своей Восьмой симфонией - недопетой "лебединой песней" - Сибелиус работал много лет. Несколько раз появлялись сообщения об окончании ее. Но сам маститый композитор откладывал опубликование симфонии, возможно, чувствуя, что она будет прослушана с уважением, но не с восхищением...

Сибелиус не был бездеятелен даже в годы глубокой старости. Он живо интересовался всем, что происходило в, мире, в том числе и в мире музыкальном. Давние связи с русской музыкой перешли в связи с музыкой советской и советскими композиторами. Выдающиеся советские музыканты навещали великого финского собрата в Ярвенпяя. Здесь он радушно принимал Ю. Шапорина, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, Д. Ойстраха, Э. Гилельса.

Когда Сибелиусу исполнилось 90 лет, день этот в Финляндии стал общенародным праздником. В ответ на поздравления ленинградских музыкантов маститый композитор прислал телеграмму: "Сердечно благодарю за вашу любезную поздравительную телеграмму... Она меня очень обрадовала, и я горжусь тем, что вы высказали о моих композициях. Русскую музыку я очень хорошо знаю. Она всегда производила на меня глубокое впечатление, и я искренне радуюсь тому oгромному росту, который она в последнее время показала".

< возвращаемся