Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Jean Sibelius / Jan Sibelius (a part III)

Sibelius willingly addressed and to a music genre to drama performances, sating action by sound images of the big expressive force. In this genre its musical registrations of performances "¤хыыхрё and ¦хышчрэфр" are most considerable; Meterlinka, Shakespeare's tragedies "…ѕЁ " plays of Finnish playwright Jarnefelta "-ѕюыхьр" ("РьхЁ=і") one of which musical episodes - the Sad waltz - has got world popularity

The Important place in the creative biography of Sibeliusa programmno-symphonic products - poems occupy, overtures, imaginations, suites. Among them already mentioned Four symphonic legends from "-рыхтры№". This symphonic tetralogy shows one of the higher displays of mighty creative force of Sibeliusa. Continuing a line program simfonizma Berlioz, Sheet, Tchaikovsky, Sibelius, as though internally discusses with Rihardom Strauss reproducing the literary program in the smallest details musical zvukopisi.

It resolutely objects "ЁрёъЁр°штрэш " literary images music. In the programmno-symphonic products of Sibelius aspired to express characters of characters, atmosphere and an emotional tone of action, to create such dramaturgic design of a piece of music which would correspond to a plot, a plot, the form of product literary. These principles also have found the fullest expression in the tetralogy about Lemminkjajnene which have become by one of the most original and deep samples of symphonic music of the XX-th century.

The Same principles of deep comprehension of sincere movements of heroes, a reconstruction of emotional atmosphere, instead of an illustration of a choreographic drama, are taken as a principle ballet - pantomimes of Sibeliusa "РърЁрьѕ°" written in 1913 by request of the Copenhagen Royal theatre.

We Will address to the genre of the symphony defining at composers not only scales of their talent, skill, but depth of comprehension of the world and its reflexion in sound images.

Seven symphonies were created by Sibeliusom throughout quarter of the century, between 1899 and 1924 years.

Recollecting, how many the new phenomena have arisen in music for this rough twenty-fifth anniversary, it is possible to assume, as Sibelius has been involved in a circle of searches of new expressive means of harmonious language, principles of the polyphony new tembralnoj of a palette in years when stolkimi with opening have amazed the world Skryabin, Ravel, Stravinsky, Bartok. From what without being fenced off, knowing everything that sounded in the modern music world, one accepting enthusiastically, another - is reserved, the third at all without accepting, Sibelius went the way.

Certainly, between the First and Seventh symphonies, no less than between them "Ёютхёэшърьш" in other genres, there are stylistic distinctions. But they are caused by deep process of creative evolution, instead of external influences. Though it is quite possible, as external factors played the role. But only preliminary they passed a difficult way in depths of aesthetic thinking of the composer always bearing the idea.

Sibelius belonged to that group of composers which allocated the symphony in a special category of musical thinking, considering, what not structural features of the multiprivate, cyclic form, and its world outlook maintenance is defining. In this sense it rodstven to such titans simfonizma, as Beethoven, Tchaikovsky, Mahler. And on emotionally intense manner "чрЁш=№" it was closest than the heroes and ideals to Tchaikovsky.

We Will underline that speech is not present about any similarity of a musical material. The emotional saturation, depth of an ideological plan, democratic character of language of products makes related with Tchaikovsky Sibeliusa's symphonies. Simfonizm Sibeliusa rodstven and to creativity of Borodino, its symphonies, "-э ч¦ ЂуюЁ¦" "¤хёэх dark ыхёр" "Ря Ёхщ ъэ цэх" music, with such generosity embodying images and ideas of a folk epic.

Seven symphonies of Sibeliusa - the difficult world. But the world clear where all is told distinctly and significantly where is not present "юсЁш§ ьхё=" and music expresses a state of mind, actions, conflicts, accidents where often silvery search of strings kantele alternates with severe arhaikoj; in this world all is expressed truthfully - such is will of the composer; all is subordinated to laws of the musical logic perceived and understood each, who is able to listen to symphonic music.

Already in the First symphony (1899) the special talent of Sibeliusa is heard - the storyteller, the story-teller, able to charm attention listening to it. In many symphonies of Sibelius uses reception of adjustment of listeners on the "юсЁрчэѕ¦ тюыэѕ" coming into contact already when introduction in a symphonic narration sounds only. This reception the composer "тютыхърх=" listeners in creative background of a symphonic drama.

In the introduction to the symphony sad having started singing a clarnet it is perceived with any alarm, it is probable, because tremolirujushchie litavry create mood preceding a storm.

Melodic lines of the beginning of I part, merging, form a mighty sound stream. And echoes of a vital drama rush into lyrical singing of II part. In III part the sky clears up, but also here, let for a short while, the mourning episode of memoirs or, maybe, a reminder puts. Even in the ending, vigorous and monumental, the general line of development does not find optimistic end, does not find because the composer does not palter, does not change to the truth for the sake of the imposing conclusion of the symphony.

The Special place in the creative biography of Sibeliusa is occupied with the Second symphony (1901) - The symphonic legend on struggle for freedom of the native earth. There is no necessity for precisely formulated literary program, the figurative system of this symphonic saga is so clear. In the beginning of the symphony music zhivopisuet the Finnish landscape, the nature, at times gloomy, and at times and amusing an eye, as a dewy lawn in solar morning. The native earth! And nearby - other theme excited, disturbing. In essence, I part - the developed introduction to a tool drama. Limiting pressure development reaches in II part filled in the images of severe fight and deep grief. Leaving in the fantasy world in III part - a tribute to romantic traditions. But also here reflexions of a patriotic theme sound very definitely. The dream advances the validity in the ending and causes the music full of pleasure, a celebration, confidence to a life. It sounds as a hymn. Perhaps, after Tchaikovsky Fifth symphony and Glazunov's Heel in the European music there was no the symphonic ending filled with such optimism.

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Jean Sibelius / Ян Сибелиус (часть III)

Сибелиус охотно обращался и к жанру музыки к драматическим спектаклям, насыщая действие звуковыми образами большой выразительной силы. В этом жанре наиболее значительны его музыкальные оформления спектаклей "Пеллеас и Мелизанда" Метерлинка, трагедии Шекспира "Буря", пьесы финского драматурга Ярнефельта "Куолема" ("Смерть") один из музыкальных эпизодов которой - Грустный вальс - приобрел мировую известность

Значительное место в творческой биографии Сибелиуса занимают программно-симфонические произведения - поэмы, увертюры, фантазии, сюиты. Среди них уже упоминавшиеся Четыре симфонические легенды из "Калевалы". Эта симфоническая тетралогия являет собой одно из высших проявлений могучей творческой силы Сибелиуса. Продолжая линию программного симфонизма Берлиоза, Листа, Чайковского, Сибелиус, как бы внутренне дискутирует с Рихардом Штраусом, воспроизводящим литературную программу в мельчайших подробностях музыкальной звукописи.

Он решительно возражает против "раскрашивания" литературных образов музыкой. В своих программно-симфонических произведениях Сибелиус стремился выразить характеры действующих лиц, атмосферу и эмоциональный тонус действия, создать такую драматургическую конструкцию музыкального произведения, которая соответствовала бы фабуле, сюжету, форме произведения литературного. Эти принципы и нашли наиболее полное выражение в тетралогии о Лемминкяйнене, ставшей одним из самых своеобразных и глубоких образцов симфонической музыки XX века.

Те же принципы глубокого постижения душевных движений героев, воссоздание эмоциональной атмосферы, а не иллюстрации хореографической драмы, положены в основу балета - пантомимы Сибелиуса "Скарамуш", написанного в 1913 году по заказу Копенгагенского Королевского театра.

Обратимся к жанру симфонии, определяющему у композиторов не только масштабы их дарования, мастерства, но глубину постижения мира и его отражения в звуковых образах.

Семь симфоний создавались Сибелиусом на протяжении четверти века, между 1899 и 1924 годами.

Вспоминая, сколько новых явлений возникло в музыке за это бурное двадцатипятилетие, можно предположить, что и Сибелиус был вовлечен в круг поисков новых выразительных средств гармонического языка, принципов полифонии, новой тембральной палитры в годы, когда столькими открытиями поразили мир Скрябин, Равель, Стравинский, Барток. Ни от чего не отгораживаясь, зная все, что звучало в современном музыкальном мире, одно принимая восторженно, другое - сдержанно, третье вовсе не принимая, Сибелиус шел своим путем.

Разумеется, между Первой и Седьмой симфониями, равно как и между их "ровесниками" в других жанрах, существуют стилистические различия. Но обусловлены они глубинным процессом творческой эволюции, а не внешними влияниями. Хотя вполне возможно, что и внешние факторы играли свою роль. Но только предварительно они проходили сложный путь в глубинах эстетического мышления композитора, всегда вынашивавшего свою идею.

Сибелиус принадлежал к той группе композиторов, которые выделяли симфонию в особую категорию музыкального мышления, считая, что не структурные особенности многочастной, циклической формы, а ее мировоззренческое содержание является определяющим. В этом смысле он родствен таким титанам симфонизма, как Бетховен, Чайковский, Малер. А по эмоционально напряженной манере "защиты" своих героев и идеалов он был ближе всего к Чайковскому.

Подчеркнем, что речи нет о каком бы то ни было сходстве музыкального материала. С симфониями Чайковского Сибелиуса роднит эмоциональная насыщенность, глубина идейного замысла, демократичность языка произведений. Симфонизм Сибелиуса родствен и творчеству Бородина, его симфониям, "Князю Игорю", "Песне темного леса", "Спящей княжне", музыке, с такой щедростью воплощающей образы и идеи богатырского эпоса.

Семь симфоний Сибелиуса - сложный мир. Но мир ясный, где все сказано отчетливо и значимо, где нет "общих мест", а музыка выражает душевное состояние, действия, конфликты, катастрофы, где часто серебристый перебор струн кантеле чередуется с суровой архаикой; в этом мире все выражено правдиво - такова воля композитора; все подчинено законам музыкальной логики, воспринимаемой и понимаемой каждым, кто умеет слушать симфоническую музыку.

Уже в Первой симфонии (1899 г.) слышится особый талант Сибелиуса - сказителя, рассказчика, умеющего приворожить внимание слушающих его. Во многих симфониях Сибелиус пользуется приемом настройки слушателей на свою "образную волну", устанавливая контакт уже тогда, когда звучит только введение в симфоническое повествование. Этим приемом композитор "вовлекает" слушателей в творческую предысторию симфонической драмы.

Во вступлении к симфонии грустный запев кларнета воспринимается с какой-то тревогой, вероятно, потому, что тремолирующие литавры создают предгрозовое настроение.

Мелодические линии начала I части, сливаясь, образуют могучий звуковой поток. И в лирическое пение II части врываются отголоски жизненной драмы. В III части небо проясняется, но и сюда, пусть ненадолго, вклинивается траурный эпизод воспоминания или, может быть, напоминания. Даже в финале, энергичном и монументальном, общая линия развития не находит оптимистического завершения, не находит потому, что композитор не кривит душой, не изменяет правде ради импозантного заключения симфонии.

Особое место в творческой биографии Сибелиуса занимает Вторая симфония (1901 г.) - симфоническое сказание о борьбе за свободу родной земли. Нет необходимости в точно сформулированной литературной программе, настолько ясен образный строй этой симфонической саги. В начале симфонии музыка живописует финский пейзаж, природу, порой сумрачную, а порою и веселящую глаз, как росистая лужайка в солнечное утро. Родная земля! И рядом - другая тема, взволнованная, тревожная. По существу, I часть - развернутое вступление к инструментальной драме. Предельного напряжения развитие достигает во II части, наполненной образами жестокой битвы и глубокой скорби. Уход в мир фантастики в III части - дань романтическим традициям. Но и здесь отблески патриотической темы звучат очень определенно. В финале мечта опережает действительность и вызывает к жизни музыку, полную радости, торжества, уверенности. Она звучит как гимн. Пожалуй, после Пятой симфонии Чайковского и Пятой Глазунова в европейской музыке не было симфонического финала, наполненного таким оптимизмом.

< возвращаемся - читаем дальше >