Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Igor Stravinsky / Igor Stravinsky (a part IV)

the Scene represents covered with green cloth lombernyj a little table - a field of card fight. Leading cards of each colour: the As, the King, the Lady and the Jack - soloists, surrounds them corps de ballet where cards of younger ranks enter. The main character, the latent and obvious spring - a Joker shuffling at own discretion cards, creating any "ъюьсшэрчшш". As soon as he notices that a jack Of clubs, having taken advantage of confidential conversation of the King with the minister of a court yard the As has started flirtation with the Lady of clubs, he there and then creates other smart combination. Ballet consists of three "ёфрё" also comes to an end a victory "ъюрышчшш" united against the Joker.

It is a lot of rumours, nedoumeny, versions music of last steps of ballet in which Stravinsky unexpectedly quotes motive from the overture to "Рхтшыіёъюьѕ чшЁ¦ыіэшъѕ" has caused; Rossini. It is thought that here the great musician simply "ёючюЁэшёры" to cause cheerful reaction of a hall. Running forward, we will specify that in the Circus Pole written through seventeen years he in the most unexpected context and very cheerfully quotes Schubert's Military march, in any way "яюярфр¦Ёшщ" in a rhythm of the Pole.

"ЂуЁх in ърЁ=№" it was fated to become last symphonic score written in Europe. The Symphony which has followed it to a major came to an end already in the USA where Stravinsky has gone and 1939. The great musician left the Old World, having worried a lot of a grief for the last two years, having buried the oldest daughter, mother and the wife. Heavy experiences were reflected on its health, the pulmonary process which has compelled it to spend five months in sanatorium has begun.

The invitation of the Harward university to read a series of lectures on a musical aesthetics was the Direct occasion to a trip to America. Result of this lecture cycle was interesting, in many respects the paradoxical book published by Stravinsky under the name "¦ѕч№ърыіэр  яюІ=шър". Actually, moving to the USA was caused immeasurably by more weighty reason, than a forthcoming lecture cycle - the Second World War has begun. To remain in Europe it was unsafe. Stravinsky has lodged in Hollywood where has got a country house, almost to the death were a place of its constant stay.

The next years after moving, apparently, not without influence American "§ѕфюцхё=тхээюую ъышьр=р" Stravinsky's focus of interest varies also. So arise: the Tango in two versions - for one and for two grand pianos, the Circus Pole "§юфр ёыюэр" "РъхЁчю a la Russe" for simfodzhaza Polja Uajtmena, "¦сюэш-ъюэчхЁ=" or the Concert for a clarnet and a jazz, composed by request of the well-known jazz clarinettist Vudi Herman; at last, music to typically Broadway revue "Рхьі graceful шёъѕёё=т".

For the characteristic of atmosphere and the customs surrounding the author of the Symphony of psalms in a New World, we will result an episode accompanying execution of its music to a revue. Stravinsky has received the telegramme from Philadelphia where the premiere of a revue has taken place: "…юыі°ющ the success a point could be sensational if you have charged to Mr. X to make some corrections in orkestrovke a point Mr. X the point processes even products of Kola of Malt liquor I ask telegrafno to confirm ёюуырёшх". Stravinsky cabled: "¦хэ  satisfies the big success a point Igor Р=Ёртшэёъшщ".

From this music have arisen "…рых=э№х ёчхэ№" later put by English ballet master F.Ashtonom with participation of Margo Fontejn.

But except listed, not too solid music, Stravinsky has composed the same years the Elegichesky triptych of memory of Natalia Kusevitskoj ("¦ыюушѕь" "¦ъыюур" and "¦яш=р¶ш ") And the Symphony in three parts (1942-1945). On last product it is necessary to stop. The symphony was created in uneasy atmosphere of military years between 1942 and 1945 years. In I part written in the form of a toccata, with its continuous motornostju, disturb the images, forcing to recollect the Liturgical symphony of Oneggera and Shostakovich's Seventh symphony for these images are sated by cold, mechanically invariable movement of spiteful brutal character. It as though one more variant of a theme "эр°хё=тш ". "ГряЁюуЁрььшЁютрэр" whether this theme the author? On this question, in its general statement, B.Jarustovsky in already quoted work interestingly expresses: "Ђ. Stravinsky - the typical representative "ёшё=юую" arts. All life he professed doctrines "шёъѕёё=тр for шёъѕёё=тр". All life avoided its social function, ran from hot events of time... And at the same time, being the largest artist, objectively it could not ignore uneasy atmosphere of the Іяю§ш".

Stravinsky tells the following about the Symphony: "- the basis of the Symphony does not have any program, and it would be vain to search for it in my product. Nevertheless it is possible that impressions of our hard time, event, doubt, hope, continuous tortures, growth of pressure and its discharge should leave the trace on this ёшь¶юэшш".

The products of the end Nearest after the Symphony 40 - the beginnings of 50th years: ballet "+Ё¶хщ" and an opera "-рЁіхЁр ью=р" are written in different manners. "+Ё¶хщ" continues a neoclassical line "рэ=шёэюую чшъыр" ("+яюыыюэ ¦ѕёрух=" "НрЁі ¦фшя" "¤хЁёх¶юэр"); "-рЁіхЁр ью=р" - an opera, which plot it is cast by engravings of English artist Hogarta (1697-1764). History of the hero of an opera - history instructive. In it both the unexpected inheritance, and sinful temptations of English capital, both the seducer, and lines to which help the rake who has wasted riches resorts.

Before us again Stravinsky's unexpected turn: "-рЁіхЁр ью=р" - quite respectable opera without a shade eksperimentatorstva, and its language is close to Mozart, Rossini, and here and there and... Puccini. And nevertheless it is the present Stravinsky. It you learn at once.

In 1954 the music world has been excited by the sensational message: Stravinsky has adjoined to dodekafonii. Many hypotheses expressed the reasons of such turn of aesthetic views of the person until then speaking about dodekafonii with contempt; and guesses were stretched from thoughtful psychoanalytic hypotheses to narrow-minded cynicism. But in all statements the word "эхюцшфрээю" was accented;. Whether So it? Attentively enough to peer - to listen attentively to the music created by Stravinsky for last two and a half decade, to notice process gradual, instead of sudden maturing of the composer for dodekafonicheskogo "уЁх§юярфхэш ". To it conducted also old izzhivanija communications with reality (the Symphony in three parts - a rare exception!) And loss of national lines in many compositions, and even a combination short popevok at "ъюэё=ЁѕшЁютрэшш" music, whence no distance to dodekafonicheskoj "ёхЁшш". It is curious that meeting half-way Shyonbergu, Stravinsky has missed each other with it in a way, for the founder dodekafonii in the last products, such, as the New psalm, "Лчхыхт°шщ from -рЁ°рт№" has far departed from orthodox dodekafonicheskoj scholasticism in the face of a human grief, fascist atrocities and full feebleness of the Lord of god, to which Shyonberg and turns a Psalm full of anger and contempt. About it also narrates with tremendous force of Shyonberg in the music created last years of the life Stravinsky, since the Septet (1954), addresses to "ёхЁш ь". However, its willfulness is here again shown. A series in the Septet consists not from 12 but only from 8 sounds, and in Canons of memory of Dilana Thomas a series even from 5 sounds is used.

In several products of last years Stravinsky addresses to antiquated themes and texts: "-рьхэ=рчшш the prophet ЂхЁхьшш" (1958), a mystery "¤ю=юя" a cantata "¤Ёюяютхфі, the Story and ¦юыш=тр" (1960). From written to last decade ballet "+уюэ" is allocated; in which Stravinsky it is very free manages with dogmatikoj serial music and creates product light on the colour, amazing with a variation ingenuity, a lucidity of mind and new tembrovymi finds.

And again, as in the Symphony in three parts, the real life has forced the venerable musician to respond, forget about "яЁшэчшях эхтьх°р=хыіё=тр" in events not musical: in 1964 he has written a severe Elegy full of sympathy for a voice and three clarnets of memory of tragically lost president Kennedy.

... In 1962 after sorokadevjatiletnego absence Igor Fedorovich Stravinsky has visited the native land. He has been met by the Soviet musical public and an audience of concerts which it conducted, with huge respect and warm warmth. When the eighty-year-old composer approached to a conductor's stand and hand movement took from an orchestra of a scattering of sound semi-precious stones "грЁ-я=шч№" a rumble maslenichnoj crowds, amusing and tragical scenes "¤х=Ёѕ°ъш" everyone understood that is the witness of a great occasion that before it - the classic of music of the XX-th century.

... Half-centuries has passed since the young pupil Roman-korsakova has grasped the Parisian public in the images of Russian fairy tale on Ivan Tsareviche, the Firebird and Kashchee Immortal, has bewitched its force of the wonderful gift.

Classification of stages of a way of Stravinsky Is scholastic (Russian, neoclassicism, dodekafonichesky), is scholastic first of all because of a border establishment "Ёѕёёъюую яхЁшюфр" on a boundary of 20th years when has been created "¤ючхыѕщ ¶хш". Let "РъхЁчю a la Russe" - product experimental and disputable Russian because of combination popevok with specificity simfodzhaza. But it is difficult to deny, as here the composer ljubovno weaves intonational threads of memoirs on the native land. We will not forget that the Scherzo is written in 1944 and originally intended for a film on a theme about the Second World War. And in a sonata for 2 pianos Russian roots are clearly audible. In fifteen years are written "-тшцхэш " ("Movementes") For a piano. Here again through angularity dodekafonicheskoj designs appear through contours melodiki, not leaving doubts in its Russian origin. Six years later, in 1965 in "-рэюэх" the composer has addressed to a melody of Russian national song, on as has specified in product heading.

But not only these examples convince us that in all years it has carried by the direct accessory to Russian culture also precisely, as well as love to Russian on which he always thought, despite free possession of many languages.

It is combined Igor Stravinsky's way, the great musician, great "ьрё=хЁр эхюцшфрээюё=хщ" the way which has ended on April, 6th, 1971... As this person keeping ability to take a great interest by new ideas has much presented to the world, to create, rejoice to music. To this art it till last day has kept a young love multiplied by experience and wisdom, the lives saved up for 88 years, lives really the legendary.

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Igor Stravinsky / Игорь Стравинский (часть IV)

Сцена представляет собой крытый зеленым сукном ломберный столик - поле карточной битвы. Ведущие карты каждой масти: Туз, Король, Дама и Валет - солисты, их окружает кордебалет, куда входят карты младших рангов. Главное действующее лицо, скрытая и явная пружина - Джокер, тасующий по своему усмотрению карты, создающий любые "комбинации". Как только он замечает, что Трефовый валет, воспользовавшись секретным разговором Короля с министром двора Тузом затеял флирт с Дамой треф, он тут же создает иную хитроумную комбинацию. Балет состоит из трех "сдач" и кончается победой "коалиции", объединившейся против Джокера.

Много толков, недоумений, версий вызвала музыка последних тактов балета, в которой Стравинский неожиданно цитирует мотив из увертюры к "Севильскому цирюльнику" Россини. Думается, что здесь великий музыкант просто "созорничал" для того, чтобы вызвать веселую реакцию зала. Забегая вперед, укажем, что в написанной через семнадцать лет Цирковой польке он в самом неожиданном контексте и очень весело цитирует Военный марш Шуберта, никак не "попадающий" в ритм польки.

"Игре в карты" суждено было стать последней симфонической партитурой, написанной в Европе. Последовавшая за нею Симфония до мажор заканчивалась уже в США, куда Стравинский направился а 1939 году. Великий музыкант покидал Старый Свет, пережив много горя за предыдущие два года, похоронив старшую дочь, мать и жену. Тяжкие переживания отразились на его здоровье, начался легочный процесс, вынудивший его провести пять месяцев в санатории.

Непосредственным поводом для поездки в Америку было приглашение Гарвардского университета прочитать цикл лекций по музыкальной эстетике. Результатом этого лекционного цикла явилась интересная, во многом парадоксальная книга, изданная Стравинским под названием "Музыкальная поэтика". В действительности же, переезд в США вызвала неизмеримо более веская причина, чем предстоящий лекционный цикл - началась вторая мировая война. Оставаться в Европе было небезопасно. Стравинский поселился в Голливуде, где приобрел виллу, почти до самой смерти являвшуюся местом его постоянного пребывания.

В ближайшие годы после переезда, по-видимому, не без влияния американского "художественного климата", меняется и круг интересов Стравинского. Так возникают: Танго в двух версиях - для одного и для двух роялей, Цирковая полька "хода слона", "Скерцо a la Russe" для симфоджаза Поля Уайтмена, "Эбони-концерт", или Концерт для кларнета и джаза, сочиненный по заказу знаменитого джазового кларнетиста Вуди Германа; наконец, музыка к типично бродвейскому ревю "Семь изящных искусств".

Для характеристики атмосферы и нравов, окружавших автора Симфонии псалмов в Новом Свете, приведем эпизод, сопутствовавший исполнению его музыки к ревю. Стравинский получил телеграмму из Филадельфии, где состоялась премьера ревю: "Большой успех точка мог бы быть сенсационным если бы вы поручили мистеру X сделать несколько исправлений в оркестровке точка мистер X обрабатывает даже произведения Кола Портера точка прошу телеграфно подтвердить согласие". Стравинский телеграфировал: "Меня удовлетворяет большой успех точка Игорь Стравинский".

Из этой музыки возникли "Балетные сцены", позже поставленные английским балетмейстером Ф. Аштоном с участием Марго Фонтейн.

Но кроме перечисленной, не слишком солидной музыки, Стравинский сочинил в эти же годы Элегический триптих памяти Наталии Кусевицкой ("Элогиум", "Эклога" и "Эпитафия") и Симфонию в трех частях (1942-1945). На последнем произведении стоит остановиться. Симфония создавалась в беспокойной атмосфере военных лет между 1942 и 1945 годами. В I части, написанной в форме токкаты, с ее непрерывной моторностью, тревожат образы, заставляющие вспоминать о Литургической симфонии Онеггера и Седьмой симфонии Шостаковича, ибо образы эти насыщены холодным, механически неизменным движением злобного бесчеловечного характера. Это как бы еще один вариант темы "нашествия". "Запрограммирована" ли эта тема автором? По этому вопросу, в общей его постановке, интересно высказывается Б. Ярустовский в уже цитированной работе: "И. Стравинский - типичный представитель "чистого" искусства. Всю жизнь он исповедовал догматы "искусства для искусства". Всю жизнь чурался его социальной функции, бежал от горячих событий своего времени... И вместе с тем, будучи крупнейшим художником, объективно он не мог игнорировать беспокойную атмосферу своей эпохи".

Сам же Стравинский говорит о Симфонии следующее: "В основе Симфонии нет никакой программы, и напрасно было бы искать ее в моем произведении. Тем не менее возможно, что впечатления нашего трудного времени, события, сомнения, надежды, непрерывные мучения, рост напряжения и его разрядка не могли не оставить своего следа на этой симфонии".

Ближайшие после Симфонии произведения конца 40-х - начала 50-х годов: балет "Орфей" и опера "Карьера мота" написаны в разных манерах. "Орфей" продолжает неоклассическую линию "античного цикла" ("Аполлон Мусагет", "Царь Эдип", "Персефона"); "Карьера мота" - опера, сюжет которой навеян гравюрами английского художника Хогарта (1697-1764). История героя оперы - история назидательная. В ней и неожиданное наследство, и греховные соблазны английской столицы, и совратительница, и черт, к помощи которого прибегает промотавший богатство повеса.

Перед нами снова неожиданный поворот Стравинского: "Карьера мота" - вполне респектабельная опера без тени экспериментаторства, а язык ее близок Моцарту, Россини, а кое-где и... Пуччини. И тем не менее это настоящий Стравинский. Его узнаешь сразу.

В 1954 году музыкальный мир был взволнован сенсационным сообщением: Стравинский примкнул к додекафонии. Высказывалось много гипотез о причинах такого поворота эстетических воззрений человека, до тех пор говорившего о додекафонии с презрением; причем догадки простирались от глубокомысленных психоаналитических гипотез до обывательского цинизма. Но во всех высказываниях акцентировалось слово "неожиданно". Так ли это? Достаточно внимательно вглядеться - вслушаться в музыку, созданную Стравинским за последние два с половиной десятилетия, чтобы заметить процесс постепенного, а не внезапного созревания композитора для додекафонического "грехопадения". К этому вели и давние изживания связей с реальной действительностью (Симфония в трех частях - редкое исключение!), и потеря национальных черт во многих сочинениях, и даже комбинирование коротких попевок при "конструировании" музыки, откуда рукой подать до додекафонической "серии". Любопытно, что идя навстречу Шёнбергу, Стравинский разминулся с ним в пути, ибо основоположник додекафонии в своих последних произведениях, таких, как Новый псалом, "Уцелевший из Варшавы", далеко отошел от ортодоксальной додекафонической схоластики перед лицом людского горя, фашистских зверств и полной беспомощности господа бога, к которому Шёнберг и обращает Псалом, полный гнева и презрения. Именно об этом и повествует с потрясающей силой Шёнберг в музыке, созданной в последние годы своей жизни Стравинский же, начиная с Септета (1954), обращается к "сериям". Правда, и здесь проявляется его своеволие. Серия в Септете состоит не из 12, а только из 8 звуков, а в Канонах памяти Дилана Томаса использована серия даже из 5 звуков.

В нескольких произведениях последних лет Стравинский обращается к ветхозаветным темам и текстам: "Ламентации пророка Иеремии" (1958), мистерия "Потоп", кантата "Проповедь, Рассказ и Молитва" (1960). Из написанного в последнее десятилетие выделяется балет "Агон", в котором Стравинский очень вольно обходится с догматикой серийной музыки и создает произведение светлое по колориту, поражающее вариационной изобретательностью, ясностью мысли и новыми тембровыми находками.

И снова, как в Симфонии в трех частях, реальная жизнь заставила маститого музыканта откликнуться, забыть о "принципе невмешательства" в события немузыкальные: в 1964 году он написал суровую, полную сочувствия Элегию для голоса и трех кларнетов памяти трагически погибшего президента Кеннеди.

...В 1962 году после сорокадевятилетнего отсутствия Игорь Федорович Стравинский посетил свою родину. Он был встречен советской музыкальной общественностью и аудиторией концертов, которыми он дирижировал, с огромным уважением и сердечной теплотой. Когда к дирижерскому пульту подходил восьмидесятилетний композитор и движением руки извлекал из оркестра россыпи звуковых самоцветов "Жар-птицы", гул масленичной толпы, потешные и трагические сцены "Петрушки", каждый понимал, что является свидетелем большого события, что перед ним - классик музыки XX века.

...Полстолетия прошло с тех пор, как молодой ученик Римского-Корсакова захватил парижскую публику образами русской сказки об Иване Царевиче, Жар-птице и Кащее Бессмертном, заворожил ее силой своего чудесного дара.

Схоластична классификация этапов пути Стравинского (русский, неоклассицизм, додекафонический), схоластична прежде всего из-за установления границы "русского периода" на рубеже 20-х годов, когда создан был "Поцелуй феи". Пусть "Скерцо a la Russe" - произведение экспериментальное и спорное из-за совмещения русских попевок со спецификой симфоджаза. Но трудно отрицать, что и здесь композитор любовно сплетает интонационные нити воспоминаний о родине. Не забудем, что Скерцо написано в 1944 году и первоначально предназначалось для фильма на тему о второй мировой войне. И в сонате для 2-х фортепиано отчетливо слышны русские корни. Через пятнадцать лет написаны "Движения" ("Movementes") для фортепиано. И здесь сквозь угловатость додекафонической конструкции просвечивают контуры мелодики, не оставляющей сомнений в ее русском происхождении. Шесть лет спустя, в 1965 году в "Каноне" композитор обратился к мелодии русской народной песни, на что и указал в заголовке произведения.

Но не только эти примеры убеждают нас в том, что через все годы он пронес свою прямую принадлежность к русской культуре также точно, как и любовь к русскому языку, на котором он всегда мыслил, несмотря на свободное владение многими языками.

Сложен путь Игоря Стравинского, великого музыканта, великого "мастера неожиданностей", путь, закончившийся 6 апреля 1971 года... Как много подарил миру этот человек, сохранявший способность увлекаться новыми идеями, творить, радоваться музыке. К этому искусству он до последнего дня сохранил юношескую любовь, помноженную на опыт и мудрость, накопленные за 88 лет жизни, жизни поистине легендарной.

< возвращаемся