Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Igor Stravinsky / Igor Stravinsky (1882 - 1971)

the Composer revives protogenic severity of customs of the tribe headed by Oldest-wisest in music, revives ceremonies of spring guessings, spells of forces of the nature, a scene umykanija girls, the most ancient ceremony of the Kiss of the earth, glorification Selected and, at last, an irrigation of the earth its sacrificial blood. Music "-хёэ№ ёт Ёхээющ" it is sated such strained, a force majeure of discords what never before did not arise in the score of any composer. The big place in music "-хёэ№" occupy politonalnye constructions. The complexity of harmonious language aggravated with refinement of rhythms, incessantly changing the outlines as the blazing flame, weaved melodic streams, - all it makes impression of any primitive wildness, the world prapredkov in which the nature and the person are unseparably uniform.

In the scandal which has flashed at evening prime ministers, first blamed Stravinsky, but music "-хёэ№" has been rehabilitated, when, executed in a symphony concert, it has caused an ovation. It is necessary to address a considerable share of fault to Vaclav Nizhinsky, the most talented dancer deprived, however, baletmejsterskogo of gift and experience. Later one of critics wrote: "¤рЁшцёър  a premiere "-хёэ№ ёт Ёхээющ" it is recollected as something very considerable, as fight under Waterloo, as the first flight air °рЁр".

In each of first three ballets forming a kernel "Ёѕёёъюую яхЁшюфр" Stravinsky, through different sides national lines of its musical thinking refract. And in three subsequent products - "Ђё=юЁшш ёюыфр=р" "Ртрфхсъх" and "¦ртЁх" - it finds again interpretations of national features of Russian music not similar among themselves.

In a plot basis "Ђё=юЁшш ёюыфр=р" (1918) fairy tales from A.Afanaseva's collection about the fluent soldier, met line are put. A genre "Ђё=юЁшш ёюыфр=р" Stravinsky defines so: "Рърчър about the fluent soldier and the line, read, played and =рэчѕхьр ". The set of variants of this fairy tale occurred during the Nikolaev epoch, reflecting burdens soldatchiny, lasting tens years.

Torn off from the native earth, living since 1913 that in France in Switzerland, Stravinsky writes strange and a terrifying story how the soldier has sold I smother line and has exchanged the violin on charodejskuju the book which is bringing in to its fantastic incomes. And, though the hero cures the princess of melancholy, dances with it both the tango and a ragtime, at last marries it, it still remains the Russian soldier. It is necessary to listen to abstruse fun of its violin when, having taken seat at a stream, he unburdens the heart to feel, how zaela the soldier melancholy on the native earth, where hatka mothers, both the bride, and a country churchyard... Seems in "Ђё=юЁшш ёюыфр=р" any hysterical, symbolical implied sense... Rakhmaninov's which has generated its Third symphony the sincere distemper is involuntarily recollected.

"Ртрфхсър" (1923) unites elements of a cantata, a pantomime and an ancient ceremony of Russian wedding. The performing structure is unusual: to chorus and soloists it is added "юЁъхё=Ё" consisting of four pianos and a set of percussion instruments. It is not deprived interest that on the London premiere "Ртрфхсъш" in 1926 of party of a piano the French composers of Orik and Poulenc, the Italian composer Rieti and the pianist Dukelsky played.

This tool ensemble reminds any original, sharply and mighty sounding psaltery.

Stravinsky laboriously studied musical and text materials, all "ёшэ" a wedding ceremony, "ЁхцшёёѕЁѕ" exits, uhodov, zapevov characters of wedding ritual, but all musical fabric has composed, having taken advantage of one only the citation, a song "Ї on a belt in gold it was twisted, pearl mahorchiki to чхьыш". Polyphony peculiar to Russian folk music blossoms almost in each step of this amazing score.

In "¦ртЁх" (1922) Stravinsky addresses to Pushkin, to it "-юьшъѕ in -юыюьэх" recomposed on a vaudevillian harmony poet Boris Kohno. To "¦ртЁх" it is not necessary to concern as the product putting deep problems. "¦ртЁр" is an opera-joke. In it the cartoon, grotesque, parodijnost, but not satire because it is caused "¦ртЁр" prevail; not a sneer, and liking to a life of the Petersburg remote place of a Pushkin time. All its music is cast podgitarnoj by lyrics and its echoes. Not without reason Stravinsky has preferred arias of Parashi a song "К№ do not sing, kinareechka, in ёрфѕ". The "юяхЁъѕ" Stravinsky has devoted to Pushkin, Glinka, Tchaikovsky, whose portraits decorate the score title page.

In the book "+Ёюэшър mine цшчэш" Stravinsky recollects a unique meeting with Tchaikovsky: "...ьэх has had the luck to see in Peter Ilicha Tchaikovsky foyer, an idol of Russian public which I never met before also which to me it was not fated to see more...ja could not present, of course, to itself that this though also fleeting, the meeting with live Tchaikovsky will become one of the most expensive to me тюёяюьшэрэшщ".

Running forward, we will specify in musical, creative expression of love of Stravinsky to Tchaikovsky, on its ballet "¤ючхыѕщ ¶хш" written in 1928 and named the author "+ыыхуюЁшёхёъшь the ballet cast by music Орщъютёъюую". In the ballet Stravinsky used a number of products of Tchaikovsky as a thematic material: "-юы№схыіэѕ¦ in сѕЁ¦" "МьюЁхёъѕ" "-р=р-трыіё" "-юъ=¦Ёэ" "РъхЁчю" "-шё=юъ from рыісюьр" a romance "-х=, only the one who чэры". The libretto is written by the composer who has put in its basis a fairy tale of G.Andersen "-хф эр  фхтр".

In years when in the European art all develops an expressionism with its hypertrophy of emotions more actively, in a counterbalance to it Stravinsky addresses to art for a long time the left centuries and therefrom scoops not only plots, musical materials, composition receptions, but first of all that reserved emotional current which is not supposed to vyhlestyvaniju outside. So there are ballets "¤ѕыіёшэхыыр" (1919), "+яюыыюэ ¦ѕёрух=" (1928) and already mentioned "¤ючхыѕщ ¶хш"; an opera-oratorio "НрЁі ¦фшя" (1927), the Symphony of psalms (1930), a melodrama "¤хЁёх¶юэр" (1934), the Octet for a flute, a clarnet, 2 bassoons, 2 pipes and 2 trombones (1922-1923).

In the literature on Stravinsky classification of its creative periods is accepted: the Russian which is coming to an end "Ртрфхсъющ" that is 1923; neoclassical, covering the thirtieth anniversary till 1953; and dodekafonichesky, come in 1953 and noted by Septet creation - the first product in which turn of the ardent opponent dodekafonii to technician Shyonberga is planned - Veberna (there and then we will stipulate that such division sins with sketchiness and gives only rough representation about evolution "яюёхЁър" Igor Stravinsky).

In the majority of products of the period "эхюъырёёшчшчьр" Stravinsky keeps "Іяшёхёъюх ёяюъющё=тшх" and in "¤ѕыіёшэхыых" and cheerfulness. This ballet has arisen at the initiative of S.Dyagilev who has found out in the Italian archives and Library of the British museum two unknown comic operas of J. Pergolezi and it 12 sonatas for two violins and a bass, a cantata, a tool suite, a gavotte and the Symphony for a violoncello and a contrabass. Besides, the manuscript of the comedy scenario of a XVIII-th century has been found in Naples. On its basis the ballet dramatic art about the favourite hero of the Neapolitan street, Pulchinelle, about its fans of Rosette and Prudentse, about jealous gentlemen of young beauties, about imaginary death of Pulchinelly and its cheerful revival and about three weddings played one day and hour has grown. Put on the Parisian scene Leonid Mjasinym in Pablo Picasso's scenery, ballet "¤ѕыіёшэхыыр" has held a firm place in repertoire of theatres, and in the form of a symphonic suite - on philharmonic platforms.

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Доступная детская стоматология люберцы.
Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Igor Stravinsky / Игорь Стравинский (1882 - 1971)

Композитор воскрешает в музыке первозданную суровость обычаев племени, возглавляемого Старейшим-Мудрейшим, возрождает обряды весенних гаданий, заклинаний сил природы, сцену умыкания девушек, древнейший обряд Поцелуя земли, величание Избранной и, наконец, орошение земли ее жертвенной кровью. Музыка "Весны священной" насыщена такой напряженной, стихийной силой диссонансов, какая никогда еще не возникала в партитуре ни одного композитора. Большое место в музыке "Весны" занимают политональные построения. Сложность гармонического языка, усугубляемая изощренностью ритмов, непрестанно меняющих свои очертания, как полыхающее пламя, сплетающиеся мелодические потоки, - все это производит впечатление какой-то первобытной дикости, мира прапредков, в котором природа и человек нераздельно едины.

В скандале, вспыхнувшем в вечер премьеры, поначалу винили Стравинского, но музыка "Весны" была реабилитирована, когда, исполненная в симфоническом концерте, она вызвала овации. Значительную долю вины следует адресовать Вацлаву Нижинскому, талантливейшему танцовщику, лишенному, однако, балетмейстерского дара и опыта. Позже один из критиков писал: "Парижская премьера "Весны священной" вспоминается как что-то очень значительное, как битва под Ватерлоо, как первый полет воздушного шара".

В каждом из первых трех балетов, образующих ядро "русского периода" Стравинского, сквозь разные грани преломляются национальные черты его музыкального мышления. И в трех последующих произведениях - "Истории солдата", "Свадебке" и "Мавре" - он находит снова несхожие между собой истолкования национальных особенностей русской музыки.

В основу сюжета "Истории солдата" (1918) положены сказки из сборника А. Афанасьева о беглом солдате, встретившем черта. Жанр "Истории солдата" Стравинский определяет так: "Сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая". Множество вариантов этой сказки бытовало в николаевскую эпоху, отражая тяготы солдатчины, тянувшейся десятки лет.

Оторванный от родной земли, живя с 1913 года то во Франции, то в Швейцарии, Стравинский пишет диковинную и страшную историю о том, как солдат продал душу черту и выменял свою скрипку на чародейскую книгу, приносящую ему фантастические доходы. И, хотя герой исцеляет от хандры принцессу, танцует с нею и танго и регтайм, наконец женится на ней, сам он по-прежнему остается русским солдатом. Стоит только послушать заунывное веселье его скрипки, когда, усевшись у ручья, он отводит душу, чтобы ощутить, как заела солдата тоска по родной земле, где хатка матери, и невеста, и погост... Чудится в "Истории солдата" какой-то надрывный, символический подтекст. . . Невольно вспоминается душевная смута Рахманинова, породившая его Третью симфонию.

"Свадебка" (1923) объединяет элементы кантаты, пантомимы и старинного обряда русской свадьбы. Исполнительский состав необычен: к хору и солистам добавляется "оркестр", состоящий из четырех фортепиано и набора ударных инструментов. Не лишено интереса, что на лондонской премьере "Свадебки" в 1926 году партии фортепиано играли французские композиторы Орик и Пуленк, итальянский композитор Риети и пианист Дукельский.

Этот инструментальный ансамбль напоминает какие-то своеобразные, остро и могуче звучащие гусли.

Стравинский кропотливо изучал музыкальные и текстовые материалы, весь "чин" свадебного обряда, "режиссуру" выходов, уходов, запевов действующих лиц свадебного ритуала, но всю музыкальную ткань сочинил, воспользовавшись одной только цитатой, песней "Я по пояс в золоте обвилась, жемчужные махорчики до земли". Свойственное русской народной музыке многоголосие расцветает чуть ли не в каждом такте этой поразительной партитуры.

В "Мавре" (1922) Стравинский обращается к Пушкину, к его "Домику в Коломне", пересочиненному на водевильный лад поэтом Борисом Кохно. К "Мавре" не нужно относиться как к произведению, ставящему глубокие проблемы. "Мавра" - это опера-анекдот. В ней преобладают шарж, гротеск, пародийность, но не сатира, потому что вызвана "Мавра" не насмешкой, а симпатией к быту петербургского захолустья пушкинской поры. Вся ее музыка навеяна подгитарной лирикой и ее отзвуками. Недаром Стравинский предпочел арии Параши песню "Ты не пой, кинареечка, в саду". Свою "оперку" Стравинский посвятил Пушкину, Глинке, Чайковскому, чьи портреты украшают титульный лист партитуры.

В книге "Хроника моей жизни" Стравинский вспоминает о единственной встрече с Чайковским: "...мне посчастливилось увидеть в фойе Петра Ильича Чайковского, кумира русской публики, которого я никогда до этого не встречал и которого мне не суждено было больше увидеть.. .Я не мог, конечно, себе представить, что эта, хотя и мимолетная, встреча с живым Чайковским сделается одним из самых дорогих для меня воспоминаний".

Забегая вперед, укажем на музыкальное, творческое выражение любви Стравинского к Чайковскому, на его балет "Поцелуй феи", написанный в 1928 году и названный автором "Аллегорическим балетом, навеянным музыкой Чайковского". В самом балете Стравинский использовал в качестве тематического материала ряд произведений Чайковского: "Колыбельную в бурю", "Юмореску", "Ната-вальс", "Ноктюрн", "Скерцо", "Листок из альбома", романс "Нет, только тот, кто знал". Либретто написано самим композитором, положившим в его основу сказку Г. Андерсена "Ледяная дева".

В годы, когда в европейском искусстве все активней развивается экспрессионизм с его гипертрофией эмоций, в противовес ему Стравинский обращается к искусству давно ушедших веков и оттуда черпает не только сюжеты, музыкальные материалы, приемы композиции, но прежде всего тот сдержанный эмоциональный ток, который не допускается к выхлестыванию вовне. Так возникают балеты "Пульчинелла" (1919), "Аполлон Мусагет" (1928) и уже упоминавшийся "Поцелуй феи"; опера-оратория "Царь Эдип" (1927), Симфония псалмов (1930), мелодрама "Персефона" (1934), Октет для флейты, кларнета, 2 фаготов, 2 труб и 2 тромбонов (1922-1923).

В литературе о Стравинском принята классификация его творческих периодов: русский, заканчивающийся "Свадебкой", то есть 1923 годом; неоклассический, охватывающий тридцатилетие до 1953 года; и додекафонический, наступивший в 1953 году и отмеченный созданием Септета - первого произведения, в котором намечается поворот ярого противника додекафонии к технике Шёнберга - Веберна (тут же оговорим, что такое деление грешит схематичностью и дает только ориентировочное представление об эволюции "почерка" Игоря Стравинского).

В большинстве произведений периода "неоклассицизма" Стравинский сохраняет "эпическое спокойствие", а в "Пульчинелле" и жизнерадостность. Этот балет возник по инициативе С. Дягилева, обнаружившего в итальянских архивах и Библиотеке Британского музея две неизвестные комические оперы Дж. Перголези и его же 12 сонат для двух скрипок и баса, кантату, инструментальную сюиту, гавот и Симфонию для виолончели и контрабаса. Кроме того, в Неаполе найдена была рукопись комедийного сценария XVIII века. На его основе выросла драматургия балета о любимом герое неаполитанской улицы, Пульчинелле, о его поклонницах Росетте и Пруденце, о ревнивых кавалерах молодых красавиц, о мнимой смерти Пульчинеллы и его веселом воскрешении и о трех свадьбах, сыгранных в один день и час. Поставленный на Парижской сцене Леонидом Мясиным в декорациях Пабло Пикассо, балет "Пульчинелла" занял прочное место в репертуаре театров, а в виде симфонической сюиты - на филармонических эстрадах.

< возвращаемся - читаем дальше >