Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

George Enescu / George Enesku (1881-1955)

In our century and on a past outcome almost at all there were no musicians-versatile persons, such what happened in a XVIII-th century: the violinist perfectly playing a harpsichord, composing the music, able thus to supervise over chorus and tool ensemble, to be engaged in pedagogics, to give lectures and to play organ... From the XIX-th century middle, in comparison with a century previous, on a decrease child prodigies have gone also. The culture has grown. Experience has shown, what not each combination from fluency of children's fingers, ringlets, a velvet and lacy collars in the sum gives Mozart. By the end of a XIX-th century of the requirement to each speciality in music so have grown, and process professionalizatsii has demanded from each musician of so intense return spiritual and physical strengths that here not to many-sided natures, is dazzling sparkling in days of old.

George Enesku / George Enescu But looking back at last decades the last century, thumbing through propylennye a specific library dust newspaper sheets, repeatedly you meet the guarding: "Ёѕь№эёъшщ ¦ючрЁ=". There are also portraits of the nine-year boy in standard "тѕэфхЁъшэфёъюь" regimentals, with a small violin in hands, and round portraits - garlands, garlands of adjectives in the superlative degrees, developing in a laudatory hymn to a miracle what the Romanian Mozart George ¦эхёъѕ" is "ьрыхэіъшщ;. By these advertising shifts it is easy to pass. Really, whether there are they of attention?!

But here newspapers of later time. And again a portrait of the same, only the matured boy, which sight differently than inquisitive you will not name. Nearby - any superlative degrees, and simply dry information that the Romanian violinist George Enesku, twelve years old, has ended the Viennese conservatory with a medal. Here already it is necessary to reflect. The Viennese conservatory - the respectability, one of the most solid, strictly academic establishments of music world. The Viennese conservatory and sensation - the phenomena incompatible. And here it is necessary to read seriously, to get a grasp, become engrossed in reading, thumbing through the newspaper behind the newspaper. Year from a year amplifies the cascade of notes, reviews, articles; then - researches, music books, scores, the monographies designated by two these, already so exciting words: "-цюЁфцх ¦эхёъѕ". Yes, this phenomenon amazing. The violinist, the composer, the conductor, the pianist, the teacher, the brilliant lecturer, the organist, the musical writer, and all - at level of high professionalism. And it seems that the talent a rough stream has directed from mountains and has caused to a life and flowering great force of musical art. Uneasy curiosity will lead us upstream to sources, to that, maybe, to an imperceptible spring, whence has begun the run a prompt stream.

And here we at a source. Before us village Liveni, Dorohojsky district. Here the great son of Romania on August, 19th, 1881 was born. One of its biographers, Andrey Tudor, writes: "- 1881 when Enesku was born, modern Romanian music was still in embryo: to it it was hardly executed яюытхър". Certainly, here it is a question of music professional. And the folk music long since sounded on infinite flat open spaces where leutary, vagrant musicians of the Romanian and Gipsy origin, gathered in small groups, "=рЁр¶" and on one or two violins, cymbals, a contrabass, sometimes and a clarnet, without knowing notes, it is pensive prizhmuriv eyes, pulled a long melody "фющэ№" in which suddenly rushed mad, "ъръ эряхЁёхээ№щ" a dancing rhythm.

It is that music which three first of a life only and was listened by Enesku. And in a year of its steel to learn to music because not to learn it would be a crime, before it is doubtless in the child the talent blossomed.

Learned it is also it has entered the name in history - leutar Nikolay Kioru. Behind it - the engineer well playing a violin, - Mishu Zoller. It also has prepared George for receipt on a preparatory course of the Viennese conservatory. To the boy was then seven years. Next year it has acted for the first time in the big public concert on a resort of Slenik-Moldova. In 1890 George Enesku have enlisted on an older year of the Viennese conservatory: on a violin - to Gelmesbergeru, on theoretical disciplines - to Robert Fuksu.

George played a conservatoire orchestra. Joyful agitation seized it those days when into a rehearsal hall entered and the grey-haired, bearded person with light eyes, Johannes Brahms took seat more close to an orchestra. When played Beethoven or Schubert's symphonies, on panels the hand-written parties which have been written off from hand-written scores still during lifetime of ingenious musicians lay. With romantic imagination it made the big impression upon the boy.

It is possible to imagine, as after Bach, Haydn, Mozart, Beethoven, the eleven-year boy-musician was shaken by Wagner. Here, in Vienna, he listens "-юІэуЁшэр" "-х=ѕёхую уюыырэфчр" "КрэухщчхЁр" at last, all tetralogy "-юыічю эшсхыѕэур". Process of formation of the Enesku-musician is amazing on intensity and rate.

In July, 1893 the diploma and a medal testifying to the termination of the Viennese conservatory with distinction are handed over it. Soon it "ю=ёш=№трх=ё " before the Romanian capital, acting with a concert which program and execution have subdued the most exacting judges.

On childhood and youth crisis, in 1895, he writes the symphony. It was included into the list of his compositions under the touching name of the School symphony. The same year the fourteen-year musician moves to Paris and arrives in conservatory. It becomes the pupil of the well-known teacher of violinist Marten Marsika, obrazovannejshego the musician, the author of three violin concerts. He studied in a composition at Zhjulja Massne and Andre Zhedalzha, teacher Ravel. About the pupil Massne delightfully speaks: "‡ьѕ 12 years (Massne was mistaken, Enesku was then 14 years), and it orkestruet as ьрё=хЁ".

Though Marsik has much given to the young violinist and Enesku indulged, nevertheless soon enough began to affect, on expression of Enesku, rivalry between a violin and a musical paper.

This rivalry was won, strangely enough, by both: the violinist, whose skill grew every day, and the composer, in seventeen years left a pas the European platform. In 1898 using a great popularity in Paris conductor Edward Kolonn has executed for the first time "рѕь№эёъѕ¦ яюІьѕ" Enesku, a suite for a symphonic orchestra.

Year of 1898 was very successful and eventful in a life of the young musician. After the Parisian premiere, in March of the same year execution "рѕь№эёъющ яюІь№" has followed; in Bucharest, triumphally accepted public which has estimated "¤юІьѕ" as the beginning of a new stage of the Romanian musical culture.

Creativity George Enesku has arisen on the soil prepared by its predecessors. Gabriel Muzychesku (1847-1903), the pupil of a court Singing chapel in Petersburg; the largest collector of folklore materials of Chaprian Porumbesku (1853-1883, his name names the Bucharest conservatory); the master of the choral letter George Dima (1847 1925); Dumitru Kiriak (1866-1928) which have become famous for processing of the Romanian ballads, songs and dojn, have played a historical role at early stages of development of national musical culture of Romania. "-=ю will be the founder of our national music? When will appear and at us the +ышэър?" - the Romanian newspaper in 1895 questioned. The researcher of creativity Enesku E. Mejlih writes: "рѕь№эёъшь Glinka, the recognised head of the Romanian national composer school also was George Enesku. The ingenious musician who has absorbed together with air of native fields Romanian dojny and the folk tunes leutarov, at the same time has deeply studied and has creatively apprehended the best achievements world musical ъѕыі=ѕЁ№".

it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

George Enescu / Джордже Энеску (1881-1955)

В нашем столетии и на исходе прошлого почти совсем не было музыкантов-универсалов, таких, какие бывали в XVIII веке: скрипач, отлично играющий на клавесине, сочиняющий музыку, умеющий при этом руководить хором и инструментальным ансамблем, заниматься педагогикой, читать лекции и играть на органе... С середины XIX века, по сравнению с веком предыдущим, на убыль пошли и вундеркинды. Выросла культура. Опыт показал, что не каждая комбинация из беглости детских пальцев, локонов, бархата и кружевных воротничков в сумме дает Моцарта. К концу XIX века требования к каждой специальности в музыке так выросли, а процесс профессионализации потребовал от каждого музыканта столь напряженной отдачи духовных и физических сил, что тут уж не до многогранностей, ослепительно сверкавших в былые времена.

Джордже Энеску / George EnescuНо оглядываясь на последние десятилетия прошлого века, листая пропыленные специфической библиотечной пылью газетные листы, неоднократно встречаешь настораживающее: "румынский Моцарт". Встречаются и портреты девятилетнего мальчика в стандартном "вундеркиндском" обмундировании, с маленькой скрипкой в руках, а вокруг портретов - гирлянды, гирлянды прилагательных в превосходных степенях, слагающиеся в хвалебный гимн чуду, каким является "маленький румынский Моцарт Джордже Энеску". Мимо этих рекламных ухищрений легко пройти. В самом деле, стоят ли они внимания?!

Но вот газеты более позднего времени. И опять портрет того же, только повзрослевшего мальчика, взгляд которого иначе чем пытливым не назовешь. Рядом - никаких превосходных степеней, а просто сухая информация о том, что румынский скрипач Джордже Энеску, двенадцати лет от роду, окончил Венскую консерваторию с медалью. Здесь уже стоит задуматься. Венская консерватория - сама респектабельность, одно из самых солидных, строго академических учреждений музыкального мира. Венская консерватория и сенсация - явления несовместимые. И тут уж нужно читать всерьез, вчитываться, зачитываться, листая газету за газетой. Год от года усиливается каскад заметок, рецензий, статей; затем - исследований, нотных тетрадей, партитур, монографий, обозначенных двумя этими, уже так волнующими словами: "Джордже Энеску". Да, это явление поразительное. Скрипач, композитор, дирижер, пианист, педагог, блестящий лектор, органист, музыкальный писатель, и все - на уровне высокого профессионализма. Так и кажется, что талант бурным потоком устремился с гор и вызвал к жизни и цветению великую силу музыкального искусства. Взволнованное любопытство поведет нас вверх по течению к истокам, к тому, может быть, неприметному роднику, откуда начал свой бег стремительный поток.

И вот мы у истока. Перед нами село Ливени, Дорохойского уезда. Здесь 19 августа 1881 года родился великий сын Румынии. Один из его биографов, Андрей Тудор, пишет: "В 1881 году, когда родился Энеску, современная румынская музыка находилась еще в зачаточном состоянии: ей едва исполнилось полвека". Конечно, здесь речь идет о музыке профессиональной. А народная музыка издавна звучала на бесконечных равнинных просторах, где лэутары, бродячие музыканты румынского и цыганского происхождения, собирались в небольшие группы, "тараф", и на одной или двух скрипках, цимбалах, контрабасе, иногда и кларнете, не зная нот, мечтательно прижмурив глаза, тянули длинную мелодию "дойны", в которую внезапно врывался бешеный, "как наперченный", ритм пляски.

Это та музыка, которую три первых года жизни только и слушал Энеску. А через год его стали учить музыке, потому что не учить его было бы преступлением, до того несомненно в ребенке расцветал талант.

Учил его - и этим вписал свое имя в историю - лэутар Николае Киору. За ним - инженер, хорошо игравший на скрипке,- Мишу Золлер. Он и подготовил Джордже к поступлению на подготовительный курс Венской консерватории. Мальчику было тогда семь лет. В следующем году он впервые выступил в большом публичном концерте на курорте Слэник-Молдова. В 1890 году Джордже Энеску зачислили на старший курс Венской консерватории: по скрипке - к Гельмесбергеру, по теоретическим дисциплинам - к Роберту Фуксу.

Джордже играл в консерваторском оркестре. Радостная взволнованность овладевала им в те дни, когда в репетиционный зал входил и усаживался поближе к оркестру седой, бородатый человек с светлыми глазами, Иоганнес Брамс. Когда играли симфонии Бетховена или Шуберта, на пультах лежали рукописные партии, списанные с рукописных партитур еще при жизни гениальных музыкантов. На мальчика с романтическим воображением это производило большое впечатление.

Можно представить себе, как после Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, одиннадцатилетнего мальчика-музыканта потряс Вагнер. Здесь, в Вене, он слушает "Лоэнгрина", "Летучего голландца", "Тангейзера", наконец, всю тетралогию "Кольцо нибелунга". Процесс формирования Энеску-музыканта поразителен по интенсивности и темпу.

В июле 1893 года ему вручены диплом и медаль, свидетельствующие об окончании Венской консерватории с отличием. Вскоре он "отчитывается" перед румынской столицей, выступая с концертом, программа которого и исполнение покорили самых взыскательных ценителей.

На переломе детства и юности, в 1895 году, он пишет симфонию. Она вошла в список его сочинений под трогательным названием Школьной симфонии. В том же году четырнадцатилетний музыкант переезжает в Париж и поступает в консерваторию. Он становится учеником знаменитого педагога скрипача Мартена Марсика, образованнейшего музыканта, автора трех скрипичных концертов. Композиции он учился у Жюля Массне и Андре Жедальжа, учителя Равеля. О своем ученике Массне восхищенно говорит: "Ему 12 лет (Массне ошибся, Энеску было тогда 14 лет ), и он оркеструет как мастер".

Хотя Марсик много дал молодому скрипачу и Энеску занимался с увлечением, все же довольно скоро стало сказываться, по выражению самого Энеску, соперничество между скрипкой и нотной бумагой.

В этом соперничестве, как ни странно, побеждали оба: скрипач, чье мастерство росло с каждым днем, и композитор, в семнадцать лет вышедший па европейскую эстраду. В 1898 году пользовавшийся большой популярностью в Париже дирижер Эдуард Колонн впервые исполнил "Румынскую поэму" Энеску, сюиту для симфонического оркестра.

Год 1898-й был очень удачным и насыщенным событиями в жизни молодого музыканта. После парижской премьеры, в марте того же года последовало исполнение "Румынской поэмы" в Бухаресте, триумфально принятой общественностью, которая оценила "Поэму" как начало нового этапа румынской музыкальной культуры.

Творчество Джордже Энеску возникло на почве, подготовленной его предшественниками. Гавриил Музыческу (1847-1903), воспитанник придворной Певческой капеллы в Петербурге; крупнейший собиратель фольклорных материалов Чаприан Порумбеску (1853-1883, его именем названа Бухарестская консерватория); мастер хорового письма Георге Дима (1847- 1925); Думитру Кириак (1866-1928), прославившийся обработкой румынских баллад, песен и дойн, сыграли историческую роль на ранних этапах развития национальной музыкальной культуры Румынии. "Кто будет основоположником нашей национальной музыки? Когда появится и у нас свой Глинка?" - вопрошала румынская газета в 1895 году. Исследователь творчества Энеску Е. Мейлих пишет: "Румынским Глинкой, признанным главой румынской национальной композиторской школы и явился Джордже Энеску. Гениальный музыкант, впитавший вместе с воздухом родных полей румынские дойны и наигрыши лэутаров, в то же время глубоко изучил и творчески воспринял лучшие достижения мировой музыкальной культуры".

читаем дальше >