Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Dmitriy Shostakovich / Dmitry Shostakovich (a part IV)

Kvartetnoe Shostakovich's creativity shows one of tops of development of a genre in poslebethovensky the period. The same as in symphonies, the world of high ideas, meditations, philosophical generalisations here reigns. But, unlike symphonies, in quartets there is that intonation doveritelnosti which instantly awakes the emotional response of an audience. This property of quartets of Shostakovich makes related them with Tchaikovsky quartets.

Near to the quartets, by right one of the higher places in a chamber genre occupies the Piano quintet written in 1940, the product combining deep intellektualizm, especially affecting in the Prelude and the Fugue, and the thin emotionality, somewhere forcing to recollect levitanovskie landscapes.

To chamber vocal music the composer addresses even more often in post-war years. There are Six romances on U.Raleja, R.Burns, V.Shakespeare's words; a vocal cycle "Ђч Jewish national яюІчшш"; Two romances on M.Lermontov's verses, Four monologues on A.Pushkin's verses, songs and romances on M.Svetlov, E.Dolmatovskogo's verses, a cycle "Ђёярэёъшх яхёэш" Five satires on Sasha Cherny's words, Five jumoresok on words from magazine "-Ёюъюфшы" the Suite on M.Tsvetaeva's verses.

Such abundance of vocal music on texts of classics of poetry and the Soviet poets testifies to a wide range of literary interests of the composer. In Shostakovich's vocal music amazes not only a subtlety of sensation of style, handwriting of the poet, but also ability to recreate national features of music. It is especially bright in "Ђёярэёъш§ яхёэ §" in a cycle "Ђч Jewish national яюІчшш" in romances on verses of English poets. The traditions of Russian romancing lyrics going from Tchaikovsky, Taneeva, are heard in Five romances, "я =ш фэ §" on E.Dolmatovskogo's verses: "-хэі тё=Ёхёш" "-хэі яЁшчэрэшщ" "-хэі юсшф" "-хэі Ёрфюё=ш" "-хэі тюёяюьшэрэшщ".

The Special place occupy "Рр=шЁ№" on Sasha Cherny's words and "МьюЁхёъш" from "-Ёюъюфшыр". In them Shostakovich's love to Musorgsky is reflected. It has arisen in young years and was showed at first in its cycle "…рёхэ -Ё№ыютр" then - in an opera "-юё" then - in "-р=хЁшэх Ђчьрщыютющ" (especially in IV certificate of an opera). Shostakovich directly to Musorgsky Three times addresses, nanovo orkestruja and editing "…юЁшёр +юфѕэютр" and "+ютрэЁшэѕ" and for the first time orkestruja "¤хёэш and dancings ёьхЁ=ш". And again the worship for Musorgsky affects in a poem for the soloist, chorus and an orchestra - "-рчэі Stepan ррчшэр" on verses of Evg. Evtushenko.

What strong and attachment to Musorgsky if, possessing such bright individuality should be deep, to learn which it is possible unmistakably on two-three phrases, Shostakovich so submissively, with such love - does not imitate, no, and adopts and in own way treats a manner of the letter of the great musician-realist.

Once, admiring Chopin who has just appeared in the European musical sky genius, Robert Schuman wrote: "‡ёыш Mozart would be live, he would write a concert Пюяхэр". Paraphrasing Schuman, it is possible to tell: if there lives Musorgsky, he would write "-рчэі Stepan ррчшэр" Shostakovich. Dmitry Shostakovich - the outstanding master of theatrical music. Different genres are close to it: an opera, ballet, a musical comedy, cabaret shows (Music hall), drama theatre. To them music adjoins films. We name only a few works in these genres from more than thirty films: "Гыр=№х уюЁ№" "-ё=Ёхёэ№щ" "КЁшыюуш  about ¦ръёшьх" "¦юыюфр  утрЁфш " "-ё=Ёхёр on ¦ыісх" "¤рфхэшх …хЁышэр" "+тюф" "¤ =і days - five эюёхщ" "+рьых=" "-юЁюыі -шЁ". From music to drama performances: "-ыюя" V.Mayakovsky, "-№ё=Ёхы" A.Bezymenskogo, "+рьых=" and "-юЁюыі -шЁ" V.Shakespeare, "Рры¦=, Ђёярэш " A.Afinogenov, "Охыютхёхёър  ъюьхфш " O.Balzac.

As are various on genres and scales of work of Shostakovich in cinema and theatre, they are united by one common feature - music creates the, as though "ёшь¶юэшёхёъшщ Ё ф" embodiments of ideas and the characters, influencing film or performance atmosphere.

It is unhappy there was a destiny of ballets. Here the fault entirely falls on defective scenary dramatic art. But the music allocated with bright figurativeness, the humour, excellent sounding in an orchestra, has remained in the form of suites and takes an appreciable place in repertoire of symphony concerts. With the big success on many scenes of the Soviet musical theatres there is a ballet "…рЁ№°э  and §ѕышурэ" on D.Shostakovich's music under A.Belinskogo who has taken in a basis the film script of V.Mayakovsky's libretto.

Dmitry Shostakovich has brought the big contribution to a genre of a tool concert. The first writes a piano concert to a minor with a the soloist pipe (1933). The youth, mischief, youthful charming angularity the concert reminds the First symphony. In fourteen years there is deep on thought, magnificent on scope, on masterly shine, a violin concert; behind it, in 1957, the Second piano concert devoted to the son, Maxim, calculated on children's execution. The list of the concert literature which have issued from the pen of Shostakovich, finish violonchelnye concerts (1959, 1967) and the Second violin concert (1967). These concerts - less all are calculated on "ѕяюхэшх technical сыхёъюь". On depth of thought and intense dramatic art they take a place near to symphonies.

The List of the compositions resulted in the given sketch, includes only the most typical products in the basic genres. Outside of the list there were tens names in different sections of creativity.

Its Way to an international recognition, - a way of one of the greatest musicians HH of the century safely establishing new marks of world musical culture. Its way to an international recognition, a way of one of those people for which to live - means to be in a thick of events of everyone for the time, deeply to penetrate into sense of an event, to take of a fair position in disputes, collisions of opinions, in struggle and to respond in every way the huge talent to all that is expressed by one great word - the Life.

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Dmitriy Shostakovich / Дмитрий Шостакович (часть IV)

Квартетное творчество Шостаковича являет собой одну из вершин развития жанра в послебетховенский период. Так же, как в симфониях, здесь царит мир высоких идей, раздумий, философских обобщений. Но, в отличие от симфоний, в квартетах есть та интонация доверительности, которая мгновенно будит эмоциональный отклик аудитории. Это свойство квартетов Шостаковича роднит их с квартетами Чайковского.

Рядом с квартетами, по праву одно из высших мест в камерном жанре занимает Фортепианный квинтет, написанный в 1940 году, произведение, сочетающее глубокий интеллектуализм, особенно сказывающийся в Прелюдии и Фуге, и тонкую эмоциональность, где-то заставляющую вспомнить левитановские пейзажи.

К камерной вокальной музыке композитор обращается все чаще в послевоенные годы. Возникают Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса, В. Шекспира; вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии"; Два романса на стихи М. Лермонтова, Четыре монолога на стихи А. Пушкина, песни и романсы на стихи М. Светлова, Е. Долматовского, цикл "Испанские песни", Пять сатир на слова Саши Черного, Пять юморесок на слова из журнала "Крокодил", Сюита на стихи М. Цветаевой.

Такое обилие вокальной музыки на тексты классиков поэзии и советских поэтов свидетельствует о широком круге литературных интересов композитора. В вокальной музыке Шостаковича поражает не только тонкость ощущения стиля, почерка поэта, но и умение воссоздать национальные особенности музыки. Это особенно ярко в "Испанских песнях", в цикле "Из еврейской народной поэзии", в романсах на стихи английских поэтов. Традиции русской романсной лирики, идущие от Чайковского, Танеева, слышатся в Пяти романсах, "пяти днях" на стихи Е. Долматовского: "День встречи", "День признаний", "День обид", "День радости", "День воспоминаний".

Особое место занимают "Сатиры" на слова Саши Черного и "Юморески" из "Крокодила". В них отражена любовь Шостаковича к Мусоргскому. Она возникла в юные годы и проявилась сначала в его цикле "Басен Крылова", затем - в опере "Нос", затем - в "Катерине Измайловой" (особенно в IV акте оперы). Трижды обращается Шостакович непосредственно к Мусоргскому, наново оркеструя и редактируя "Бориса Годунова" и "Хованщину" и впервые оркеструя "Песни и пляски смерти". И снова преклонение перед Мусоргским сказывается в поэме для солиста, хора и оркестра - "Казнь Степана Разина" на стихи Евг. Евтушенко.

Какой же сильной и глубокой должна быть привязанность к Мусоргскому, если, обладая такой яркой индивидуальностью, узнать которую можно безошибочно по двум-трем фразам, Шостакович так смиренно, с такой любовью - не подражает, нет, а перенимает и по-своему трактует манеру письма великого музыканта-реалиста.

Когда-то, восхищаясь гением Шопена, только что появившегося на европейском музыкальном небосклоне, Роберт Шуман писал: "Если бы жив был Моцарт, он написал бы концерт Шопена". Перефразируя Шумана, можно сказать: если б жил Мусоргский, он написал бы "Казнь Степана Разина" Шостаковича. Дмитрий Шостакович - выдающийся мастер театральной музыки. Ему близки разные жанры: опера, балет, музыкальная комедия, эстрадные представления (Мюзик-холл), драматический театр. К ним же примыкает музыка к кинофильмам. Назовем только несколько работ в этих жанрах из более чем тридцати кинофильмов: "Златые горы", "Встречный", "Трилогия о Максиме", "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе", "Падение Берлина", "Овод", "Пять дней - пять ночей", "Гамлет", "Король Лир". Из музыки к драматическим спектаклям: "Клоп" В. Маяковского, "Выстрел" А. Безыменского, "Гамлет" и "Король Лир" В. Шекспира, "Салют, Испания" А. Афиногенова, "Человеческая комедия" О. Бальзака.

Как ни различны по жанрам и масштабам работы Шостаковича в кино и театре, их объединяет одна общая черта - музыка создает свой, как бы "симфонический ряд" воплощения идей и характеров, оказывающий влияние на атмосферу фильма или спектакля.

Несчастливо сложилась судьба балетов. Здесь вина целиком падает на неполноценную сценарную драматургию. Но музыка, наделенная яркой образностью, юмором, блестяще звучащая в оркестре, сохранилась в виде сюит и занимает заметное место в репертуаре симфонических концертов. С большим успехом на многих сценах советских музыкальных театров идет балет "Барышня и хулиган" на музыку Д. Шостаковича по либретто А.Белинского, взявшего в основу киносценарий В. Маяковского.

Дмитрий Шостакович внес большой вклад в жанр инструментального концерта. Первым написан фортепианный концерт до минор с солирующей трубой (1933). Своей молодостью, озорством, юношеской обаятельной угловатостью концерт напоминает Первую симфонию. Через четырнадцать лет появляется глубокий по мысли, великолепный по размаху, по виртуозному блеску, скрипичный концерт; за ним, в 1957 году, Второй фортепианный концерт, посвященный сыну, Максиму, рассчитанный на детское исполнение. Список концертной литературы, вышедшей из-под пера Шостаковича, завершают виолончельные концерты (1959, 1967) и Второй скрипичный концерт (1967). Концерты эти - менее всего рассчитаны на "упоение техническим блеском". По глубине мысли и напряженной драматургии они занимают место рядом с симфониями.

Перечень сочинений, приведенный в данном очерке, включает только наиболее типичные произведения в основных жанрах. За пределами списка остались десятки названий в разных разделах творчества.

Путь его к мировой славе,- путь одного из величайших музыкантов ХХ столетия, смело устанавливающего новые вехи мировой музыкальной культуры. Путь его к мировой славе, путь одного из тех людей, для которых жить - значит быть в самой гуще событий каждого для своего времени, глубоко вникать в смысл происходящего, занимать справедливую позицию в спорах, столкновениях мнений, в борьбе и откликаться всеми силами своего гигантского дарования на все то, что выражено одним великим словом - Жизнь.

< возвращаемся