Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Dmitriy Shostakovich / Dmitry Shostakovich (a part II)

It is indicative that any of fifteen symphonies written by Shostakovich does not leave from the present. About the First it was told above, the Second - symphonic dedication to October, the Third - "¤хЁтюьрщёър ". In them the composer addresses to A.Bezymenskogo and S.Kirsanov's poetry more brightly to open pleasure burning in them and solemnity of revolutionary festivals.

But already from the Fourth symphony written to 1936, the world of joyful comprehension of a life, good and affability includes any another's, spiteful force. It accepts different appearances. Somewhere she roughly goes by the ground, the covered spring greens, a cynical grin profanes cleanliness and sincerity, bears malice, threatens, foretells  destruction. It is internally close to the gloomy themes threatening to human happiness from pages of scores of last three symphonies of Tchaikovsky.

Both in the Fifth and in II part of the Sixth symphony of Shostakovich it, this terrible force, has an effect. But only in the seventh, Leningrad symphony it podymaetsja in all growth. Suddenly in the world of philosophical meditations, pure dreams, sports vivacity, on-levitanovski poetical landscapes severe and terrible force interferes. It has come behind that displace this pure world and to confirm a gloom, blood, death. Insinuatingly, hardly audible rustle of a small drum from apart reaches, and on its accurate rhythm the rigid, angular theme acts. With stupid mehanistichnostju repeating eleven times and gathering forces, it acquires hoarse, growling, any shaggy soundings. And here in all frightening nakedness by the ground goes chelovekozver.

In a counterbalance "=хьх эр°хё=тш " in music arises and gets stronger "=хьр ьѕцхё=тр". The bassoon monologue is extremely sated by bitterness of losses, forcing to recollect nekrasovskie lines: "Кю tears of poor mothers, to it not to forget the children who were lost on bloody эштх". But however are mournful there were losses, the life declares itself constantly. This idea penetrates the Scherzo - II part. And from here, through reflexions (III part), conducts to victoriously sounding ending.

The composer wrote The legendary Leningrad symphony in the house constantly shaken with explosions. In one of the performance Shostakovich spoke: "Р a pain and pride I looked at a favourite city. And it stood, singed by the fires, tempered in the fights, tested deep sufferings of the fighter, and was finer in the severe greatness. As was not to love this city, erected Peter, not to tell to all world about its glory, about courage of its defenders... My weapon was ьѕч№ър".

Passionately hating harm and violence, the composer-citizen convicts the enemy, the one who sows the wars plunging the people in abysses of disasters. That is why the war theme for a long time arrests to itself thoughts of the composer. It sounds in grandiose on scales, on depth of tragical conflicts of the Eighth, composed in 1943, in the Tenth and Thirteenth symphonies, in the piano trio written to memory of I.I.Sollertinskogo. This theme gets and into the Eighth quartet, in music to films "¤рфхэшх …хЁышэр" "-ё=Ёхёр on ¦ыісх" "¦юыюфр  утрЁфш " In article devoted to first anniversary of a Victory Day, Shostakovich wrote: "¤юсхфр war which was conducted for the sake of a victory obliges not to a lesser degree, than. Fascism defeat - only a stage in uncontrollable offensive movement of the person, in realisation of progressive mission Soviet эрЁюфр".

The Ninth symphony, Shostakovich's first post-war product. It has been executed for the first time in the autumn of 1945, in some measure this symphony has not justified expectations. In it there is no monumental solemnity which could embody images of victorious end of war in music. But in it another: direct pleasure, a joke, laughter as if huge weight has fallen from shoulders, and for the first time for so much years it was possible without curtains, without blackouts to switch on light, and all windows of houses were lighted by pleasure. And only in a penultimate part there is as though a severe reminder on the endured. But for a short while the twilight sets in - music again comes back in the world of light of fun.

Eight years separate the Tenth symphony from the Ninth. Such break in Shostakovich's symphonic annals never before was not. And again before us the product full of tragical collisions, the deep world outlook problems, grasping the pathos of a narration about an epoch of great shocks, an epoch of great hopes of mankind.

The Special place in the list of symphonies of Shostakovich is occupied the with the Eleventh and the Twelfth.

Before to address to the Eleventh symphony, napisannnoj in 1957, it is necessary to recollect Ten poems for the mixed chorus (1951) on words of revolutionary poets XIX - the beginnings of XX century. Verses of poets-revolutionaries: L.Radina, A.Gmyreva, A.Kotsa, V.Tana-Bogoraza have inspired Shostakovich on the music creation which each step is composed by it, and at the same time rodstven to songs of a revolutionary underground, student's shodok, sounding and in casemates of Butyrok, both in Shushensky, and in Ljunzhjumo, to Capri, to songs which were also family tradition in the house of parents of the composer. Its grandfather - Boleslav Boleslavovich Shostakovich - for participation in the Polish revolt of 1863 has been banished. Its son, Dmitry Boleslavovich, the father of the composer, in student's years and after the termination of the Petersburg university is close connected with Lukashevich's family, one of which members together with Alexander Ilichej Ulyanov prepared attempt on III. 18 years were spent by Lukashevich in the Shlisselburgsky fortress.

One of the strongest impressions of all life of Shostakovich is dated on April, 3rd, 1917, day of arrival of V.I.Lenin to Petrograd. The composer here is how tells about it. "Ї witnessed events of October revolution, was among those who listened to Vladimir Ilicha on the area before the Finnish station in day of its arrival to Petrograd. And, though I was then is very young, it was for ever embodied in mine ярь =ш".

The revolution Theme has entered into a flesh and blood of the composer in a childhood and reached manhood in it together with consciousness growth, becoming one of its bases. This theme otkristallizovalas in the Eleventh symphony (1957) carrying the name "1905 уюф". Its each part has the name. On them it is possible to imagine idea and product dramatic art clearly: "-тюЁчютр  яыюЁрфі" "9  этрЁ " "-хёэр  ярь =і" "-рср=". The symphony is penetrated by intonations of songs of a revolutionary underground: "Рыѕ°рщ" "+Ёхё=рэ=" "-№ zhertvoju ярыш" "…хёэѕщ=хёі, =шЁрэ№" "-рЁ°рт эър". They give to the sated musical narration especial agitation and reliability of the historical document.

Devoted to Vladimir Ilicha Lenin's memory, the Twelfth symphony (1961) - product of epic power - continues tool skaz about revolution. As well as in the eleventh, program names of parts give absolutely distinct representation about its maintenance: "рхтюы¦чшюээ№щ ¤х=ЁюуЁрф" "ррчышт" "+тЁюЁр" "ГрЁ  ёхыютхёхё=тр".

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Dmitriy Shostakovich / Дмитрий Шостакович (часть II)

Показательно, что ни одна из пятнадцати написанных Шостаковичем симфоний не уходит от современности. О Первой говорилось выше, Вторая - симфоническое посвящение Октябрю, Третья - "Первомайская". В них композитор обращается к поэзии А. Безыменского и С. Кирсанова, чтобы ярче раскрыть пламенеющую в них радость и торжественность революционных празднеств.

Но уже с Четвертой симфонии, написанной б 1936 году, в мир радостного постижения жизни, добра и приветливости входит какая-то чужая, злобная сила. Она принимает разные обличья. Где-то она грубо ступает по земле, покрытой весенней зеленью, циничной ухмылкой оскверняет чистоту и искренность, злобствует, грозит, предвещает гибель. Она внутренне близка мрачным темам, грозящим человеческому счастью со страниц партитур последних трех симфоний Чайковского.

И в Пятой и во II части Шестой симфонии Шостаковича она, эта грозная сила, дает о себе знать. Но только в Седьмой, Ленинградской симфонии она подымается во весь свой рост. Внезапно в мир философских раздумий, чистых мечтаний, спортивной бодрости, по-левитановски поэтичных пейзажей вторгается жестокая и страшная сила. Она пришла за тем, чтобы смести этот чистый мир и утвердить мрак, кровь, смерть. Вкрадчиво, издалека доносится еле слышный шорох маленького барабана, и на его четком ритме выступает жесткая, угловатая тема. С тупой механистичностью повторяясь одиннадцать раз и набирая силы, она обрастает хриплыми, рычащими, какими-то косматыми звучаниями. И вот во всей своей устрашающей наготе по земле ступает человекозверь.

В противовес "теме нашествия", в музыке зарождается и крепнет "тема мужества". Предельно насыщен горечью утрат монолог фагота, заставляющий вспомнить некрасовские строки: "То слезы бедных матерей, им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве". Но сколь бы скорбны ни были утраты, жизнь заявляет о себе поминутно. Эта идея пронизывает Скерцо - II часть. И отсюда, через размышления (III часть), ведет к победно звучащему финалу.

Свою легендарную Ленинградскую симфонию композитор писал в доме, поминутно сотрясаемом взрывами. В одном из своих выступлении Шостакович говорил: "С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка".

Страстно ненавидя зло и насилие, композитор-гражданин обличает врага, того, кто сеет войны, ввергающие народы в пучины бедствий. Вот почему тема войны надолго приковывает к себе помыслы композитора. Она звучит в грандиозной по масштабам, по глубине трагедийных конфликтов Восьмой, сочиненной в 1943 году, в Десятой и Тринадцатой симфониях, в фортепианном трио, написанном в память И. И. Соллертинского. Эта тема проникает и в Восьмой квартет, в музыку к фильмам "Падение Берлина", "Встреча на Эльбе", "Молодая гвардия", В статье, посвященной первой годовщине Дня победы, Шостакович писал: "Победа обязывает не в меньшей степени, чем война, которая велась во имя победы. Разгром фашизма - только этап в неудержимом наступательном движении человека, в осуществлении прогрессивной миссии советского народа".

Девятая симфония, первое послевоенное произведение Шостаковича. Она была исполнена впервые осенью 1945 года, в какой-то мере эта симфония не оправдала ожиданий. В ней нет монументальной торжественности, которая могла бы воплотить в музыке образы победного завершения войны. Но в ней другое: непосредственная радость, шутка, смех, будто огромная тяжесть упала с плеч, и в первый раз за столько лет можно было без штор, без затемнений зажечь свет, и все окна домов засветились радостью. И только в предпоследней части возникает как бы суровое напоминание о пережитом. Но ненадолго воцаряется сумрак - музыка снова возвращается в мир света веселья.

Восемь лет отделяют Десятую симфонию от Девятой. Такого перерыва в симфонической летописи Шостаковича никогда еще не было. И снова перед нами произведение, полное трагедийных коллизий, глубоких мировоззренческих проблем, захватывающее своим пафосом повествования об эпохе великих потрясений, эпохе великих надежд человечества.

Особое место в списке симфоний Шостаковича занимают Одиннадцатая и Двенадцатая.

Прежде чем обратиться к Одиннадцатой симфонии, написаннной в 1957 году, необходимо вспомнить о Десяти поэмах для смешанного хора (1951) на слова революционных поэтов XIX - начала XX столетия. Стихи поэтов-революционеров: Л. Радина, А. Гмырева, А. Коца, В. Тана-Богораза вдохновили Шостаковича на создание музыки, каждый такт которой сочинен им, и вместе с тем родствен песням революционного подполья, студенческих сходок, звучавших и в казематах Бутырок, и в Шушенском, и в Люнжюмо, на Капри, песням, которые были и семейной традицией в доме родителей композитора. Его дед - Болеслав Болеславович Шостакович - за участие в Польском восстании 1863 года был сослан. Сын его, Дмитрий Болеславович, отец композитора, в студенческие годы и после окончания Петербургского университета близко связан с семьей Лукашевичей, один из членов которой вместе с Александром Ильичей Ульяновым готовил покушение на Александра III. 18 лет провел Лукашевич в Шлиссельбургской крепости.

Одно из самых сильных впечатлений всей жизни Шостаковича датировано 3 апреля 1917 года, днем приезда В. И. Ленина в Петроград. Вот как рассказывает об этом композитор. "Я был свидетелем событий Октябрьской революции, был среди тех, кто слушал Владимира Ильича на площади перед Финляндским вокзалом в день его приезда в Петроград. И, хотя я был тогда очень молод, это навсегда запечатлелось в моей памяти".

Тема революции вошла в плоть и кровь композитора еще в детские годы и мужала в нем вместе с ростом сознания, становясь одной из его основ. Эта тема откристаллизовалась в Одиннадцатой симфонии (1957), носящей наименование "1905 год". Каждая ее часть имеет свое название. По ним можно ясно представить себе идею и драматургию произведения: "Дворцовая площадь", "9 января", "Вечная память", "Набат". Симфония пронизана интонациями песен революционного подполья: "Слушай", "Арестант", "Вы жертвою пали", "Беснуйтесь, тираны", "Варшавянка". Они придают насыщенному музыкальному повествованию особенную взволнованность и достоверность исторического документа.

Посвященная памяти Владимира Ильича Ленина, Двенадцатая симфония (1961)- произведение эпической мощи - продолжает инструментальный сказ о революции. Как и в Одиннадцатой, программные наименования частей дают совершенно отчетливое представление о ее содержании: "Революционный Петроград", "Разлив", "Аврора", "Заря человечества".

< возвращаемся - читаем дальше >