Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Dmitriy Kabalevskiy / Dmitry Kabalevsky (a part III)

Four years the break between an opera "- юуэх" lasted; and the following opera. These years have been given other genres, mainly chamber. Among them and noted by the State award of I degree the Second string quartet, along with two piano sonatas reflected disturbing and tragical events of military years. It is indicative that these products, despite of kamernost expressive means, do not enter contradictions with scales of events. Music of a quartet and sonatas suggests that speech about terrible events is conducted from the first person. From here arises in an especial way exciting "І¶¶хъ= яЁшёѕ=ё=тш " the author, sensation of a direct narration.

One more chamber product written between two operas, in my opinion, has especially great value as approach to "Рхьіх КрЁрёр". It is a question of a cycle of Twenty four preludes for a piano. An originality of a cycle and volume that each prelude develops a melodic material of Russian national song, being guided thus and by a figurative, semantic system of its text. 24 preludes Kabalevsky, near to Shostakovich, Schedrin's similar cycles, - have enriched a chamber genre of the Soviet music, having brought the new lines caused by the reference to a national song.

At the same time, it is difficult to overestimate value of this product for expansion and deepening of knowledge of Russian national melosa on which basis there were musical images of heroes of an epopee about a family of Tarasa Jatsenko.

Playwright S.Tsenin on a material to move "-хяюъюЁхээ№х" B.Gorbatov has created the opera libretto accurately developing four subject lines: the people struggling with invaders; Tarasa, overcoming passive vigilance and becoming one of leaders of national struggle; the deep conflict between Tarasom and his son Andrey; and lines of the youth which has entered struggle against fascists.

"Рхьі  КрЁрёр" inherits traditions of Russian opera classics. Arias are given as portrait characteristics of characters; the choral episodes organically entered in action, in many places playing the central role are widely developed, there, where the people, unsubdued and nepokorimyj represent itself as the basic hero of an opera. Developing own style of a youth song, Kabalevsky has composed full of charm of a youth and cleanliness a song which begins to sing Nastja, daughter Tarasa: "Л old at a village fence of darling village we left friends, perhaps, эртёхуфр".

"Рхьі  КрЁрёр" - an opera sated simfonizmom. In it traditions of Russian classics too affect. The theme of Tarasa sounding at the very beginning of the overture, contains a minor and major inclination, it is courageous and severe. It can be treated as the generalised characteristic of the people, as an epigraph. Interesting line notes opera music: the Soviet people are very accurately individualised. Taras, Nazar, Andrey, Evfrosinja, Nastja, Pavka are allocated especially by individual traits. The fascist camp is outlined by the general thematic circle. Here, in a counterbalance of song elements of music of heroes, prevail "ё=хЁ=№х" tool turns, "чршуЁрээ№х" formulas of a march, a waltz with the stupid, fallen asleep chords of accompaniment. Fascists are not individualised, they are generalised in the uniform image precisely designated by a word "тЁру".

The Success accompanied statements "Рхьіш КрЁрёр" at many theatres. After a premiere at the Moscow Theatre of K.S.Stanislavsky and V.I.Nemirovich-Danchenko in 1947, the opera has been put in a new wording at the Leningrad Theatre of S.M. Kirov in 1950, then - in Kuibyshev, Riga and at theatres of Poland, Bulgaria, Czechoslovakia.

"Рхьі  КрЁрёр" has occupied one of the central places in D.Kabalevskogo's music. In 1950 it has been awarded the State award of the USSR.

The Modern theme does not leave Kabalevsky and in the following opera finished in 1955. This time its choice has fallen on the play of Vs. Ivanov "…Ёюэхяюхчф 14-69" with the big success going on many scenes of drama theatres. An opera under the name "-шъш=р -хЁ°шэшэ" for the first time has sounded on a scene of the Bolshoi theatre in the autumn of 1955, then - in many cities, including in Tallinn. The scenic biography "-шъш=№ -хЁ°шэшэр" is less bright, than at "Рхьіш КрЁрёр" despite advantages in characteristics of two contrast heroes - a Bolshevik of Peklevanova and White Guard officer Nezelasova, nesmotrja and that the header hero of an opera - commander Nikita Vershinin is depicted by an impressing aria "Ряш= =рщур" and mourning ariozo "¤ЁюЁрщ, Sin …ш-ѕ".

To an opera genre Kabalevsky comes back only in 1968, when to a plot of the book of Siberian writer Ili Lavrova "-ё=Ёхёр with ёѕфюь" writes an opera "Рхё=Ё№". Here its subject scheme: two sisters dream to become navigators of long voyage. Asya achieves the. Yaroslav under the influence of feeling of love is selected by other way. An interesting image - the poet It is left Chemizov, the friend of both sisters, throughout an opera making comments on action. Unlike the previous operas, in "Рхё=Ёр§" the composer is not limited to traditional arias, the ensembles, quite often braking action. Dramatic art "Рхё=хЁ" speaks about cinema influence, with crushing inherent in it on
Small episodes, with more faltering rhythm. Tone of an opera as specifies the critic - "фютхЁш=хыіэю-шэ=шьэ№щ" reminding a manner of conversations-lectures of the Kabalevsky.

By the way, about Kabalevsky-lecturer. It seems to me that this kind of its activity does not give in to the analysis, especially, if it is a question about its manner to speak with children. It cannot learn at it, it cannot be grown up, brought up in itself, because in dialogue of the musician Kabalevsky with children usual analytical definitions: simply, clearly, eloquently, figuratively - give nothing. Often about what speaks to children Kabalevsky and as he speaks - not so simply. In its speech absolutely there is no that would remind oratorical eloquence. He seldom, extremely seldom uses figurativeness methods. Remain - clearness as to me it is thought, a component one of the main distinctive features of the person Kabalevsky - the person, the composer, the citizen, the teacher, the public figure, scientific. In many slavic languages " ёэ№щ" - a synonym "ётх=ыюую". With reference to Kabalevsky and it coincides.

One of trudnejshih tests for the person, got used to communicate with an audience, with fellow citizens of the different trades, different cultural levels, - a meeting, performance before a children's audience, the composition of books for children. Not without reason M.Gorky has thrown the thought which has become by the winged: "-ы  it is necessary to write children the same as for adults, only ыѕё°х". This aphorism Bitter as is impossible more approaches to a considerable part, Dmitry Borisovicha's creativity. Three opuses, following one after another (48th, 49th and 50th) include three concerts: violin, violonchelnyj and the Third piano. In three words - "¤юёт Ёрх=ё  Soviet ьюыюфхцш" - that makes a basis of outlook of Dmitry Borisovicha, its wise sight at the present in which bowels the future is already concluded is put.

D.B.Kabalevsky - the born tutor, the person hating a statics, aspiring to live and create in rate of time. It is remembered, at any debatable meeting it has brought down the anger on the talented composer. Its anger has been invested with the short formula: "¦№ all we grow, we write, we suffer failures, we rejoice to successes each other, and you subsist on echoes of the successes of thirty-year prescription. From time... It is impossible to laugh the matter off. You ю=ё=рыш".

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Dmitriy Kabalevskiy / Дмитрий Кабалевский (часть III)

Четыре года длился перерыв между оперой "В огне" и следующей оперой. Эти годы отданы были другим жанрам, преимущественно камерным. Среди них и отмеченный Государственной премией I степени Второй струнный квартет, наряду с двумя фортепианными сонатами отразивший тревожные и трагические события военных лет. Показательно, что произведения эти, невзирая на камерность выразительных средств, не вступают в противоречия с масштабами событий. Музыка квартета и сонат наводит на мысль, что речь о грозных событиях ведется от первого лица. Отсюда возникает по-особенному волнующий "эффект присутствия" автора, ощущение непосредственного повествования.

Еще одно камерное произведение, написанное между двумя операми, на мой взгляд, имеет особо важное значение в качестве подступа к "Семье Тараса". Речь идет о цикле Двадцати четырех прелюдий для фортепиано. Своеобразие цикла а том, что каждая прелюдия развивает мелодический материал русской народной песни, ориентируясь при этом и на образный, смысловой строй ее текста. 24 прелюдии Кабалевского, рядом с аналогичными циклами Шостаковича, Щедрина,- обогатили камерный жанр советской музыки, внеся новые черты, обусловленные обращением к народной песне.

Вместе с тем, трудно переоценить значение этого произведения для расширения и углубления знаний русского народного мелоса, на основе которого и возникли музыкальные образы героев эпопеи о семье Тараса Яценко.

Драматург С. Ценин на материале повести "Непокоренные" Б. Горбатова создал оперное либретто, четко развивающее четыре сюжетные линии: народа, борющегося с оккупантами; Тараса, преодолевающего пассивную настороженность и становящегося одним из вожаков народной борьбы; глубокого конфликта между Тарасом и его сыном Андреем; и линии молодежи, вступившей в борьбу с фашистами.

"Семья Тараса" наследует традиции русской оперной классики. Арии даны как портретные характеристики действующих лиц; широко развернуты хоровые эпизоды, органично вписывающиеся в действие, во многих местах играющие центральную роль, там, где выступает в качестве основного героя оперы народ, непокоренный и непокоримый. Развивая свой собственный стиль молодежной песни, Кабалевский сочинил полную обаяния юности и чистоты песню, которую запевает Настя, дочь Тараса: "У старой у околицы родимого села с друзьями расставались мы, быть может, навсегда".

"Семья Тараса"- опера, насыщенная симфонизмом. В этом тоже сказываются традиции русских классиков. Тема Тараса, звучащая в самом начале увертюры, содержит минорное и мажорное наклонение, она мужественна и сурова. Она может быть трактована как обобщенная характеристика народа, как эпиграф. Интересной чертой отмечена музыка оперы: советские люди очень четко индивидуализированы. Тарас, Назар, Андрей, Евфросинья, Настя, Павка наделены сугубо индивидуальными чертами. Фашистский же лагерь очерчен общим тематическим кругом. Здесь, в противовес песенной стихии музыки положительных героев, преобладают "стертые" инструментальные обороты, "заигранные" формулы марша, вальса с тупыми, застывшими аккордами аккомпанемента. Фашисты не индивидуализированы, они обобщены в единый образ, точно обозначаемый словом "враг".

Успех сопровождал постановки "Семьи Тараса" во многих театрах. После премьеры в московском Театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 1947 году, опера была поставлена в новой редакции в ленинградском Театре им. С.М. Кирова в 1950 году, затем - в Куйбышеве, Риге и в театрах Польши, Болгарии, Чехословакии.

"Семья Тараса" заняла одно из центральных мест в музыке Д. Кабалевского. В 1950 году она была удостоена Государственной премии СССР.

Современная тема не оставляет Кабалевского и в следующей опере, законченной в 1955 году. На этот раз его выбор пал на пьесу Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69", с большим успехом шедшую на многих сценах драматических театров. Опера под названием "Никита Вершинин" впервые прозвучала на сцене Большого театра осенью 1955 года, затем - во многих городах, в том числе в Таллине. Сценическая биография "Никиты Вершинина" менее ярка, чем у "Семьи Тараса", несмотря на достоинства в характеристиках двух контрастных героев - большевика Пеклеванова и белогвардейского офицера Незеласова, несмотря и на то, что заглавный герой оперы - командарм Никита Вершинин обрисован впечатляющей арией "Спит тайга" и траурным ариозо "Прощай, Син Би-у".

К оперному жанру Кабалевский возвращается только в 1968 году, когда на сюжет книги сибирского писателя Ильи Лаврова "Встреча с чудом" пишет оперу "Сестры". Вот ее сюжетная схема: две сестры мечтают стать штурманами дальнего плавания. Ася добивается своего. Ярослава же под влиянием чувства любви избирает другой путь. Интересный образ - поэт Лева Чемизов, друг обеих сестер, на протяжении оперы комментирующий действие. В отличие от предыдущих опер, в "Сестрах" композитор не ограничивается традиционными ариями, ансамблями, нередко тормозящими действие. Драматургия "Сестер" говорит о влиянии кинематографа, с присущим ему дроблением на
мелкие эпизоды, с более прерывистым ритмом. Тон оперы, как указывает критика - "доверительно-интимный", напоминающий манеру бесед-лекций самого Кабалевского.

Кстати, о Кабалевском-лекторе. Мне кажется, что этот вид его деятельности не поддается анализу, особенно, если речь идет о его манере говорить с детьми. Этому нельзя у него научиться, это невозможно вырастить, воспитать в себе, потому что в общении музыканта Кабалевского с детьми обычные аналитические определения: просто, ясно, красноречиво, образно - ничего не дают. Часто то, о чем говорит детям Кабалевский, и как он говорит - вовсе не просто. В его речи начисто отсутствует то, что напоминало бы ораторское красноречие. Он редко, крайне редко пользуется приемами образности. Остаются - ясность, как мне думается, составляющая одну из главных отличительных черт личности Кабалевского - человека, композитора, гражданина, педагога, общественного деятеля, ученого. Во многих славянских языках "ясный" - синоним "светлого". Применительно к Кабалевскому и это совпадает.

Одно из труднейших испытаний для человека, привыкшего общаться с аудиторией, с согражданами разных профессий, разных культурных уровней,- встреча, выступление перед детской аудиторией, сочинение книг для детей. Недаром М. Горький бросил мысль, ставшую крылатой: "Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше". Этот афоризм Горького как нельзя более подходит к значительной части, творчества Дмитрия Борисовича. Три опуса, следующих один за другим (48-й, 49-й и 50-й) включают три концерта: скрипичный, виолончельный и Третий фортепианный. В трех словах - "Посвящается советской молодежи" - заложено то, что составляет основу мировоззрения Дмитрия Борисовича, его мудрый взгляд на современность, в недрах которой уже заключено будущее.

Д. Б. Кабалевский - прирожденный воспитатель, человек, ненавидящий статику, стремящийся жить и творить в темпе времени. Помнится, на каком-то дискуссионном собрании он обрушил свой гнев на талантливого композитора. Его гнев облечен был в краткую формулу: "Мы все растем, пишем, мучаемся неудачами, радуемся успехам друг друга, а вы пробавляетесь отзвуками своих успехов тридцатилетней давности. От времени... нельзя отшучиваться. Вы отстали".

< возвращаемся - читаем дальше >