Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Carl Orff / Charles Orff (1895 – 1982)

On a rough background of a musical life of the XX-th century Charles Orffa's music sounds unusually. It do not uplift on a board for adherence to traditions and do not fire for absence of avant-garde extreme measures. In it rare quality is put - it is simple that noble simplicity which submits any audience. Prime ministers of compositions of Orffa collect musical elite of many countries, and thousand children of Salzburg where long lives and are created by this person, with impatience wait for meetings with it, new songs, games, competitions in musical ingenuity, without giving itself the report in that, as songs, both games, and participation in a strange orchestra - all it develops in "ёшё=хьѕ +Ё¶¶р" deeply thought over system of musical education of children. Not only children, but also adults with steadfast attention listen to stories of this beautiful and already elderly person, the stories, capable to carry away and gloomy and cheerful. This magician opens children's hearts a treble clef. And hearts this all life will joyfully respond on truly fine.

Charles Orff / Carl Orff Orff - the native of Munich, in the same place it has ended conservatory. Some years then have been given conductor's activity in Mangsjme and Darmstadt. Then there are its early products which are seldom keeping within frameworks of a usual orchestra or ensemble. The spirit creative eksperimentatorstva is very strong in Orffe, is strong in it and aspiration to unite, sdruzhit some different arts under music hegemony. Not at once Orff finds itself, the handwriting. Like many, it is probable to the majority of young composers, it passes in years of temptations, hobbies. Twenty years' the young man it is grasped fashionable then by literary symbolism. Moris Meterlink owns its creative thoughts. Operas "РьхЁ=і Кхэ=рцшы " and " Aglagsena and Рхышчх=р" the symphony with chorus and soloists "Кхяышч№" a symphonic poem "¦юээр -рээр" Have embodied poetic images Meterlinka. Musical speech of Orffa abounds with the turns reminding refinement of Debussy and orchestral eloquence of Riharda Strauss. A new series of searches musical "¶шыюёю¶ёъю go ърьэ " Orffa leads to classics of a XVII-th century. Its music of the ingenious KlaudioMonteverdi (1567-1643), one of founders of an opera especially grasps. Orff creates free edition "+Ё¶¶х " Monteverdi, the original authorised transfer of music - of a XVII-th century into modern musical language. As it is sensitive, preserving style of Monteverdi, it edits fragments from its opera " Ариадна" and a fragment - "Крэхч эхяЁшё=ѕяэ№§". At this Orff keeps the "ёюрт=юЁёъѕ¦" intonation. Carried away ljutnevoj music of XVI century, he composes full of a charm "¦рыхэіъшщ a concert for chembalo and wind instruments шэё=Ёѕьхэ=ют" on ljutnevye the themes amazing with the refined simplicity.

Possibly, studying of creativity of great masters of the past also has learnt it to appreciate above all their wise simplicity, result of huge work directed on otsekanie all superfluous that blacks out sense, prevents to become proportions made. The example of the sculptor releasing ideally proportional figure hidden in a marble block from naplastovany of an unnecessary, amorphous material, - can be transferred and to musical sphere. Charles Orff studies in it at classics. How Orff the composition, a transposition of old music has been carried away, it still had still sufficient charge of inquisitiveness to happen at drama theatres, ballet schools to listen attentively to turmoil of a musical life, let even the most banal. Johann Sebastian Bach expert, the admirer and " general ъюэёѕы" Monteverdi, Orff never showed intolerance to street music. No music could shock it, even dancing okroshka "ьѕч№ъш эртхёхых". In it it is similar to the contemporary Kurta Vail, the author of music well-known "+яхЁ№ эшЁш§".

All written by Orffom to the middle of 30th years, undoubtedly, was of interest, but did not cause it. In Germany these years the curve of occurrence of new pieces of music, occurrence of the new names, new genres day by day rose more and more abruptly. Therefore in turmoil musical " ЁьрЁъш on яыюЁрфш" the name of Orffa sounded not too often.

Charles Orffa's Way to glory went from apart. In XIII century there was a manuscript including verses and songs of students, townspeople, the monks, wandering actors, shpilmanov and other ljuda. In the collection, decencies for the sake of, have given a corner to piety. It is more than all here was songs love, satirical, table, written on several languages: on vulgar (not literary) Latin, Old French, old Bavarian. In 1847 the collection for the first time have published under the name "Carmina burana" - "…ртрЁёъшх яхёэш". Has passed about 90 years, and "-рЁьшэр сѕЁрэр" Orffa has come into the hands. Then its light talent has affected. Having inhaled spirit of the Bavarian olden time, mentally having visited on rural parties, on May dancing games, taverns, in the company of young and elderly idlers, listening to the jokes accompanied booming, as from a wine cask, a laughter, Orff all it and many other things that has come in dream to it behind reading of the precious collection, retells music. So in 1937 the composition for chorus, soloists, dancers and an orchestra "-рЁьшэр сѕЁрэр" was born; which genre the author has defined as "ёчхэшёхёъѕ¦ ърэ=р=ѕ". Taking from the collection of more than twenty songs, Orff has mounted them and has created a dramaturgic composition from 3 parts: "-хёэр" "- =ртхЁэх" and "+ ы¦стш".

Songs glorify the spring nature blossoming under beams of Feba, and the Flora decorating all world by fresh greens. And May of a song welcome that in human hearts it instal love. And the girls asking the wandering dealer to sell by it blush that guys loved them more strong. In a tavern other songs sound: here praise gluttony, sing about feelings of the swan got to a pan and complaining of vicissitudes of life; someone derides church singing, and with special hunting all glorify Bahusa multiplying fun of people. Then there comes a turn to praise love. And in honour of Venus raise a song. But even Venus is subject to Fate. It is all-powerful, it it destinies of people and gods depend. With a hymn, Fate eulogy begins and comes to an end "-рЁьшэр сѕЁрэр".

Solving for Orffa there was an arrival to a genre combining lines of an oratorio, a cantata, an opera, drama performance and choreography elements. For this unusual synthetic genre, in which it is possible to track influence of medieval theatre (but Orffa deprived any kultovosti), had a plan of the triptych including except "-рЁьшэр сѕЁрэр" still "-р=ѕыыш -рЁьшэр" and "КЁшѕь¶ Афродиты".

The Second link of a triptych -"-р=ѕыыш -рЁьшэр". "Рчхэшёхёъшх игры" - so Orff has designated its genre. For a text basis verses of Roman poet Valery Katulla are taken. The composer adds the prologue and epilogue text. In "-р=ѕыыш -рЁьшэр" Valery Katulla's love to Lesbii is sung passionate, full of delights and sufferings. Under this name the notable Roman, beauty Klodija, a whimsical and incorrect beloved of the poet is hidden.

Orff has selected the extremely economical cast: chorus, some soloists and the tool ensemble consisting of 4 grand pianos and a set of the shock. The prologue sounds as the revived scene of a vase-painting, a scene of glorification of a life, love, a youth. Prologue music - an infinite rondo - reminds the round dance sparkling by paints which are carried by on a lawn filled in with the sun. Senile giggling, slastoljubivoe and cynical is unexpectedly distributed: "-¦сюті passes, as whiff тх=Ёр". But voices grown wise experience of aged men not in forces to extinguish life triumph. Through sufferings of the rejected love, painful pricks of jealousy, a sneer of idlers, treachery of friends carries by Katull the feeling. And young men and girls in the ending of scenic game as a torch uplift ardent feeling of Katulla.

The Third link - "КЁшѕь¶ Афродиты" - Orff named "ёчхэшёхёъшь ъюэчхЁ=юь". Here hymns, songs, dances in honour, in praise of love and its goddess of Aphrodite reach ecstatic force and brightness. And again the composer achieves the brightest expressiveness the most simple means. Harmonious language of Orffa simultaneously also is combined and simple, as it is perceived easily, without guarding hearing neprivychnostju. And only at the score analysis it is possible to find out, how the technology of seeming simplicity is unusual and difficult.

it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Carl Orff / Карл Орфф (1895 – 1982)

На бурном фоне музыкальной жизни ХХ века музыка Карла Орффа звучит необычно. Ее не возносят на щит за приверженность традициям и не обстреливают за отсутствие авангардистских крайностей. В ней заложено редкое качество - она проста той благородной простотой, которая покоряет любую аудиторию. Премьеры сочинений Орффа собирают музыкальную элиту многих стран, а тысячи детей Зальцбурга, где подолгу живет и творит этот человек, с нетерпением ждут встреч с ним, новых песен, игр, соревнований в музыкальной сообразительности, не отдавая себе отчета в том, что и песни, и игры, и участие в диковинном оркестре - все это слагается в "систему Орффа", глубоко продуманную систему музыкального воспитания детей. Не только дети, но и взрослые с пристальным вниманием слушают рассказы этого красивого и уже немолодого человека, рассказы, способные увлечь и хмурых и веселых. Этот чародей открывает детские сердца скрипичным ключом. И сердца эти всю жизнь будут радостно откликаться на истинно прекрасное.

Карл Орфф / Carl OrffОрфф - уроженец Мюнхена, там же он окончил консерваторию. Несколько лет затем отданы были дирижерской деятельности в Мангсйме и Дармштадте. Тогда же возникают его ранние произведения, редко укладывающиеся в рамки обычного оркестра или ансамбля. Дух творческого экспериментаторства очень силен в Орффе, сильно в нем и стремление объединить, сдружить несколько разных искусств под гегемонией музыки. Не сразу Орфф находит себя, свой почерк. Подобно многим, вероятно большинству молодых композиторов, он проходит через годы соблазнов, увлечений. Двадцатилетним юношей он захвачен модным тогда литературным символизмом. Морис Метерлинк владеет его творческими помыслами. Оперы "Смерть Тентажиля" и "Аглагсена и Селизета", симфония с хором и солистами "Теплицы", симфоническая поэма "Монна Ванна" воплотили поэтические образы Метерлинка. Музыкальная речь Орффа изобилует оборотами, напоминающими изысканность Дебюсси и оркестровое красноречие Рихарда Штрауса. Новая серия поисков музыкального "философского камня" приводит Орффа к классикам XVII века. Особенно захватывает его музыка гениального КлаудиоМонтеверди (1567-1643), одного из основоположников оперы. Орфф создает свободную редакцию "Орффея" Монтеверди, своеобразный авторизованный перевод музыки- XVII века на современный музыкальный язык. Так же чутко, оберегая стиль Монтеверди, редактирует он отрывки из его оперы "Ариадна" и фрагмент - "Танец неприступных". При этом Орфф сохраняет свою "соавторскую" интонацию. Увлеченный лютневой музыкой XVI столетия, он сочиняет полный прелести "Маленький концерт для чембало и духовых инструментов" на лютневые темы, поражающие своей изысканной простотой.

Вероятно, изучение творчества великих мастеров прошлого и научило его превыше всего ценить их мудрую простоту, результат огромного труда направленного на отсекание всего лишнего, что затемняет смысл, мешает пропорциям стать совершенными. Пример ваятеля, освобождающего скрытую в мраморной глыбе идеально соразмерную фигуру от напластований ненужного, аморфного материала,- может быть перенесен и в музыкальную сферу. Именно этому Карл Орфф учится у классиков. Как бы ни был увлечен Орфф сочинением, транспозицией старой музыки, у него оставался еще достаточный заряд любознательности, чтоб бывать в драматических театрах, балетных студиях, вслушиваться в сумятицу музыкального быта, пусть даже самого банального. Знаток Иоганна Себастьяна Баха, поклонник и "генеральный консул" самого Монтеверди, Орфф никогда не проявлял нетерпимости к музыке улицы. Никакая музыка не могла его шокировать, даже танцевальная окрошка "музыки навеселе". В этом он похож на своего современника Курта Вайля, автора музыки знаменитой "Оперы нищих".

Все написанное Орффом до середины 30-х годов, несомненно, представляло интерес, но не вызывало его. В Германии этих лет кривая появления новых музыкальных произведений, возникновения новых имен, новых жанров день ото дня поднималась все более круто. Именно потому в сутолоке музыкальной "ярмарки на площади" имя Орффа звучало не слишком часто.

Путь Карла Орффа к славе шел издалека. В XIII веке возникла рукопись, включающая стихи и песни студентов, горожан, монахов, странствующих актеров, шпильманов и прочего люда. В сборнике, приличия ради, уголок отдали благочестию. Больше же всего здесь было песен любовных, сатирических, застольных, написанных на нескольких языках: на вульгарной (не литературной) латыни, старофранцузском, старобаварском. В 1847 году сборник впервые издали под названием "Carmina burana"- "Баварские песни". Прошло еще около 90 лет, и "Кармина бурана" попала в руки Орффа. Тогда-то и сказался его светлый талант. Надышавшись духом баварской старины, мысленно побывав на деревенских гулянках, на майских танцевальных играх, в тавернах, в компании молодых и немолодых гуляк, слушая шутки, сопровождаемые гулким, как из винной бочки, хохотом, Орфф все это и многое другое, что привиделось ему за чтением драгоценного сборника, пересказывает музыкой. Так в 1937 году родилось сочинение для хора, солистов, танцоров и оркестра "Кармина бурана", жанр которого автор определил как "сценическую кантату". Взяв из сборника больше двадцати песен, Орфф смонтировал их и создал драматургическую композицию из 3 частей: "Весна", "В таверне" и "О любви".

Песни славят весеннюю природу, расцветающую под лучами Феба, и Флору, украшающую весь мир свежей зеленью. И Май песни приветствуют за то, что в людские сердца он вселяет любовь. И девушек, просящих странствующего торговца продать им румяна, чтобы парни их крепче любили. В таверне звучат другие песни: здесь хвалят чревоугодие, поют о чувствах лебедя, попавшего в кастрюлю и жалующегося на превратности судьбы; кто-то высмеивает церковное пение, а с особой охотой все славят Бахуса, умножающего веселье людей. Затем наступает черед воздать хвалу любви. И в честь Венеры заводят песню. Но даже Венера подвластна Фортуне. Она всемогуща, он нее зависят судьбы людей и богов. Гимном, восхвалением Фортуны начинается и заканчивается "Кармина бурана".

Решающим для Орффа оказался приход к жанру, сочетающему черты оратории, кантаты, оперы, драматического спектакля и элементы хореографии. Для этого необычного синтетического жанра, в котором можно проследить влияние средневекового театра (но у Орффа лишенного какой бы то ни было культовости), возник замысел триптиха, включающего кроме "Кармина бурана" еще "Катулли Кармина" и "Триумф Афродиты".

Второе звено триптиха -"Катулли Кармина". "Сценические игры" - так Орфф обозначил его жанр. За основу текста взяты стихи римского поэта Валерия Катулла. Композитором дописан текст пролога и эпилога. В "Катулли Кармина" воспевается страстная, полная восторгов и страданий любовь Валерия Катулла к Лесбии. Под этим именем скрыта знатная римлянка, красавица Клодия, капризная и неверная возлюбленная поэта.

Орфф избрал крайне экономный состав исполнителей: хор, несколько солистов и инструментальный ансамбль, состоящий из 4-х роялей и набора ударных. Пролог звучит как ожившая сцена вазовой живописи, сцена прославления жизни, любви, юности. Музыка пролога - бесконечное рондо - напоминает сверкающий красками хоровод, проносящийся по залитой солнцем лужайке. Неожиданно раздается старческое хихиканье, сластолюбивое и циничное: "Любовь проходит, как дуновение ветра". Но голоса умудренных опытом старцев не в силах погасить ликования жизни. Сквозь страдания отвергнутой любви, мучительные уколы ревности, насмешки гуляк, предательство друзей проносит Катулл свое чувство. И юноши и девушки в финале сценической игры как факел возносят пламенное чувство Катулла.

Третье звено - "Триумф Афродиты"- Орфф назвал "сценическим концертом". Здесь гимны, песни, танцы в честь, во хвалу любви и ее богини Афродиты достигают экстатической силы и яркости. И снова композитор добивается ярчайшей выразительности самыми простыми средствами. Гармонический язык Орффа одновременно и сложен и прост, так как воспринимается он легко, не настораживая слуха непривычностью. И только при анализе партитуры можно обнаружить, как необычна и сложна технология кажущейся простоты.

читаем дальше >