Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница
Carl Orff / Charles Orff (a part II)

the Most amazing in this music that it at all skill, in it enclosed, with interesting harmonies, polyphony, difficult ensembles, makes impression of a spontaneity. So voices naturally sound: sometimes - on canons "схыіърэ=ю" nearby - a falsetto, then - loud whisper, barracking. But always, in each of three parts of a triptych, brightly, joyfully, mighty, glorifying a life, the sun.

Put Orffa to "ёчхэшёхёъющ ърэ=р=х" has withdrawn it at following stages to an opera scene, because Orff - the born master of theatre. Even in static, in a concert way the treated episodes "-р=ѕыыш -рЁьшэр" and "-рЁьшэр сѕЁрэр" executors besides will begin slightly "ышчхфхщё=тютр=і". It is put in the music, as theatre - elements of Orffa.

So - a way to theatre. In 1937-38 Orff writes an opera "-ѕэр" on a plot borrowed storytellers of brothers the Grimm. It is history how four guys have stolen the moon, have brought in the village and have begun to live pripevajuchi, receiving for illumination on a thaler in a week from the population. All went well. But here one of four has died, bequeathing the will: in a coffin to it to put a quarter of the moon belonging to it. The first was followed by the second, then-third, the fourth, and all moon has in parts appeared in the next world. There four friends have met, have stuck together a heavenly body and began to finish drinking not drunk up on the earth. Yes so thoroughly that apostle Peter has taken away from them the moon and has installed it, to pleasure of people, into place. "-ѕэр" in essence not an opera, and the musical performance first even conceived for a puppet theatre. On the spirit and character "-ѕэр" it is close to creativity of the cheerful and wise artist Jean Effelja who has created the well-known book "Рю=тюЁхэшх ьшЁр".

The Fairy tale on the clever country girl who has become by the wife of the king, is at many people. Orff has written on such plot the opera "Льэшчр". So in 1942 the product full of charm of theatricality, reminding immortal "¤Ёшэчхёёѕ КѕЁрэфю=" was born; Vahtangova. Charm of the theatricality which is born in the face of the spectator, an interlude, played to in parallel main action, and the music, bewitching the fabulousness, childishness and thin charm of mystery and lyrics, have made "Льэшчѕ" Orffa one of the most popular operas in repertoire of tens theatres of tens countries.

Charles Orff has made the Following step again towards the Bavarian folklore and named performance "-юёі …хЁэрѕІЁр" "сртрЁёъющ фЁрьющ". At the heart of a drama - the historical truth: in XV century the successor of the Bavarian throne Albrecht has grown fond of the daughter bradobreja, beauty Agnes. Caring of cleanliness of a dynasty, the king has ordered to kill her. The history of fine Agnes was many times retold in the German literature and at theatre. Orff has created performance (1947) with participation of drama actors, chorus, opera soloists and an orchestra, performance, in essence and srezhissirovannyj the composer, to such degree it is exact, in detail and scenic action is interestingly described in the score.

Last years Orffa involve antique plots: "+э=шуюэр" "НрЁі ¦фшя" and, at last, "¤Ёюьх=хщ". It approaches To the decision of each of them absolutely originally, without constraining itself neither genre, nor stylistic traditions.

Amazing creative freedom of Orffa is caused by scales of its talent and the highest level of composer technics. It also creates all "Кхр=Ё +Ё¶¶р" - one of the most interesting phenomena at musical theatre of our days.

Many years Charles Orff worked in Salzburg, supervising "Ђэё=ш=ѕ=юь +Ё¶¶р" where the whole system of aesthetic education of children, system in which all arts participate have been created. Salzburg became a place of pilgrimage not only as Mozart's city, but also as a city where amazing work of Orffa was conducted. Whatever Charles Orff did in art - all is shined by its talent and kindness for people.

Once Tolstoy has told: "¤шёр=хыі should write only what not to write it not ьюцх=". And if it is fair for all art workers and Charles Orff wrote.

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница
Carl Orff / Карл Орфф (часть II)

Самое поразительное в этой музыке то, что она при всем мастерстве, в нее вложенном, с интересными гармониями, полифонией, сложными ансамблями, производит впечатление непосредственности. Так естественно звучат голоса: иногда - по канонам "бельканто", рядом - фальцетом, затем - громким шепотом, выкриком. Но всегда, в каждой из трех частей триптиха, ярко, радостно, могуче, славя жизнь, солнце.

Путь Орффа к "сценической кантате" увел его на следующих этапах к оперной сцене, потому что Орфф -прирожденный мастер театра. Даже в статических, по-концертному трактованных эпизодах "Катулли Кармина" и "Кармина бурана" исполнители помимо воли начинают чуть-чуть "лицедействовать". Это заложено в самой музыке, так как театр - стихия Орффа.

Итак - путь к театру. В 1937-38 годах Орфф пишет оперу "Луна" на сюжет, заимствованный у сказочников братьев Гримм. Это история о том, как четыре парня украли луну, принесли в свою деревню и зажили припеваючи, получая за освещение по талеру в неделю от населения. Все шло хорошо. Но вот один из четырех умер, завещая свою волю: в гроб к нему положить принадлежащую ему четверть луны. За первым последовал второй, затем-третий, четвертый, и вся луна по частям оказалась на том свете. Там четыре друга встретились, склеили небесное светило и стали допивать недопитое на земле. Да так основательно, что апостол Петр отнял у них луну и водворил ее, к радости людей, на место. "Луна" по существу не опера, а музыкальный спектакль, поначалу даже задуманный для кукольного театра. По духу своему и характеру "Луна" близка творчеству веселого и мудрого художника Жана Эффеля, создавшего свою знаменитую книжку "Сотворение мира".

Сказка об умной крестьянской девушке, ставшей женой короля, есть у многих народов. Орфф написал на такой сюжет свою оперу "Умница". Так в 1942 году родилось произведение, полное очарования театральности, напоминающей бессмертную "Принцессу Турандот" Вахтангова. Обаяние театральности, рождающейся на глазах у зрителя, интермедии, разыгрывающиеся параллельно главному действию, и музыка, завораживающая своей сказочностью, детскостью и тонким очарованием таинственности и лирики, сделали "Умницу" Орффа одной из популярнейших опер в репертуаре десятков театров десятков стран.

Следующий свой шаг Карл Орфф сделал снова в сторону баварского фольклора и назвал спектакль "Дочь Бернауэра" "баварской драмой". В основе драмы - историческая правда: в XV веке наследник баварского престола Альбрехт полюбил дочь брадобрея, красавицу Агнес. Заботясь о чистоте династии, король приказал убить ее. История прекрасной Агнес много раз пересказывалась в немецкой литературе и в театре. Орфф создал спектакль (1947) с участием драматических актеров, хора, оперных солистов и оркестра, спектакль, по существу и срежиссированный композитором, до такой степени точно, подробно и интересно описано в партитуре сценическое действие.

В последние годы Орффа привлекают античные сюжеты: "Антигона", "Царь Эдип" и, наконец, "Прометей". К решению каждого из них он подходит совершенно своеобразно, не стесняя себя ни жанровыми, ни стилистическими традициями.

Поразительная творческая свобода Орффа обусловлена масштабами его таланта и высочайшим уровнем композиторской техники. Все это и создает "Театр Орффа" - одно из интереснейших явлений в музыкальном театре наших дней.

Многие годы Карл Орфф работал в Зальцбурге, руководя "Институтом Орффа", где была создана целая система эстетического воспитания детей, система, в которой участвуют все искусства. Зальцбург стал местом паломничества не только как город Моцарта, но и как город, где велась поразительная работа Орффа. Что бы ни делал в искусстве Карл Орфф - все освещено его талантом и добротой к людям.

Когда-то Толстой сказал: "Писатель должен писать только то, чего не написать он не может". И если это справедливо для всех деятелей искусства, то именно так и писал Карл Орфф.

< возвращаемся