Is white Is white
Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

.
Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Bela Bartok / Bartok (1881-1945)

In the history of music it is possible to count many products which occurrence excited minds, sowed grains of discussions, ssorilo friends, caused thunders and lightnings of semi-official organs, split audiences on "ю=чют and фх=хщ". More often it were operas, symphonies, ballets, that is genres monumental, "ёюышфэ№х". With chamber and furthermore piano music anything similar done not happen and, appear, could not happen. But here in 1911, in Budapest, for the first time has sounded "-рЁтрЁёъюх рыыхуЁю" Bartoka Is white and at once has guarded a hall. In the underlined rhythm of this small piano play, in the angular melody, much seeming deprived and shades habitual "ьхыюфшёэюё=ш" in a piano roar as if this noble tool played backhand, the frightening force which is stopping at nothing, from a dense antiquity was felt, can be prehistoric distances. Music precisely answered the name, it was really similar on omuzykalennoe barbarity. But people unbiassed have felt, as this is talented throwing down a challenge "ьѕч№ърыіэюьѕ ѕ¦=ѕ" product, how many creative courage is enclosed in deliberate "эхёюуырёютрээюё=і" two hands playing different tonalities. The talent of this unusual music understood by one part of an audience, has caused an applause; singularity, deliberate roughness of music, shocking other part of public, has been given a hostile reception.

Bela Bartok / Bartok"-рЁтрЁёъюх рыыхуЁю" Is white; for two years has outstripped "-хёэѕ ёт Ёхээѕ¦" Stravinsky, for three years - "Ръш¶ёъѕ¦ ё¦ш=ѕ" Prokofiev - two grandiose scores bearing storm charges of energy, capable to take down, subvert, sweep all on the way. Whether this energy of a pas certain object, or it "тюыіэю" has been directed; stormed, how a thunder-storm in the nature? Bartok answers it with clearness peculiar to it: "- to music of this sort we subconsciously aspired, tired with love to prolixity and garrulity Ёюьрэ=шчьр". Possibly, not only antiromantic tendencies make related Bartoka with Stravinsky and Prokofiev, but also and the protest against excessive refinement, refinement of musical impressionism to which each of them to some extent rendered tribute in young years.

Imja Bartoka known to musical circles of the European countries and earlier, after 1911 began to draw wider attention. One of the most considerable heads of history of the European music of the XX-th century and the whole epoch of development of the Hungarian musical culture is connected with this name.

The Person and the musician of exclusive originality, it only in days of an apprenticeship followed in the footsteps of the predecessors. All further life it bravely went without thinking about traditions, rules and interdictions, trusting only to the creative belief.

Like the majority of musicians, Bartok began to practise music in a childhood. Mother to which wise advice he listened to her death was its first musical tutor. He studied in a composition at Laslo Erkelja - the son of well-known opera composer Ferentsa Erkelja - "тхэухЁёъюую Рьх=рэ№" as it often name. The formation of Bartok was finished in the Budapest musical academy where Janosh Kessler on a composition, and on a piano - Ishtvan Toman were its teachers, by the pupil of Sheet. The higher estimation of the young musician at the academy termination was that pedagogical sinklit has refused to examine it. Gratitude of Bartok has played the Spanish rhapsody of Sheet as one of professors was expressed, "фы  pleasures яЁшёѕ=ё=тѕ¦Ёш§". Bartok already in early years is white had a reputation for the pianist of the highest level. In 1903 at the desire of group of teachers of academy he has played under the orchestral score "гшчэі ухЁю " Riharda Strauss, in some days has repeated it for plenum of teachers of academy, but already by heart and after this has been invited on same "ёхрэё" to Vienna where hearings about phenomenal execution of the most complicated score have reached.

Early products of Bartoka testify to influences of Sheet, Wagner, Brams. Neo-romantic trends define a choice that, verses in vocal products, in particular its reference to Heine, the composition "-¦сютэ№§ яхёхэ" for dvuhgolosnogo chorus from a piano.

The Hungarian national character of music For the first time has distinctly an effect on Four songs on verses of Lajosha Posha. Composing these songs, Bartok was far from thought seriously to take up the problems folkloristiki. To them it still will come. At that time he was convinced quite by ardent rhapsodies of Sheet, he did not doubt national which Hungarian sources. Later he was convinced that its great predecessor selected a material for the rhapsodies with a loose rein to their ethnographic cleanliness and authenticity.

Bartok, the person much reflecting over destinies of Hungary, a crown living under burden Gabsburgov often arguing with friends not only on musical, but also on political themes, has conceived monumental product of patriotic character. So in 1903 the symphonic poem "-ю°ѕ=" was born; devoted to national hero Lajoshu Koshutu, the leader of the Hungarian revolution of 1848. Ten-private program product of Bartoka had obviously expressed publicistic character. Executed for the first time in 1904 goal, the symphonic poem had a wide public resonance. The greatest indignation of supporters Gabsburgov was caused by VIII part, in which deliberately deformed, translated of a major in a minor, the melody of the Austrian national hymn is spent.

The Poem "-ю°ѕ=" become by appreciable event of a musical life of Hungary, has opened itself the never-ending list of compositions of Bartoka. Within several years there are Rhapsodies for a piano and an orchestra, substantially developing traditions of Sheet; then - Twenty Hungarian songs for a voice and a piano - result of one of folklore "т№ырчюъ" Bartoka; behind them - more than twenty piano plays, including the nurseries constructed on a material of national songs and dances.

"Гфхёі the country melody plays exclusively a role zapeva, - wrote Bartok, - that is near to it and under it is important... It is important, that musical attires in which we dress a melody, always it was possible to deduce from the melody and its separate characteristic features - obvious or hidden; it is necessary, that a melody and everything that we to it add, made impression indissoluble хфшэё=тр".

Not only the Hungarian music involved and carried away Bartoka. Music entered Into a circle of its research and creative interests Romanian, Slovak, Ukrainian, Arabian, Serbian, Turkish, music of the American Negroes and Indians. Together with other outstanding Hungarian musician, Zoltanom Kodaem (1882-1967), the composer and it is musical-public figure, Bartok has created new, immeasurably more exact and progressive technique of research of musical folklore in a close connection with studying of poetic texts and the images connected to a rhythm and intonations. Bartok has found set of the examples confirming that in the Hungarian national creativity many songs and tool folk tunes, especially violin, do not keep within in standard and to a certain extent levelled system of record of intervals that the so-called semitone not is the minimum element zvukorjada as are possible both quarters, and thirds of tone fixed in national ispolnitelstve.

Possibly, from here, from deep sources of a folk music, law of which figurative maintenance he has learnt to understand and in own way to realise, and there was that protogenic, tart and frightening, as guttural barrackings of an unfamiliar tribe music which was found out for the first time in "-рЁтрЁёъюь рыыхуЁю".

it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Bela Bartok / Бела Барток (1881-1945)

В истории музыки можно насчитать немало произведений, появление которых будоражило умы, сеяло зерна дискуссий, ссорило друзей, вызывало громы и молнии официозов, раскалывало аудитории на "отцов и детей". Чаще всего это были оперы, симфонии, балеты, то есть жанры монументальные, "солидные". С камерной, а тем более фортепианной музыкой ничего подобного не случалось и, казалось, случиться не могло. Но вот в 1911 году, в Будапеште, впервые прозвучало "Варварское аллегро" Бела Бартока и сразу же насторожило зал. В подчеркнутом ритме этой небольшой фортепианной пьесы, в угловатой мелодии, многим казавшейся лишенной и тени привычной "мелодичности", в грохоте фортепиано, будто на этом благородном инструменте играли наотмашь, чувствовалась устрашающая сила, идущая напролом, из дремучей древности, может быть доисторических далей. Музыка точно отвечала названию, она действительно похожа была на омузыкаленное варварство. Но люди непредубежденные почувствовали, как талантливо это бросающее вызов "музыкальному уюту" произведение, сколько творческой отваги вложено в нарочитую "несогласованность" двух рук, игравших в разных тональностях. Талантливость этой непривычной музыки, понятая одной частью аудитории, вызвала аплодисменты; необычность, нарочитая грубость музыки, шокируя другую часть публики, была принята в штыки.

Bela Bartok / Бела Барток"Варварское аллегро" на два года опередило "Весну священную" Стравинского, на три года - "Скифскую сюиту" Прокофьева - две грандиозные партитуры, несущие грозовые заряды энергии, способной снести, ниспровергнуть, разметать все на своем пути. Была ли направлена эта энергия па определенный объект, или она "вольно" бушевала, как гроза в природе? Барток отвечает на это со свойственной ему четкостью: "К музыке этого рода мы подсознательно стремились, утомленные любовью к растянутости и болтливости романтизма". Вероятно, не только антиромантические тенденции роднят Бартока со Стравинским и Прокофьевым, но также и протест против чрезмерной изысканности, изощренности музыкального импрессионизма, которому каждый из них в той или иной степени платил дань в молодые годы.

Имя Бартока, известное музыкальным кругам европейских стран и раньше, после 1911 года стало привлекать более широкое внимание. С этим именем связана одна из самых значительных глав истории европейской музыки XX века и целая эпоха развития венгерской музыкальной культуры.

Человек и музыкант исключительной самобытности, он только в годы ученичества следовал по стопам своих предшественников. Всю дальнейшую жизнь он отважно шел без оглядки на традиции, правила и запреты, доверяя только своим творческим убеждениям.

Подобно большинству музыкантов, Барток стал заниматься музыкой в детские годы. Первой его музыкальной наставницей была мать, к мудрым советам которой он прислушивался до самой ее смерти. Композиции он учился у Ласло Эркеля - сына знаменитого оперного композитора Ференца Эркеля - "венгерского Сметаны", как его часто называют. Свое образование Барток закончил в Будапештской музыкальной академии, где его учителями были Янош Кесслер по композиции, а по фортепиано - Иштван Томан, ученик Листа. Высшей оценкой молодого музыканта при окончании академии было то, что педагогический синклит отказался экзаменовать его. В благодарность Барток сыграл Испанскую рапсодию Листа, как выразился один из профессоров, "для удовольствия присутствующих". Бела Барток уже в ранние годы слыл пианистом высочайшего уровня. В 1903 году по просьбе группы преподавателей академии он сыграл по оркестровой партитуре "Жизнь героя" Рихарда Штрауса, через несколько дней повторил ее для пленума педагогов академии, но уже наизусть, а вслед за этим был приглашен на такой же "сеанс" в Вену, куда дошли слухи о феноменальном исполнении сложнейшей партитуры.

Ранние произведения Бартока свидетельствуют о влияниях Листа, Вагнера, Брамса. Неоромантические веяния определяют выбор тем, стихов в вокальных произведениях, в частности обращение его к Гейне, сочинение "Любовных песен" для двухголосного хора с фортепиано.

Впервые отчетливо дает о себе знать венгерский национальный характер музыки в Четырех песнях на стихи Лайоша Поша. Сочиняя эти песни, Барток был далек от мысли серьезно заняться проблемами фольклористики. К ним он еще придет. В то время его вполне убеждали пламенные рапсодии Листа, в народных венгерских истоках которых он не сомневался. Позже он убедился в том, что его великий предшественник отбирал материал для своих рапсодий без должной строгости к их этнографической чистоте и подлинности.

Барток, человек, много размышлявший над судьбами Венгрии, живущей под бременем короны Габсбургов, часто споривший с друзьями не только на музыкальные, но и на политические темы, задумал монументальное произведение патриотического характера. Так в 1903 году родилась симфоническая поэма "Кошут", посвященная национальному герою Лайошу Кошуту, вождю венгерской революции 1848 года. Десятичастное программное произведение Бартока носило явно выраженный публицистический характер. Исполненная впервые в 1904 голу, симфоническая поэма имела широкий общественный резонанс. Наибольшее возмущение сторонников Габсбургов вызвала VIII часть, в которой нарочито искаженной, переведенной из мажора в минор, проводится мелодия австрийского национального гимна.

Поэма "Кошут", ставшая заметным событием музыкальной жизни Венгрии, открыла собой нескончаемый список сочинений Бартока. В течение нескольких лет возникают Рапсодии для фортепиано и оркестра, в значительной степени развивающие традиции Листа; затем - Двадцать венгерских песен для голоса и фортепиано - результат одной из фольклорных "вылазок" Бартока; за ними - больше двадцати фортепианных пьес, в том числе и детских, построенных на материале народных песен и танцев.

"Здесь крестьянская мелодия играет исключительно роль запева, - писал Барток, - важным является то, что находится рядом с ней и под нею... Важно, чтобы музыкальные одеяния, в которые мы облачаем мелодию, всегда можно было вывести из самой мелодии и ее отдельных характерных черт - явных или скрытых; нужно, чтобы мелодия и все, что мы к ней добавляем, производили впечатление неразрывного единства".

Не только венгерская музыка привлекала и увлекала Бартока. В круг его исследовательских и творческих интересов входила музыка румынская, словацкая, украинская, арабская, сербская, турецкая, музыка американских негров и индейцев. Вместе с другим выдающимся венгерским музыкантом, Золтаном Кодаем (1882-1967), композитором и музыкально-общественным деятелем, Барток создал новую, неизмеримо более точную и прогрессивную методику исследования музыкального фольклора в тесной связи с изучением поэтических текстов и образов, соединенных с ритмом и интонациями. Барток нашел множество примеров, подтверждающих, что в венгерском народном творчестве многие песни и инструментальные наигрыши, особенно скрипичные, не укладываются в общепринятую и в известной мере нивелированную систему записи интервалов, что так называемый полутон не есть минимальный элемент звукоряда, так как возможны и четверти, и трети тона, зафиксированные в народном исполнительстве.

Вероятно, отсюда, из глубинных истоков народной музыки, закономерности образного содержания которой он научился понимать и по-своему претворять, и возникла та первозданная, терпкая и пугающая, как гортанные выкрики незнакомого племени музыка, которая впервые обнаружилась в "Варварском аллегро".

читаем дальше >