Is white Is white
Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Bela Bartok / Bartok (a part III)

Bartok Is white has passed through some phases in mutual relations between own creativity and folklore. In early years, following Sheet, he addressed to original materials and "Ёх=ѕ°шЁютры" their harmonious paints and an is impressive-masterly variation. Quite often in the European literature on Bartoke it is mentioned Musorgsky's name, the composer who has influenced the Hungarian colleague. It is a question not of influence of music of Musorgsky, and about influence of the principles underlying its creativity, - the principles going, finally, from Glinka: not to borrow, and to study at a folk music.

In the scientific work "-хэ gerskaja яхёэ " published in 1924 and translated on many languages, Bartok analyzes communications between an intonatsionno-rhythmic system of a song, its text images and a country life. The book of Bartoka became classical research about national musical creativity.

When in 1930 Bartok has written "Cantata Profana" ("Ртх=ёъѕ¦ ърэ=р=ѕ") for two choruses, soloists and an orchestra, it summarised the researches in folklore, without resorting to original melodic materials. In a basis of a plot of a cantata the Romanian folk song about the father which nine sons except hunting did not wish to be engaged in anything has laid down. Somehow having left in wood, they were gone. The father has found them, but they have turned to deer and have refused to come back home. They became a nature part.

Both in "-хЁхт ээюь яЁшэчх" and in "Ртх=ёъющ ърэ=р=х" Bartok sings of wisdom and beauty of the nature, having something in common with Mahler, great panteistom. Here it widely uses reception Hungarian national ispolnitelstva which name "parlando rubato". It is free, almost speech intonirovanie the tool text. Such tool recitatives, extremely expressive, become one of typical lines of many products of Bartoka.

Among compositions of 30th years, near to a brilliant Violin concert, the central place occupies "¦ѕч№ър for string, shock and ёхыхё=№" - one of the most outstanding symphonic products of the XX-th century. Bartok has limited itself to string structure of an orchestra, having planted at the left and to the right of the conductor the string group divided in two, and in the piano centre, a harp, litavry, others shock and chelestu. I part - strictly traditional fugue, slow music of thoughtful character. With it II part, Allegro, written in sonatnoj to the form contrasts on rate and character. In the following part of Bartok as though transfers to conditions of modern music listovskie receptions rapsodicheskogo "ёърч№трэш " improvizirovanie. Here many coloristic unexpectedness: glissando litavr, special reception zvukoizvlechenija at string, giving almost flejtovuju sonority, masterly dialogues of a piano, chelesty, harps. In a final part "¦ѕч№ър" with the greatest definiteness sounds on-vengerski; It has come on native soil.

"¦ѕч№ър for string, shock and ёхыхё=№" it is written by request of the Basel chamber orchestra to commemoration of its 10 anniversary. Since then (1936) it was strongly fixed in repertoire of leading symphonic orchestras of the world, including Soviet orchestras.

To "¦ѕч№ъх" - on time and on style - the Sonata for 2 pianos and shock, product, in own way unique for of this kind the chamber ensemble appears for the first time adjoins. If to speak about ancestors of such ensemble it is possible to name "Ртрфхсъѕ" Stravinsky, appeared in 1923.

In the late thirties Bartok has finished the huge work of eleven years named it "¦шъЁюъюёьюёюь" and consisting of 153 plays for a piano of different degree of difficulty and complexity. "¦шъЁюъюёьюё" shows unique in the piano literature the anthology of creativity of the composer in one genre.

The Considerable contribution to chamber music of Bartok has brought the 6th quartets created throughout three decades. Near to Shostakovich's quartets they make one of the deepest displays of musical thought of our time. On scales and depth it is possible to name last two quartets of Bartoka symphonies for 4 tools.

In 1940 Bartok, pride of the nation, one of the most outstanding composers of the world Is white, leaves the native land and leaves in voluntary exile. In New York soon after arrival of Bartok and his wife Dita Pastori, the excellent pianist, act for the first time with execution of the Sonata for 2 pianos and shock. The success was huge.

The scientific work of Bartok has concentrated at the Colombian university. In the end of the same year it has been awarded doctor's degree as "т№фр¦Ёшщё  the teacher and the researcher, as recognised international authority in the field of the Hungarian, Slovak, Romanian and Arabian folk music, as the composer who has created individual style - one of the higher achievements of music XX тхър".

In 1943 there is one of the greatest creations of Bartoka - the Concert for an orchestra, composed by request of the Boston orchestra and for the first time executed in December, 1944. In essence, it is the five-private symphony for the big orchestra (threefold structure of the wooden and copper tools, the increased number string, two harps). Masterly character of parties of separate soloists and the whole groups, complexity ansamblevyh dialogues, presence tembrovoj polyphonies put before executors trudnejshie problems. Bartok has made short definition of the Concert: "+сЁшщ character of product represents - without considering "Ёрчтыхър=хыіэющ" II parts - gradual transition from severity of I part and a gloomy song of death III - to the life statement in яюёыхфэхщ". For some reason Bartok does not mention IV part ("¤ЁхЁтрээюх шэ=хЁьхччю") In which one of themes of the Seventh symphony of Shostakovich sounds almost tsitatno. The reference of Bartoka to "-хэшэ town ёшь¶юэшш" (the theme is spent some times) only confirms presence in the Concert for an orchestra of the latent program connected with the present, in the course of time wars.

Last products of the great composer are dated 1945: the Concert for a piano № 3 and the Concert for an alto. In the first of them of 17 final steps the composer was not in time nainstrumentovat; altovyj the concert too is not ended. Work on them was finished by friend Bartoka, the Hungarian conductor and composer Tibor Sherli. Shortly before this Bartok has written the Sonata for a violin solo by request of Iegudi Menuhina. The combination bahovskih traditions with language and technics of tool music of the XX-th century gives to a four-private sonata specific character.

On September, 26th, 1945 in Vestsajdsky hospital near New York has died of a leukaemia Bartok Is white. Hungary was already free. The composer shortly before death dreamt of homecoming, but knew that now it is already impossible.

In 1955, marking an outstanding role of Bartoka in the history of world musical culture and in connection with the 10 anniversary from the date of his death, the World Council of the world has decided to award to it the International award of the world. On July, 27th the same year the award has been handed solemnly over his family.

In 1956 all world has noted 75th anniversary from the date of a birth of the great composer, the pianist and the scientist Bartoka Is white, one of those great musicians which lay new ways in art and is specified by the further highways on which the mankind rises to tops of musical progress.

< we come back

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Bela Bartok / Бела Барток (часть III)

Бела Барток прошел через несколько фаз во взаимоотношениях между собственным творчеством и фольклором. В ранние годы, идя за Листом, он обращался к подлинным материалам и "ретушировал" их гармоническими красками и фактурно-виртуозным варьированием. Нередко в европейской литературе о Бартоке упоминается имя Мусоргского, композитора, оказавшего влияние на своего венгерского собрата. Речь идет не о влиянии музыки Мусоргского, а о влиянии принципов, лежащих в основе его творчества, - принципов, идущих, в конечном счете, от Глинки: не заимствовать, а учиться у народной музыки.

В своем научном труде "Венгерская песня", выпущенном в свет в 1924 году и переведенном на многие языки, Барток анализирует связи между интонационно-ритмическим строем песни, ее текстовыми образами и крестьянским бытом. Книга Бартока стала классическим исследованием о народном музыкальном творчестве.

Когда в 1930 году Барток написал "Cantata Profana" ("Светскую кантату") для двух хоров, солистов и оркестра, он суммировал свои изыскания в фольклоре, не прибегая к подлинным мелодическим материалам. В основу сюжета кантаты легла румынская народная баллада об отце, девять сыновей которого ничем кроме охоты не хотели заниматься. Как-то уйдя в лес, они пропали. Отец нашел их, но они превратились в оленей и отказались возвращаться домой. Они стали частью природы.

Как в "Деревянном принце", так и в "Светской кантате" Барток воспевает мудрость и красоту природы, перекликаясь с Малером, великим пантеистом. Здесь он широко пользуется приемом венгерского народного исполнительства, которое называют "parlando rubato". Это - свободное, почти речевое интонирование инструментального текста. Такие инструментальные речитативы, в высшей степени выразительные, становятся одной из типичных черт многих произведений Бартока.

Среди сочинений 30-х годов, рядом с блестящим Скрипичным концертом, центральное место занимает "Музыка для струнных, ударных и челесты" - одно из самых выдающихся симфонических произведений ХХ века. Барток ограничил себя струнным составом оркестра, посадив слева и справа от дирижера поделенную надвое струнную группу, а в центре фортепиано, арфу, литавры, другие ударные и челесту. I часть - строго традиционная фуга, медленная музыка задумчивого характера. С нею контрастирует по темпу и характеру II часть, Аллегро, написанное в сонатной форме. В следующей части Барток как бы переносит в условия современной музыки листовские приемы рапсодического "сказывания", импровизирование. Здесь много колористических неожиданностей: glissando литавр, особый прием звукоизвлечения у струнных, дающий почти флейтовую звучность, виртуозные диалоги фортепиано, челесты, арфы. В финальной части "Музыка" с наибольшей определенностью звучит по-венгерски; она пришла на родную почву.

"Музыка для струнных, ударных и челесты" написана по заказу Базельского камерного оркестра в ознаменование его 10-летия. С тех пор (1936) она прочно закрепилась в репертуаре ведущих симфонических оркестров мира, в том числе и советских оркестров.

К "Музыке" - по времени и по стилю - примыкает Соната для 2-х фортепиано и ударных, произведение, в своем роде уникальное, ибо такого типа камерный ансамбль появляется впервые. Если говорить о предках такого ансамбля, то можно назвать "Свадебку" Стравинского, появившуюся в 1923 году.

В конце 30-х годов Барток закончил огромный труд одиннадцати лет, названный им "Микрокосмосом" и состоящий из 153-х пьес для фортепиано разной степени трудности и сложности. "Микрокосмос" являет собой уникальную в фортепианной литературе антологию творчества композитора в одном жанре.

Значительный вклад в камерную музыку Барток внес своими 6-ю квартетами, создававшимися на протяжении трех десятилетий. Рядом с квартетами Шостаковича они составляют одно из наиболее глубоких проявлений музыкальной мысли нашего времени. По масштабам и глубине последние два квартета Бартока можно назвать симфониями для 4-х инструментов.

В 1940 году Бела Барток, гордость нации, один из самых выдающихся композиторов мира, покидает родину и удаляется в добровольное изгнание. В Нью-Йорке вскоре после приезда Барток и его жена Дита Пастори, отличная пианистка, впервые выступают с исполнением Сонаты для 2-х фортепиано и ударных. Успех был огромным.

Свою научную работу Барток сосредоточил в Колумбийском университете. В конце этого же года он был удостоен докторской степени как "выдающийся педагог и исследователь, как признанный международный авторитет в области венгерской, словацкой, румынской и арабской народной музыки, как композитор, создавший индивидуальный стиль - одно из высших достижений музыки XX века".

В 1943 году возникает одно из величайших творений Бартока - Концерт для оркестра, сочиненный по заказу Бостонского оркестра и впервые исполненный в декабре 1944 года. По существу, это пятичастная симфония для большого оркестра (тройной состав деревянных и медных инструментов, увеличенное число струнных, две арфы). Виртуозный характер партий отдельных солистов и целых групп, сложность ансамблевых диалогов, наличие тембровой полифонии ставят перед исполнителями труднейшие задачи. Барток дал краткое определение Концерту: "Общий характер произведения представляет собой - не считая "развлекательной" II части - постепенный переход от суровости I части и мрачной песни смерти III - к утверждению жизни в последней". Почему-то Барток не упоминает о IV части ("Прерванное интермеццо"), в которой звучит почти цитатно одна из тем Седьмой симфонии Шостаковича. Обращение Бартока к "Ленинградской симфонии" (тема проводится несколько раз) только подтверждает наличие в Концерте для оркестра скрытой программы, связанной с современностью, с годами войны.

Последние произведения великого композитора датированы 1945 годом: Концерт для фортепиано № 3 и Концерт для альта. В первом из них 17 заключительных тактов композитор не успел наинструментовать; альтовый концерт тоже не окончен. Работу над ними завершил друг Бартока, венгерский дирижер и композитор Тибор Шерли. Незадолго до этого Барток написал Сонату для скрипки соло по заказу Иегуди Менухина. Сочетание баховских традиций с языком и техникой инструментальной музыки XX века придает четырехчастной сонате специфический характер.

26 сентября 1945 года в Вестсайдском госпитале под Нью-Йорком умер от лейкемии Бела Барток. Венгрия уже была свободна. Композитор незадолго до кончины мечтал о возвращении на родину, но знал, что теперь это уже невозможно.

В 1955 году, отмечая выдающуюся роль Бартока в истории мировой музыкальной культуры и в связи с 10-летием со дня его смерти, Всемирный Совет мира постановил присудить ему Международную премию мира. 27 июля того же года премия была торжественно вручена его семье.

В 1956 году весь мир отметил 75-ю годовщину со дня рождения великого композитора, пианиста и ученого Бела Бартока, одного из тех великих музыкантов, которые прокладывают в искусстве новые пути и указывают дальнейшие магистрали, по которым человечество поднимается к вершинам музыкального прогресса.

< возвращаемся