Is white Is white
Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Bela Bartok / Bartok (a part II)

In the same 1911 Bartok addresses for the first time to theatre and composes an one-act opera "Грьюъ the duke Dark blue …юЁюфр" under the libretto Balasha Is white. The legend about the artful polygamist to the Dark blue Beard many times got on opera, operetta and ballet scenes. Together with librettist Bartok has originally rethought it.

In the lock of the duke the secret surrounds each of seven doors, as behind everyone - the important part of his life. Behind one - the weapon, for another treasures, behind the third - a room of tortures, behind the others - a garden, lake of tears, a bedchamber of the Dark blue Beard; for the seventh - shades of three his wives from which one was in the Morning, another - in the Midday, the third - Sunset hour of his life. And now the duke has resulted in lock Judif. Having grown fond of it, it has left a life full of light and pleasure, has left the father, the brother and the groom. The duke opens mysterious doors only after arrangements of Judifi. It bravely crosses a threshold of a room of shades of three wives: Mornings, Half-day and the Decline. Henceforth it becomes a shade, memoirs of its Nights.

In the symbolical form here it is told about seven doors of man's heart and about the love which has come in the evening of life, on a threshold of eternal night. Musical language of an opera differs from early and from the next opuses. This language - on a way from impressionism to an expressionism. Presence of two style tendencies can be heard even in the short introductions-characteristics sounding before opening by each of seven rooms.

After the first opera there is also a first ballet - "-хЁхт ээ№щ яЁшэч". As the author of the libretto the same playwright acts Balash Is white. Bartok has approached with it during meetings in creative association of the advanced Hungarian artists, called on number of its participants "-юёіьхЁъющ". In days of opening days of Bartok quite often showed also the products, and Balash Is white acted with an explanatory word. In landscapes and conversations of painters, in oral stories of Balasha, in music of Bartoka equally distinctly sounded excited skaz about Hungary.

In ballet "-хЁхт ээ№щ яЁшэч" motives of a national fairy tale are used.

... The Prince has seen the Princess and has immediately grown fond of it. And she at all has not noticed it and has left in the tiny lock standing on a green hill. The prince has rushed behind it, but the Fairy has bewitched wood, and it has stood in way. To draw attention of the Princess, the Prince removes the magnificent raincoat, throws over a staff, shears the gold curls, attaches them to a crown and then lifts over a head a staff with a crown, ringlets and a raincoat. The princess has quickened, it liked this doll. Without paying attention to the Prince, ugly, cut, it has seized a doll and has begun to dance with it. The prince has become sad. And when the Princess with a doll has dashed away in dance, wood left the Fairy. Having waved a magic wand, it has enjoined to weave to the Nature for the Prince a raincoat from colours, of the most thin shelkovinok to make curls. And the doll has bothered the Princess, she has thrown it, and the doll has collapsed. To the princess it became boring. She has run downwards, has seen the changed Prince and has fallen in love with it. But it, remembering insult and a pain, has not wished even to look at it. Tears of the princess have not helped also. Then it sostrigla the gold, long hair to the earth and became at once very ugly. The prince has looked a pas it, has regretted, has approached to it crying, unfortunate, has embraced her and has kissed. The princess and the Prince immediately became such what were earlier. They have stretched hands each other and have lived a long-long happy life...

In 1917 ballet has been put on the Budapest scene and since then lives in repertoire of many theatres of the world.

The Nearest after "-хЁхт ээю go яЁшэчр" years (1913-1918) are given work mainly over the chamber products connected with folklore: these are the Romanian dances and the Romanian Christmas songs for a piano, Eight Hungarian songs for a voice and a piano, Slovak national songs for the man's chorus, Fifteen Hungarian country dances for a piano. The same years there is a Second quartet, probably, written under the influence of tragical events of military years.

The First World War Termination, October revolution and the world response to it have huge influence on scope and intensity of the Hungarian revolutionary movement therefore on March, 21st, 1919 in Hungary the Soviet power has been proclaimed. From the very first days the Hungarian revolution of Bartok then and later not belonging to any political party, vigorously joins in a new life of the country. In the interview given to representatives of the press, he told necessities to pay attention on musical exceptional children of the poorest levels of population; about a crying need of radical revision of system of national education so that among other actions to enter training to singing at sight and melody records on hearing.

In 1918-19 Bartok writes the second ballet - "ГрёрЁютрээ№щ ¦рэфрЁшэ". The press ekspressionistskogo arts here is very appreciable. Bartok says that in the world in which wars where normal human feelings are destroyed, morals, culture are possible, even the love gets the character approaching it to dancing of death.

Action "ГрёрЁютрээю go ¦рэфрЁшэр" it is developed at the bottom of a city. The beautiful young girl - a bait in hands of three tramps. One after another in a room of the girl there are gentlemen. But any does not suit the tramps who have hidden behind a screen.... In the street there is a strange figure of the person in an unusual attire on which jewelry sparkle. It is the Tangerine. It so pugajushche is unusual that the girl otshatyvaetsja from a window. Late! He has seen it. Stumps on a ladder are audible. The Tangerine enters. His face - kamenno a motionless mask on which the slanting eyes which are watching each movement of the girl sparkle. It runs off in other corner of a room. A tangerine - behind it. The girl dances. The tangerine rushes to it, they struggle. Then from an ambush there are three and overtake the victim...

In the Tangerine the life hardly glimmers. The girl the strange feeling of human tenderness to the dying seizes. It falls on a floor, embraces the Tangerine and, lulling, sees off in a final journey...

Music "ГрёрЁютрээю go ¦рэфрЁшэр" amazes with a combination ekspressionistskoj gloom and human heat. Known German baletoved Eberhard Rebling wrote: "…рЁ=юъ was the fanatical selector of the truth. It acted with limiting resoluteness against injustice, hypocrisy and brutality... Makes related both ballets of Bartoka a celebration of true human love over external shine, over harm, over everything hostile цшчэш".

In the early twenties, soon after defeat of the Hungarian revolution, against the most progressive forces of the Hungarian society skilfully organised persecution in a press, in establishments, public organisations is conducted. Bartok and two most outstanding musical figures: Zoltan Kodaj and Erne Donani are under constant fire of provokers and henchmen of a counterrevolutionary mode. Without wishing to accept a humiliating situation on the native land, Bartok undertakes a series of long concert tours across all Europe and the USA. Everywhere its music and its performing talent cause enthusiastic welcome. With especial success pass its performances in Soviet Union in 1928-1929. Its concerts in Moscow, Leningrad and other cities have been accepted with enthusiasm. It conducted the Dancing suite, "-тѕь  яюЁ=Ёх=рьш" played the First concert for a piano, written in 1926.

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Bela Bartok / Бела Барток (часть II)

В том же 1911 году Барток впервые обращается к театру и сочиняет одноактную оперу "Замок герцога Синяя Борода" по либретто Бела Балаша. Легенда о коварном многоженце Синей Бороде много раз попадала на оперные, опереточные и балетные сцены. Вместе с либреттистом Барток своеобразно переосмыслил ее.

В замке герцога тайна окружает каждую из семи дверей, так как за каждой - важная часть его жизни. За одной - оружие, за другой сокровища, за третьей - комната пыток, за остальными - сад, озеро слез, опочивальня Синей Бороды; за седьмой - тени трех его жен, из которых одна была Утром, другая - Полднем, третья - Закатным часом его жизни. А сейчас герцог привел в замок Юдифь. Полюбив его, она оставила жизнь, полную света и радости, оставила отца, брата и жениха. Герцог открывает таинственные двери только после уговоров Юдифи. Она отважно переступает порог комнаты теней трех жен: Утра, Полдня и Заката. Отныне она станет тенью, воспоминанием его Ночей.

В символической форме здесь рассказывается о семи дверях мужского сердца и о любви, пришедшей на склоне жизни, на пороге вечной ночи. Музыкальный язык оперы отличается от ранних и от соседних опусов. Язык этот - на пути от импрессионизма к экспрессионизму. Наличие двух стилевых тенденций можно услышать даже в коротких вступлениях-характеристиках, звучащих перед открытием каждой из семи комнат.

Вслед за первой оперой появляется и первый балет - "Деревянный принц". Автором либретто выступает тот же драматург Бела Балаш. Барток сблизился с ним во время встреч в творческом объединении передовых венгерских художников, называвшимся по числу его участников "Восьмеркой". В дни вернисажей Барток нередко показывал и свои произведения, а Бела Балаш выступал с пояснительным словом. В пейзажах и жанровых картинах живописцев, в устных рассказах Балаша, в музыке Бартока одинаково отчетливо звучал взволнованный сказ о Венгрии.

В балете "Деревянный принц" использованы мотивы народной сказки.

...Принц увидел Принцессу и в то же мгновение полюбил ее. А она его даже не заметила и ушла в свой крохотный замок, стоящий на зеленом холме. Принц бросился за ней, но Фея заворожила лес, и он загородил дорогу. Чтоб привлечь внимание Принцессы, Принц снимает свой великолепный плащ, набрасывает на жезл, состригает свои золотые кудри, прикрепляет их к короне и тогда поднимает над головой жезл с короной, локонами и плащом. Принцесса оживилась, ей понравилась эта кукла. Не обращая внимания на Принца, некрасивого, остриженного, она схватила куклу и принялась с ней танцевать. Принц загрустил. И когда Принцесса с куклой умчалась в танце, из леса вышла Фея. Взмахнув волшебной палочкой, она повелела Природе соткать для Принца плащ из цветов, из тончайших шелковинок сделать кудри. А кукла надоела Принцессе, она ее бросила, и кукла развалилась. Принцессе стало скучно. Она побежала вниз, увидела преображенного Принца и влюбилась в него. Но он, помня обиду и боль, не пожелал даже взглянуть на нее. Не помогли и слезы принцессы. Тогда она состригла свои золотые, длинные до земли волосы и сразу стала очень некрасивой. Принц взглянул па нее, пожалел, подошел к ней, плачущей, несчастной, обнял ее и поцеловал. Принцесса и Принц в то же мгновение стали такими, какими были раньше. Они протянули руки друг другу и прожили длинную-длинную счастливую жизнь...

В 1917 году балет был поставлен на будапештской сцене и с тех пор живет в репертуаре многих театров мира.

Ближайшие после "Деревянного принца" годы (1913-1918) отданы работе преимущественно над камерными произведениями, связанными с фольклором: это Румынские танцы и Румынские рождественские песни для фортепиано, Восемь венгерских песен для голоса и фортепиано, Словацкие народные песни для мужского хора, Пятнадцать венгерских крестьянских танцев для фортепиано. В эти же годы возникает Второй квартет, возможно, написанный под влиянием трагических событий военных лет.

Окончание первой мировой войны, Октябрьская революция и мировой отклик на нее оказывают огромное воздействие на размах и интенсивность венгерского революционного движения, в результате чего 21 марта 1919 года в Венгрии провозглашена была Советская власть. С первых же дней венгерской революции Барток, ни тогда и ни позже не принадлежавший ни к какой политической партии, энергично включается в новую жизнь страны. В интервью, данном представителям печати, он говорил необходимости обратить внимание на музыкально одаренных детей беднейших слоев населения; о настоятельной потребности радикального пересмотра системы народного образования с тем, чтобы среди других мероприятий ввести обучение пению с листа и записи мелодии по слуху.

В 1918-19 годах Барток пишет свой второй балет - "Зачарованный Мандарин". Печать экспрессионистского искусства здесь очень заметна. Барток говорит, что в мире, в котором возможны войны, где уничтожены нормальные человеческие чувства, мораль, культура, даже любовь приобретает характер, приближающий ее к пляске смерти.

Действие "Зачарованного Мандарина" развертывается на дне большого города. Красивая молодая девушка - приманка в руках трех бродяг. Один за другим в комнате девушки оказываются кавалеры. Но ни один не устраивает притаившихся за ширмой бродяг. ...На улице появляется странная фигура человека в необычном одеянии, на котором сверкают драгоценности. Это Мандарин. Он так пугающе необычен, что девушка отшатывается от окна. Поздно! Он ее увидел. Слышны тяжелые шаги по лестнице. Входит Мандарин. Его лицо - каменно неподвижная маска, на которой сверкают раскосые глаза, следящие за каждым движением девушки. Она отбегает в другой угол комнаты. Мандарин - за ней. Девушка танцует. Мандарин бросается к ней, они борются. Тогда из засады появляются трое и настигают свою жертву...

В Мандарине еле теплится жизнь. Девушкой овладевает странное чувство человеческой нежности к умирающему. Она опускается на пол, обнимает Мандарина и, убаюкивая, провожает в последний путь...

Музыка "Зачарованного Мандарина" поражает сочетанием экспрессионистской мрачности и человеческого тепла. Известный немецкий балетовед Эберхард Реблинг писал: "Барток был фанатическим искателем правды. Он выступал с предельной решительностью против несправедливости, лицемерия и бесчеловечности... Роднит оба балета Бартока торжество истинной человеческой любви над внешним блеском, над злом, над всем, враждебным жизни".

В начале 20-х годов, вскоре после разгрома Венгерской революции, против наиболее прогрессивных сил венгерского общества ведется умело организованная травля в прессе, в учреждениях, общественных организациях. Барток и два виднейших музыкальных деятеля: Золтан Кодай и Эрне Донани находятся под постоянным огнем провокаторов и прихвостней контрреволюционного режима. Не желая мириться с унизительной ситуацией на родине, Барток предпринимает серию длительных концертных турне по всей Европе и США. Всюду его музыка и его исполнительский талант вызывают горячий прием. С особенным успехом проходят его выступления в Советском Союзе в 1928-1929 годах. Его концерты в Москве, Ленинграде и других городах приняты были с энтузиазмом. Он дирижировал Танцевальной сюитой, "Двумя портретами", играл свой Первый концерт для фортепиано, написанный в 1926 году.

< возвращаемся - читаем дальше >