Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Claude Debussy / Claude Debussy (1862-1918)

Claude Ashil Debussy was born in small town Sen-Zhermen-an-Le, near to Paris. The boy as it was necessary in families of an average bourgeois prosperity, trained in game on a piano. To it has carried. Mote de Flervy - Chopin schoolgirl was its teacher. It is difficult to us to judge its pianistic method of training. But one - is doubtless: in the pupil it has installed huge love to music. Eleven years it has arrived in the Parisian conservatory in which head there was Ambruaz of Volume, the author of many operas, including widely known "¦шэіюэ№".

Claude Debussy / Claude Debussy Conservatoire years Debussys are noted by any events. Its outstanding abilities in anybody from teachers did not cause doubts: at Djurana teaching harmony, at the well-known expert in solfeggio of Lavinjaka, at pianist Marmontelja. About Debussy's employment was in earnest, even with eagerness. But really he was on friendly terms only with one teacher - Ernest Giro. To it, to a class of a composition, Debussy has got eighteen-year the young man, by then to much learnt at sinklita the instructors. To that have they learnt him? Technologies of composer craft. Certainly, Debussy composed music and those early years, but it was estimated mainly from a position of the code academic "чръюэют" compositions: correctly - it is wrong. The freshness of thought, originality were not in honour. This spirit went from the head of conservatoire administration, from Ambruaza of the Volume spreading solid, but wingless academism.

Ernest Giro, the person of a broad outlook perfectly knowing poetry, driving friendship with the artists rejected by official salons, hotly discussing with the pupils sharp aesthetic problems of day was Other. The youth, and especially Debussy, was imposed also by that Giro was the closest friend so tragically early the died George Bizet.

What wrote Debussy these early years? Here before us some its romances composed fourteen-sixteen-year young man: "Гтхчфэр  эюёі" on verses of Teodora de Banvy, "¤ЁхъЁрёэ№щ тхёхЁ" cast Polem Burzhe, "+ыхср in чтх=ѕ" on words of Andre Zhiro. In these early, in something even naive opuses Debussy's typical lines already affect: a subtlety of lyrical intonation, avoiding of the open emotional statement, a certain chill of a timid youth. But in them one remarkable line - aspiration to "яхщчрцэюё=ш" already looks through; to the picturesque images, shown long before personal and creative contacts to artists-impressionists.

The event which has set the appreciable seal on its further creative biography has rushed Into eighteen-year Debussy's life. The absolutely unexpectedly young musician has appeared at first in a superluxurious Swiss resort of Interlaken, and then in Venice, Rome, Vienna and, at last... In Moscow. The hope of Filaretovna a background of Mecca, the millionaire known as metsenatka of Tchaikovsky, has addressed to Marmontelju with the request to recommend any young pianist freely reading "ё ышё=р" on a post "фюьр°эхую ьѕч№ърэ=р". He should play at will "яр=Ёюэхёё№" any music to participate together with it in four-manual ensemble and if it is required, to give piano lessons to its children. Marmontel recommended the favourite pupil - Debussy. Here the first response about it in the letter a background of Mecca to Tchaikovsky: "+ёхэі extensive advantage... It that it in delight from yours ьѕч№ъш".

The Ardent, impressionable young man gets to Moscow in years when in all breadth creativity of the Mighty small group when prime ministers "-хсхфшэюую ючхЁр" recently have ceased was developed; and "‡тухэш  +эхушэр" (both in Moscow). Debussy has plunged in absolutely unknown to it the music world unlike all that it could hear, play, study in Paris. It is grasped by riches and novelty of harmonious language "ъѕёъшё=ют" it is bewitched by originality of their scores; it is amazed freshness, even with tartness of intonational courses of music of Borodino, Musorgsky, Roman-korsakova, captivating softness melodiki Tchaikovsky. Not casually many years later, already after death Debussy, Jean Cocteau and Darius Mijo complained that on ways of the French music composers of the Mighty small group have placed "Ёѕёёъѕ¦ чрярфэ¦"...

Debussy with a great interest perceived Russian music. It processes for 4 hands dances - Spanish, Neapolitan and Russian - from "-хсхфшэюую ючхЁр" plays with the Russian colleague P.Danilchenko in four hands of product of Glinka (the special impression on it makes "+Ёруюэёър  §ю=р"). As soon as the clavier "+Ёыхрэёъющ фхт№" has come out; Debussy under the request a background of Mecca repeatedly loses Tchaikovsky all opera. It studies romances of Borodino, and later, recollecting the impressions of the symphony-suite "+э=рЁ" Roman-korsakova, declares: "-шё=ю cannot resist power of this ьѕч№ъш".

In 1933 the Moscow professor of mathematics K.Bogushevsky - the passionate bibliophile, has got a heap of hand-written notes at the secondhand bookseller. Among isolated sheets the music book with an inscription in French suddenly has flashed: "+°шыі Debussy, the Symphony si a minor for a piano in 4 Ёѕъш". Soon the Soviet Musical publishing house has published it. In the first of three sections - Andante - it is possible to catch Brams's influence. But also in it, as well as in the further statement, the affinity to Russian music of 70th years obviously affects. Especially in the second section - "…рых=эющ рЁшш" which associates with Tchaikovsky waltz themes, Borodino "-юъ=¦Ёэюь" from the Second quartet, a collateral theme from to-minor the symphony of Taneeva. "рѕёёъшх тяхёр=ыхэш " it is not necessary to erect in a determinative of formation of young Debussy. But hardly it is fair to speak about them casually as it is done by many foreign researchers.

After trips to Russia (1880, 1881, 1882) Debussy has returned to Paris. Before it there was a problem to achieve the Roman award. The Roman award gave the chance to the winner to spend in Rome three years for the purpose of improvement. It was awarded by the jury decision led by the director of conservatory. This honourable award was won by a cantata "…ыѕфэ№щ ё№э". In spite of the fact that Debussy it is obvious "яЁшуырцштрх=" the manner of the letter and somewhere even tries to resemble Ambruaza of Volume, in "…ыѕфэюь ё№эх" the original talent of the young composer is already distinctly heard. Especially - in an aria of Lii, mother Azaelja, left a native home. This aria takes a special place in Debussy's heritage on brightness of an emotional tone. For are most typical for its music of the tendency "рэ=шЁюьрэ=шёхёъшх" aspiration not to admit open expression of feelings.

The Years spent by Debussy in Rome, have not justified its expectations. And the compositions written there - are faster formal reports on the done work, than true fruits of inspired work. Among them - a symphonic ode "Г¦ыхщьр" on verses G.Buaje cast "+ыіьрэёюЁюь" G.Gejne, a cantata "-хтр-шчсЁрээшчр" with D.Rossetti's text, chorus "-хёэр" on Z.Barbe's verses.

Last decades a XIX-th century the French musicians appear involved in an orbit of sharp creative disputes on Riharde Wagner. Debussy passes some stages in the relation to the ingenious author "-юыічр эшсхыѕэур". The strongest impression makes on it "КЁшё=рэ and Ђчюыіфр" an opera, slyshannaja it for the first time in Vienna in wanderings across Europe about a background of Mecca. Spicy chromatic harmonies "КЁшё=рэр" clear up in Debussy aspiration to even more refined soundings, to infringement "ъюфхъёр чтѕъюёюёх=рэшщ" which makes a basis "¶ѕэъчшюэрыіэющ урЁьюэшш" that is doctrines about system podchineny akkordovyh sequences to certain rules, throughout several centuries considered as the firm.

Step by step Debussy liberates certain categories of chords, so-called "эхѕё=ющёшт№§" sound combinations from prespecified by their rules "яютхфхэш ". Ignoring support, to which it "эрфыхцш=" to aspire, they as though hang in air, finding, on terminology of our days, certain "эхтхёюьюё=і" as they have fallen outside the limits attraction sphere "ѕё=юхт" or support. There is the harmonious atmosphere typical for Debussy sated difficult sound "я =эрьш". In a new fashion Debussy treats also an orchestra. To the dense, recondensed sound fabric vagnerovskih Debussy's scores opposes transparent, lacy sonorities in which any tembrovaja the detail does not lose individuality. If the basic melodic thought is charged, for example, to a flute, it not "яюфъЁхяы х=" does not double any other tool. Debussy often resorts to freakish, "чртѕрышЁютрээ№ь" To sonorities, against which that here for an instant sound spangles, like bright and for dominating colour to unexpected dab on a cloth of the artist-impressionist there will sparkle.

it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

срочное изготовление рамок для графики
Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Claude Debussy / Клод Дебюсси (1862-1918)

Клод Ашиль Дебюсси родился в небольшом городке Сен-Жермен-ан-Ле, недалеко от Парижа. Мальчика, как полагалось в семьях среднего буржуазного достатка, обучали игре на фортепиано. Ему повезло. Его учительницей была Мотэ де Флервий - ученица Шопена. Нам трудно судить о ее пианистическом методе обучения. Но одно - несомненно: в своего ученика она вселила огромную любовь к музыке. Одиннадцати лет он поступил в Парижскую консерваторию, во главе которой стоял Амбруаз Тома, автор многих опер, в том числе широко известной "Миньоны".

Клод Дебюсси / Claude DebussyКонсерваторские годы Дебюсси не отмечены никакими событиями. Его выдающиеся способности ни у кого из педагогов не вызывали сомнений: ни у Дюрана, преподававшего гармонию, ни у знаменитого специалиста по сольфеджио Лавиньяка, ни у пианиста Мармонтеля. К занятиям Дебюсси относился серьезно, даже с рвением. Но по-настоящему дружил он только с одним учителем - Эрнестом Гиро. К нему, в класс композиции, Дебюсси попал восемнадцатилетним юношей, к тому времени многому научившимся у синклита своих наставников. Чему они его научили? Технологии композиторского ремесла. Конечно, Дебюсси сочинял музыку и в те ранние годы, но оценивалась она преимущественно с позиции кодекса академических "законов" композиции: правильно - неправильно. Свежесть мысли, оригинальность были не в чести. Дух этот шел от главы консерваторской администрации, от Амбруаза Тома, насаждавшего солидный, но бескрылый академизм.

Иным был Эрнест Гиро, человек широкого кругозора, отлично знавший поэзию, водивший дружбу с художниками, отвергнутыми официальными салонами, горячо обсуждавший со своими учениками острые эстетические проблемы дня. Молодежи, а особенно Дебюсси, импонировало и то, что Гиро был ближайшим другом так трагически рано умершего Жоржа Бизе.

Что писал Дебюсси в эти ранние годы? Вот перед нами несколько его романсов, сочиненных четырнадцати-шестнадцатилетним юношей: "Звездная ночь" на стихи Теодора де Банвий, "Прекрасный вечер", навеянный Полем Бурже, "Хлеба в цвету" на слова Андре Жиро. В этих ранних, в чем-то даже наивных опусах уже сказываются типичные черты Дебюсси: тонкость лирической интонации, избегание открытого эмоционального высказывания, некий холодок застенчивой юности. Но в них уже проглядывает одна примечательная черта - стремление к "пейзажности", к живописным образам, проявившаяся задолго до личных и творческих контактов с художниками-импрессионистами.

В жизнь восемнадцатилетнего Дебюсси ворвалось событие, наложившее заметную печать на его дальнейшую творческую биографию. Совершенно неожиданно молодой музыкант оказался сначала в сверхфешенебельном швейцарском курорте Интерлакен, а затем в Венеции, Риме, Вене и, наконец... в Москве. Надежда Филаретовна фон Мекк, миллионерша, известная как меценатка Чайковского, обратилась к Мармонтелю с просьбой рекомендовать какого-нибудь молодого пианиста, свободно читающего "с листа", на должность "домашнего музыканта". Он должен был играть по желанию "патронессы" всякую музыку, участвовать вместе с нею в четырехручном ансамбле и, если понадобится, давать уроки фортепиано ее детям. Мармонтель рекомендовал своего любимого ученика - Дебюсси. Вот первый отзыв о нем в письме фон Мекк Чайковскому: "Очень обширное достоинство... это то, что он в восторге от Вашей музыки".

Пылкий, впечатлительный юноша попадает в Москву в годы, когда во всю ширь развернулось творчество Могучей кучки, когда недавно отзвучали премьеры "Лебединого озера" и "Евгения Онегина" (обе в Москве). Дебюсси окунулся в совершенно неведомый ему музыкальный мир, непохожий на все то, что ему доводилось слышать, играть, изучать в Париже. Он захвачен богатством и новизной гармонического языка "кучкистов", заворожен самобытностью их партитур; его поражают свежесть, даже терпкость интонационных ходов музыки Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, пленительная мягкость мелодики Чайковского. Не случайно много лет спустя, уже после смерти Дебюсси, Жан Кокто и Дариус Мийо сетовали на то, что на путях французской музыки композиторы Могучей кучки расставили "русскую западню"...

Дебюсси с глубоким интересом воспринимал русскую музыку. Он обрабатывает для 4-х рук танцы - Испанский, Неаполитанский и Русский - из "Лебединого озера", играет со своим русским коллегой П. Данильченко в четыре руки произведения Глинки (особое впечатление на него производит "Арагонская хота"). Как только вышел из печати клавир "Орлеанской девы", Дебюсси по просьбе фон Мекк неоднократно проигрывает всю оперу Чайковского. Он изучает романсы Бородина, а позже, вспоминая свои впечатления от симфонии-сюиты "Антар" Римского-Корсакова, заявляет: "Ничто не может устоять перед мощью этой музыки".

В 1933 году московский профессор математики К. Богушевский - страстный библиофил, приобрел у букиниста груду рукописных нот. Среди разрозненных листов вдруг мелькнула нотная тетрадь с надписью на французском языке: "Ашиль Дебюсси, Симфония си минор для фортепиано в 4 руки". Вскоре советское Музыкальное издательство опубликовало ее. В первом из трех разделов - Andante - можно уловить влияние Брамса. Но и в нем, как и в дальнейшем изложении, явно сказывается близость к русской музыке 70-х годов. Особенно во втором разделе - "Балетной арии", которая ассоциируется с вальсовыми темами Чайковского, бородинским "Ноктюрном" из Второго квартета, побочной темой из до-минорной симфонии Танеева. "Русские впечатления" не следует возводить в решающий фактор формирования молодого Дебюсси. Но вряд ли справедливо говорить о них вскользь, как это делают многие зарубежные исследователи.

После поездок в Россию (1880, 1881, 1882) Дебюсси вернулся в Париж. Перед ним встала задача добиться Римской премии. Римская премия давала лауреату возможность провести в Риме три года с целью усовершенствования. Она присуждалась решением жюри во главе с директором консерватории. Эту почетную премию завоевала кантата "Блудный сын". Несмотря на то, что Дебюсси явно "приглаживает" свою манеру письма и где-то даже старается походить на Амбруаза Тома, в "Блудном сыне" уже отчетливо слышится самобытный талант молодого композитора. Особенно - в арии Лии, матери Азаэля, покинувшего родной дом. Эта ария занимает особое место в наследии Дебюсси по яркости эмоционального тонуса. Ибо наиболее типичны для его музыки тенденции "антиромантические", стремление не допустить открытого выражения чувств.

Годы, проведенные Дебюсси в Риме, не оправдали его ожиданий. И написанные там сочинения - скорей формальные отчеты о проделанной работе, чем истинные плоды вдохновенного труда. Среди них - симфоническая ода "Зюлейма" на стихи Г. Буайе, навеянная "Альмансором" Г. Гейне, кантата "Дева-избранница" с текстом Д. Россетти, хор "Весна" на стихи Ж. Барбье.

В последние десятилетия XIX века французские музыканты оказываются вовлеченными в орбиту острых творческих споров о Рихарде Вагнере. Дебюсси проходит несколько стадий в своем отношении к гениальному автору "Кольца нибелунга". Сильнейшее впечатление производит на него "Тристан и Изольда", опера, слышанная им впервые в Вене в период странствий по Европе с фон Мекк. Пряные хроматические гармонии "Тристана" пробуждают в Дебюсси стремление к еще более изысканным звучаниям, к нарушению "кодекса звукосочетаний", который составляет основу "функциональной гармонии", то есть учения о системе подчинений аккордовых последовательностей определенным правилам, на протяжении нескольких столетий считавшихся незыблемыми.

Шаг за шагом Дебюсси раскрепощает определенные категории аккордов, так называемых "неустойчивых" звукосочетаний от предуказанного правилами их "поведения". Игнорируя опоры, к которым им "надлежит" стремиться, они как бы повисают в воздухе, обретая, по терминологии наших дней, некую "невесомость", так как они вышли за пределы сферы притяжения "устоев" или опор. Возникает типичная для Дебюсси гармоническая атмосфера, насыщенная сложными звуковыми "пятнами". По-новому Дебюсси трактует и оркестр. Густой, переуплотненной звуковой ткани вагнеровских партитур Дебюсси противопоставляет прозрачные, кружевные звучности, в которых ни одна тембровая деталь не теряет индивидуальности. Если основная мелодическая мысль поручена, например, флейте, то ее не "подкрепляет", не удваивает никакой другой инструмент. Дебюсси часто прибегает к причудливым, "завуалированным" звучностям, на фоне которых то здесь, то там сверкнут на мгновенье звуковые блестки, подобно яркому и для господствующего колорита неожиданному мазку на полотне художника-импрессиониста.

читаем дальше >