Main cтраница Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница
Main cтраница

Main cтраница
Main cтраница Main cтраница Main cтраница Main cтраница

Claude Debussy / Claude Debussy (a part II)

There are no doubts that on Debussy's understanding of the picturesque nature of an orchestra has rendered a great influence Roman-korsakov, especially two scores: "Пх§хЁрчрфющ" and "Ђёярэёъшь ъряЁшёёшю".

However highly we would aim influence on Debussy of factors "ёшё=ю ьѕч№ърыіэ№§" - national traditions of music, vagnerianstvo ("КЁшё=рэ") And later antivagnerianstvo, influence of Russian school, we should recognise what to be limited only to this music line it is impossible at the analysis of formation of its creative person. Its creative portrait would be incomplete, if constant contacts of the composer to other arts and, first of all, with painting and poetry have not been considered. It is indifferent to theatre, though, apparently, in such large centre of theatrical culture as Paris, it was easy to find genres and performances on all tastes. It the regular customer of exhibitions, opening days; it is admired with Edward Mane, Sisley, Renoir, Claude Mone's cloths. All that group of the French painters-contemporaries which has crashed out from fetters of the academic art is close to it and has directed on air, to Hay, to a beach, rocks of Antiba; There, where, having thrown back a head, it is possible to admire the form, colour, movement of clouds where game of treatments of light and shade and reflexion in water give effects about which hermits of the academic workshops did not suspect.

As well it is grasped by poetry of symbolists - Charles Baudelaire, Paul Verlaine, Stefana Mallarme. He is on friendly terms with Anri de Repe, many which pages of novels the refinement remind poems in prose.

Having returned from Italy, tired, disappointed, with sensation of in vain spent time for the academic formal replies, instead of on creativity, Debussy with greed plunges in ostrodiskussionnuju atmosphere literary and art, salons. The house of architect Vane and salon Stefana Mallarme become for it the most favourite centres of an intellectual life. To it which have not stepped still the thirtieth anniversary, it would be necessary to translate into language of music of impression, sensation, the images which are born under the influence of poetry and painting.

The First arise "Грс№=№х рЁшх==№" on Verlaine's verses with such typical subtitle: "¤хёхэъш, the Belgian landscapes and рътрЁхыш". For the first time Verlaine's verses have found in music the ideal response on style; for the first time music so has close approached to impressionistic painting. After verlenovskim a cycle including "¦ъё=рч" "Рыхч№ mine ёхЁфчр" "Кхэі фхЁхтіхт" "Гхыхэі" "-хЁхт ээѕ¦ ыю°рфъѕ" "Ряышэ" Debussy writes music to Charles Baudelaire's Five poems: "…рыъюэ" "-хёхЁэ   урЁьюэш " "ЂуЁр тюф№" "Грфѕьёштюё=і" and "РьхЁ=і ты¦сыхээ№§".

So, it has been in the late eighties created eleven vocal miniatures, very indicative for that new manner of the letter which has arisen at a crossroads of musical, poetic and picturesque impressions of Debussy. In definition of this new manner by the first the word "шч№ёърээюё=і" should sound;. It is identical prilozhimo to character of interpretation of the text, and the most thin distribution of treatments of light and shade of piano party and to that typical to Debussy zavualirovannosti an emotional tone at which sincere agitation is more soon guessed, than is heard.

Debussy has entered listeners into the new sound world of hardly notable colourful shades, the unexpected harmonious stains clear, the natural vocal recitation, the world in which, unlike romantic art, emotional conditions are given not in direct statements, and in the remote echoes.

Found it in a chamber genre a manner of the letter of Debussy transfers to a genre symphonic and in the early nineties writes the well-known Prelude to "¤юёыхяюыѕфхээюьѕ to rest ¶ртэр" the music cast with the same name eklogoj by Stefana Mallarme. The genre eklogi, representing dialogue of characters antique bukolicheskoj poetry, became for a long time object of historico-literary researches, but Mallarme has anew addressed to it: in its imagination images of nymphs, dryads, kozlonogih were restricted, modulations of a flute of the Sir sounded, spicy aroma nagretogo the midday sun of a plot of land on the bank of Aegean sea streamed... Its bewitching tune tsevnitsy Debussy has recreated This midday languor, the scared exclamations of bathing dryads to which the shaggy patron of shepherds creeps, the music which has become by the classical sample of impressionistic art. "Иртэ" Debussy the plastic expressiveness repeatedly drew attention of choreographers, since Vaclav Nizhinsky who has put it in the form of a choreographic picture in 1912. After the first execution "¤юёыхяюыѕфхээюую rest ¶ртэр" Debussy has received very excited his letter of Mallarme: "-р°р an illustration "Иртэр" not only does not discord with my text, on the contrary, it exceeds its nostalgia, amazing keenness, pensiveness and сюур=ё=тюь".

Debussy's talent in three symphonic "-юъ=¦Ёэр§" has even more full revealed; written in the late nineties. The first of them - "+сырър": in it the composer, as he said, transfers the mood arising at contemplation of an eternal picture of the sky on which slowly, it is melancholic dvizhutsja snow-white clouds, istaivajushchie in grey a smoke. In the second nocturne named "¤Ёрчфэхё=тр" Debussy has set for itself a problem especially difficult: to sing of from time immemorial pulsing rhythm of shone atmosphere through which the celebratory train coming nearer from apart and leaving afar moves. The third nocturne - "РшЁхэ№" - it is penetrated by softly waving rhythm of sea waves on which sirens sing the songs full of an appeal and temptation.

In a piano cycle "¦ё=рья№" Debussy again acts as the ingenious musician-landscape writer. Freakish colour "¤руюф" (the first of three "¦ё=рьяют") especially impresses because of use exotic pjatistupennogo zvukorjada; a series of genre scenes where are audible a guitar ring, the night rustles, the muffled whisper of lyrical outpourings, unites a characteristic rhythm of the Spanish dances in the second "¦ё=рьях" - "-хёхЁ in +Ёхэрфх". The third - "Ррф№ under фюцфхь" - one of masterpieces impressionistic zvukopisi.

Debussy addresses to a genre of a piano miniature throughout all creative way, feeling requirement to transfer the most thin images and sensations, using the richest possibilities of harmonies-timbres of the tool which itself owned in perfection. So there are its preludes which names sound as poetry: "О=ю saw western тх=хЁ" "Ихш - delightful =рэчютЁшч№" "Гтѕъш and smells fly in evening тючфѕ§х" "КхЁЁрёр, shined lunar ётх=юь" "-хтѕ°ър with colour hair ыіэр". Such are some plays from two writing-books, each of which contains 12 preludes. And, again we underline, impulses for music, in the majority, there are visions.

With the greatest force this property of talent of Debussy affects in its symphonic suite "¦юЁх" having a subtitle typical for the fine arts: "КЁш Іёъшчр". "¦юЁх" it is written in 1905. Will not be the big exaggeration if we tell that it is written from nature as in it were reflected (judging by statements of the composer) impressions of ocean and Mediterranean sea coast. The first of Debussy's three parts named "+= a dawn in the forenoon on ьюЁх" the second - "ЂуЁр тюыэ" last - "-шрыюу a wind with ьюЁхь".

< we come back - it is readable further >

Главная cтраница Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница
Главная cтраница

Головна cтраница
Головна cтраница
Головна cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница
Галоўная cтраница

Главная cтраница
Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница Главная cтраница

Claude Debussy / Клод Дебюсси (часть II)

Нет сомнений, что на понимание Дебюсси живописной природы оркестра оказал большое влияние Римский-Корсаков, особенно двумя своими партитурами: "Шехеразадой" и "Испанским каприччио".

Сколь высоко мы ни целили бы влияние на Дебюсси факторов "чисто музыкальных" - национальные традиции музыки, вагнерианство ("Тристан") и позже антивагнерианство, воздействие русской школы, мы должны признать, что ограничиться только этим музыкальным рядом невозможно при анализе формирования его творческой личности. Его творческий портрет был бы неполон, если бы не были учтены постоянные контакты композитора с другими искусствами и, прежде всего, с живописью и поэзией. К театру он равнодушен, хотя, казалось бы, в таком крупном центре театральной культуры, как Париж, легко было найти жанры и спектакли на все вкусы. Он постоянный посетитель выставок, вернисажей; его восхищают полотна Эдуарда Манэ, Сислея, Ренуара, Клода Монэ. Ему близка вся та группа французских живописцев-современников, которая вырвалась на волю из оков академического искусства и устремилась на воздух, к Сене, взморью, скалам Антиба; туда, где, запрокинув голову, можно любоваться формой, колоритом, движением облаков, где игра светотеней и отражения в воде дают эффекты, о которых и не подозревали затворники академических мастерских.

В такой же мере его захватывает поэзия символистов - Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. Он дружит с Анри де Репье, многие страницы романов которого своей утонченностью напоминают стихотворения в прозе.

Вернувшись из Италии, усталый, разочарованный, с ощущением зря потраченного времени на академические отписки, а не на творчество, Дебюсси с жадностью погружается в остродискуссионную атмосферу литературно-художественных, салонов. Дом архитектора Ванье и салон Стефана Малларме становятся для него самыми любимыми центрами интеллектуальной жизни. Ему, не перешагнувшему еще своего тридцатилетия, не терпится перевести на язык музыки впечатления, ощущения, образы, рождающиеся под влиянием поэзии и живописи.

Первыми возникают "Забытые ариетты" на стихи Верлена с таким типичным подзаголовком: "Песенки, бельгийские пейзажи и акварели". Впервые стихи Верлена нашли в музыке идеальный по стилю отклик; впервые музыка так близко подошла к импрессионистской живописи. Вслед за верленовским циклом, включавшим "Экстаз", "Слезы моего сердца", "Тень деревьев", "Зелень", "Деревянную лошадку", "Сплин", Дебюсси пишет музыку к Пяти поэмам Шарля Бодлера: "Балкон", "Вечерняя гармония", "Игра воды", "Задумчивость" и "Смерть влюбленных".

Так, в конце 80-х годов было создано одиннадцать вокальных миниатюр, очень показательных для той новой манеры письма, которая возникла на перекрестке музыкальных, поэтических и живописных впечатлений Дебюсси. В определении этой новой манеры первым должно прозвучать слово "изысканность". Оно одинаково приложимо к характеру интерпретации текста, и тончайшему распределению светотеней фортепианной партии и к той типичной для Дебюсси завуалированности эмоционального тонуса, при которой душевная взволнованность скорей угадывается, чем слышится.

Дебюсси ввел слушателей в новый звуковой мир еле ощутимых красочных оттенков, неожиданных гармонических пятен, ясной, естественной вокальной декламации, мир, в котором, в отличие от романтического искусства, эмоциональные состояния даны не в прямых высказываниях, а в отдаленных отзвуках.

Найденную им в камерном жанре манеру письма Дебюсси переносит в жанр симфонический и в начале 90-х годов пишет свою знаменитую Прелюдию к "Послеполуденному отдыху фавна", музыку, навеянную одноименной эклогой Стефана Малларме. Жанр эклоги, представляющей собой диалог персонажей античной буколической поэзии, давно стал объектом историко-литературных исследований, но Малларме заново обратился к нему: в его воображении теснились образы нимф, дриад, козлоногих, звучали переливы флейты Пана, струился пряный аромат нагретого полуденным солнцем клочка земли на берегу Эгейского моря... Эту полуденную истому, испуганные возгласы купающихся дриад, к которым подкрадывается косматый покровитель пастухов, завораживающий напев его цевницы Дебюсси воссоздал музыкой, ставшей классическим образцом импрессионистского искусства. "Фавн" Дебюсси своей пластической выразительностью неоднократно привлекал внимание хореографов, начиная с Вацлава Нижинского, поставившего его в виде хореографической картины в 1912 году. После первого исполнения "Послеполуденного отдыха фавна" Дебюсси получил очень взволновавшее его письмо Малларме: "Ваша иллюстрация "Фавна" не только не диссонирует с моим текстом, наоборот, она превышает его ностальгией, изумительной чуткостью, мечтательностью и богатством".

Еще полней раскрылось дарование Дебюсси в трех симфонических "Ноктюрнах", написанных в конце 90-х годов. Первый из них - "Облака": в нем композитор, по его словам, передает настроение, возникающее при созерцании вечной картины неба, по которому медленно, меланхолично движутся белоснежные облака, истаивающие в серой дымке. Во втором ноктюрне, названном "Празднества", Дебюсси поставил перед собой задачу особенно сложную: воспеть извечно пульсирующий ритм светящейся атмосферы, сквозь которую движется праздничный кортеж, приближающийся издалека и уходящий вдаль. Третий ноктюрн - "Сирены" - пронизан мягко колышущимся ритмом морских волн, на которых сирены поют свои песни, полные призыва и соблазна.

В фортепианном цикле "Эстампы" Дебюсси снова выступает как гениальный музыкант-пейзажист. Причудливый колорит "Пагод" (первого из трех "Эстампов") особенно впечатляет из-за использования экзотического пятиступенного звукоряда; серия жанровых сцен, где слышны звон гитары, ночные шорохи, приглушенный шепот лирических излияний, объединяется характерным ритмом испанских танцев во втором "Эстампе" - "Вечер в Гренаде". Третий - "Сады под дождем" - один из шедевров импрессионистской звукописи.

Дебюсси обращается к жанру фортепианной миниатюры на протяжении всего своего творческого пути, испытывая потребность передать тончайшие образы и ощущения, пользуясь богатейшими возможностями гармоний-тембров инструмента, которым сам владел в совершенстве. Так возникают его прелюдии, названия которых звучат как поэзия: "Что видел западный ветер", "Феи - восхитительные танцовщицы", "Звуки и запахи реют в вечернем воздухе", "Терраса, освещенная лунным светом", "Девушка с волосами цвета льна". Таковы некоторые пьесы из двух тетрадей, каждая из которых содержит 12 прелюдий. И, снова подчеркиваем, импульсами для музыки, в большинстве своем, становятся зрительные образы.

С наибольшей силой это свойство дарования Дебюсси сказывается в его симфонической сюите "Море", имеющей типичный для изобразительного искусства подзаголовок: "Три эскиза". "Море" написано в 1905 году. Не будет большим преувеличением, если мы скажем, что оно написано с натуры, так как в нем отразились (судя по высказываниям самого композитора) впечатления от побережья океана и Средиземного моря. Первую из трех частей Дебюсси назвал "От зари до полудня на море", вторую - "Игра волн", последнюю - "Диалог ветра с морем".

< возвращаемся - читаем дальше >